ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Традиции ставки Чингисхана

Традиции ставки Чингисхана

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
10 декабря, 2016
in Национальная история
0

В нынешнем музее Чингисхана в Монголии имеются сведения о том, что основными национальными играми монголов того времени были скачки, борьба (казахская борьба) и стрельба из лука по мишеням, а их оружием были лук, изогнутый меч, копье и щит. Всем известно, что все эти три игры и четыре вида оружия присущи только казахам. Более того, добавьте к этому сходство шлема династии Чингисхана из этого музея с казахской юртой. А разве казахская юрта, если присмотреться, не является уменьшенной моделью неба и земли?! О четырех видах оружия, упомянутых выше, пишет автор XIX века Г. Саблуков в своем труде «Очерк внутреннего состояния кипчакского царства», посвященном государствам Чингисхана и его потомков, что «монгольское оружие состояло из лука, меча, копья и щита», и что его остатки были найдены при раскопках столицы Золотой Орды города Сарай («Алаш» журнал. № 2 (23), 2009. С. 69).

— Кочевники, то есть мы, жили в юртах. До сих пор пользуемся. Пока наши предки изобретали юрту и жили в ней, даже самые развитые европейцы не могли сделать шалаш. Насколько сложна конструкция юрты. Европейцы не могут даже сделать веревку для юрты. Она стоит сама по себе, устойчива к ветру и дождю. Если земля движется, она наоборот танцует. Ни один казахский ребенок не погиб от землетрясения. Когда наш предок Чингис-каган завоевал полмира, он перевозил свою юрту на воловьих упряжках и заставил всех, кто сидел в каменных крепостях, признать великую казахскую культуру.

— Древние монголы почитали Тэнгри, поклонялись «вечному синему небу»: «В первый день первого месяца первого лунного месяца обязательно кланялись луне», — писал китайский историк Чжао Хун. Поклонение казахов тэнгри осталось прежним, не изменилось с тех времен. Казашки из Мангышлака, знающие обычаи, и сегодня, преклонив колени, приветствуют новорожденную луну. Я сам много раз видел, как моя мать и невестки приветствовали новорожденную луну словами «Ай көрдік, аман көрдік» (Увидели луну, увидели благополучно).

— У казахов есть традиция раннего сватовства девушек и парней. Дочь рода Конырат, Боте, была просватана и выдана замуж за Темирши в юном возрасте.

— «…Заставляли невесток кланяться, приносить угощения, играть на зурне, делать специальные ритуалы и поклоняться» («Тайная история монголов», с. 119). Поклонение казахских невесток родителям мужа и старшим родственникам, вообще старшим, преклонив колени, является уникальным явлением, присущим только казахскому народу. Такой традиции нет ни в одной другой стране, кроме казахской. Эта традиция до сих пор сохраняется в Мангышлаке в неизменном виде.

— «Я принес вам шубу из черного бархата, которую моя покойная мать подарила вашей матери, когда я женился, как будто вы мой отец», — предлагает он шубу («Тайная история монголов», с. 48). Сегодня, как говорится, «лучше невеста без калыма, чем жених без подарка», и дарение шубы сватам в Мангышлаке до сих пор сохранилось.

— «Шанырак (дом) родителей всегда оставался младшему сыну. Они никогда не ложились с чужой женой и считали это плохим, предательским поступком». Как мы видим в этом примере Чингисхана, браки заключались с согласия родителей с детства супругов. Незаконные связи считались непростительным позором (Марко Поло). Это тоже так. Разве не говорится у казахов, начиная с Адама, и по сей день, что «младший сын — хозяин шанырака»? Казахи и сегодня не «сватаются» к замужней женщине.

— «В один из солнечных дней весны того года два хана Амбагай, Урбей и Сухутай, отправились к могилам предков и провели большой пир» («Алтан Тобчи», с. 26). У казахов рода Адай до сих пор сохранился обычай приходить к могилам и совершать молитвы, приносить жертвы, то есть подавать милостыню на могилах похороненных там предков.

— Алгабике, дочь Чингисхана, выданная замуж за Алакуса, правителя рода Уак, после смерти Алакуса вышла замуж за его младшего брата по обычаю левирата. В то время, да и до сих пор, это был лучший способ не дать вдове остаться без поддержки и не оставить детей родственника на попечении других. А то, что левират присущ только казахам, всем известно.

