Зачем нужно искусство? Чтобы брать мысли, парящие в воздухе, волнующие многих, но не обретшие формы, придавать им соответствующую форму и, «накинув плащ», возвращать их обратно. Иногда.
Вот о чем мы думали, посмотрев драму «Стыд» в алматинском (модном) театре «ARTиШок» (наконец-то). В спектакле было высказано много мыслей, с которыми мы согласны и не согласны. Но основная нить – характеры казахов, «путающих стыд и невежество» (А. Сарым).
Первое впечатление – тема раскрыта не полностью. Тем не менее. В отличие от многих постановок о сегодняшнем дне – нет обвинений. Не как в академических театрах, которые, пригласив «поговорить о времени», два часа поучают и провожают. У нас Авторы мастера воспитывать пришедшего в театр человека, тонко, но твердо ставить его на место, не прибегая к красноречию. Редко встретишь произведение, которое, говоря о проблеме, не скатывается в пафос и не подвержено холоду патетики.
В «Стыде» есть стремление к исследованию, анализу общества. Смотрит на казаха из аула со стороны, иронизирует над казахом из города. Между ними есть железная ограда. В результате мы увидели правдивую постановку о бытии сегодняшних разрозненных, несовпадающих, говорящих на разных языках, живущих в разных мирах казахов (казахстанцев).
Поэтому ее (недешевые) билеты распродаются за две недели.
Драгоценный дар драматургам (и прозаикам). Не обязательно приглашать драматурга из Украины, чтобы увидеть правдивую постановку о себе. Посмотрите вокруг. Столько всего происходит. «Стыд» говорит лишь об одном из них. «Откуда берутся матери, бросающие младенцев в туалет?». «Из желания скрыть от людей», – говорят. Это может быть не единственная правда. Предложите свое мнение. Если сможете убедить. А в случае «Стыда» ценно стремление к исследованию.
Потому что хочется общаться о сегодняшних людях не только с Абаем или Гоголем, но и со своим современником. Иногда.
Из записи Асии Багдаулеткызы в фейсбуке