— «Улус состоял из разных людей. Там были родственники и чужие. Более того, родственниками считались не только члены одного рода, но и все кровные родственники, вышедшие из одного предка» (Б. Я. Владимирцов). Среди чужих выделялись сваты (куда) — родственники по женской линии» (с. 19). По моему мнению, здесь не требуется никаких пояснений.

— «Возведение на престол на белом войлоке — это образ праздника Наурыз, праздника Тогыз. Говорят, что Чингисхана возвели на престол двенадцать человек из двенадцати родов казахов. По исследованиям ученых средневековья, величайшее влияние на создание нового улуса Дешт-и-Кыпчак в XIII веке оказал старший сын Жошы хана — Алшын (прозвище Орда Ежен). Из его потомков султаны Орысхан, его сын Куйыршык, его сын Баракхан, от него Аз Жанибек и Керей хан, которые начали объединять казахский улус (5.134). Тамга торе — «хантамга» в виде гребня М. Карамендина «Алаш журналы» № 4 (25), 2009, с. 58).

Возведение на престол на белом войлоке — древний казахский обычай. Двенадцать родов, возведших Чингисхана на престол, — это двенадцать родов Байулы, младшего из казахов. Наш Алшын — это Алшын. Имя предка повторялось у потомков. «Хантаңба» в виде гребня — это тамга рода Адай.

Согласно «Родословной тюрков» и многим другим казахским легендам и родословным, когда старший сын Чингисхана (то есть наследник престола М.К.) Жошы хан умер, никто не осмелился сообщить эту печальную весть кагану Чингисхану, и эмиры кагана возложили эту обязанность на великого сказителя. Великий сказитель, воспользовавшись моментом, когда Чингис-хан дал приказ начать сказ, сказал:

Море загрязнилось с головы, кто его очистит, о хан?
Дерево упало с корня, кто его поставит, о хан?
На что Чингис-хан ответил:

Если море загрязнится с головы, очистит его мой сын Жошы,
Если дерево упадет с корня, поставит его мой сын Жошы, — ответил он.

Когда сказитель повторил свои слова, Чингис-хан, заметив, что его глаза полны слез, сказал:

Слезы на глазах, разве сердце не будет встревожено?
Твой сказ опечалил душу, неужели Жошы умер? — и издал указ, что отныне всякий, кто осмелится говорить о смерти Жошы, будет наказан. Тогда великий сказитель ответил:

Я не имею права говорить, ты сам сказал, о хан!
Своим указом ты сам себе ответил, о хан! — ответил он. Тогда великий каган, не имея возможности отрицать горе, сказал:

Я потерял своего жеребенка, как кобыла, потерявшая жеребенка,
Я потерял своего мужа-сына, как лебедь, потерявший пару, —
воспользовавшись этим отрывком из сказа, все его эмиры встали со своих мест и выразили соболезнования великому кагану (Тизенгаузен В.Г. СМИЗО 1941, т.11, с.203-204).

Легенда, породившая казахскую кюй «Ак сак кулан», также намекает на эту же историю.

Сообщить матери Жошы, Борте, о тяжелом горе, которое сам Чингис-хан едва перенес, было нелегко. Чингис-хан, не осмелившись напрямую сообщить матери о смерти Жошы, специально приказал своему советнику Елю Жу Саю написать указ. В нем говорилось: «Хан, мой сын Жошы, скончался на одном из плато Кыпчакской степи. Это место — берег Маралского моря, где раньше обитали наши предки Борте-борі, прекрасная Марал. Жошы, соответствуя своему имени, по воле Аллаха был гостем, посланным нашим боржигинам, вот он вернулся к Тэнгри…» (Ино Юувэ Эсэси. Борте-волк. Исторический роман. Хөх хот, 1979, с. 373). Таким образом, весть о смерти Жошы была распространена в семье Чингисхана указом кагана. В связи со словами указа известный монгольский историк Амар пишет: «Одной из древних племен, живших на восточном берегу озера Балхаш в восточно-северной части казахской степи, было монгольское племя под названием Борте. Поэтому, возможно, когда Чингис-хан отправлялся в западный поход, он считал тюрко-кыпчаков близкими себе», — эти слова подтверждают мнение, высказанное в указе кагана. Вот так весть о смерти Жошы достигла монгольской ставки» (Эти данные взяты из труда З. Кинаятулы «Спорные моменты биографии Жошы хана». «Алаш» №5 (26), 2009, с. 4-6). Из этих данных мы видим, что настоящее название Аральского моря — Марал (ведь у казахов «арал» означает сушу, окруженную водой?!), что место обитания предка Чингисхана Борте-Бори (прозвище нашего Алшына) находится между Каспийским и Аральским морями, и что Жошы хан скончался на Устюрте (нынешнее название Устюрт, относится к Мангышлакской области) между этими двумя морями. По моему мнению, нет никаких сомнений в этом. Ведь эти данные предоставляют сами современные монгольские историки.

Вернемся к основной теме нашего разговора: чтобы хоть немного облегчить рану близкого человека, умершего таким образом, вместо того, чтобы прямо сообщать о трагической кончине, выражали соболезнования, используя высшие дипломатические методы. Эта традиция до сих пор сохраняется в казахской степи. Например, Алькей Маргулан в своем труде (Шокан Уалиханов. Избранное, — Алматы, 1980) пишет следующее: «Через несколько дней после этого Сырымбету пришло письмо от Тезека о смерти Шокана. По воспоминаниям современников, когда пришла скорбная весть о кончине Шокана, весь народ собрался и оплакивал его. По народной традиции, сообщить об умершем Шокане его отцу было поручено простому казахскому джигиту Жаулыбаю, а исполнить скорбный кюй — кобзисту Канкыже, сыбызгисту Тулаку. Кобзисты и старейшины аула печально вошли в юрту Чингисхана. Увидев Канкыжу, Чингис попросил его сыграть кюй, но вместо кюя прозвучала причитание.

Чингис остановил Канкыжу:

— Остановись, остановись, сыграй другой кюй, — сказал он.
— Играется другой кюй, но он звучит еще более скорбно. Чингис приказал остановиться и обратился к Тулаку.
— Тулак, сыграй ты.
— Но музыканты не сбиваются с кюя, один за другим звучат только причитания.
— Как тяжело слушать кюи, они погружают в скорбь и печаль, неужели мой дорогой Шокан умер? — вздохнул Чингис.
— Будь стоек перед случившимся, — сказал Жаулыбай.

Народ глубоко скорбел о безвременной кончине Шокана Валиханова, и акыны посвящали ему стихи. Акан Сери в то время был молодым акыном, только начинавшим свою карьеру. В одном из своих стихотворений, посвященных Шокану, он писал:

Превосходил сверстников умом и знаниями, но
Тело его осталось вдали от родной земли.
В своем последнем письме Шокан отправил отцу: «Приезжайте в Жетысу, увезите мою несчастную Айсару (жену) на родину, не оставляйте ее без вашего внимания и благосклонной заботы», — писал он.

С целью выполнения этого последнего желания Шокана летом 1865 года из Кокшетау в Алтын Емел был отправлен специальный караван.

Участники этой поездки в честь Валиханова возвели купол на его могиле из обожженного кирпича. Этот караван привез жену Шокана в Сырымбет.

Как вы сами видите, в этих двух случаях, разделенных шестью веками, нет никакой разницы в том, как сообщалось о скорбной вести. Эта традиция сохраняется у казахов на протяжении тысячелетий. Теперь добавьте к этому, что Ш. Валиханов является прямым потомком нашего великого предка Чингисхана, происходящим от него.

— «Расположение колодцев вдоль дорог Мангышлакского региона очень похоже на расположение станций вдоль дороги Пекин-Каракорум, построенной монголами, как описывает Рашид-ад-дин», — пишет Абиш Кекильбаев в своем труде «Пробуждение спящей красавицы». (С. 28). Это, конечно, закономерно. Причина в том, что огромное государство, созданное Чингисханом, было Казахским государством.

— В письменных источниках того времени встречаются записи «Темир-еке, Улын-еке». Например, «Имя матери Чингисхана было Улын, ее называли Улын-еке» (Аблгазы. Родословная тюрков. Алматы, 1992, с. 41). «Сын Салы-Кашау — Еке-Нидун» (с. 183), «Еке — Барула» (с. 187), «Еке — Серен» (с. 232), «Гюрбеси — еке» (с. 243), «Еке — Ордас» (с. 295). Эти данные взяты из труда И. Есенберлина «ЧИНГИСХАН — сотрясатель мира». По словам монгольского историка Санан-Сесена, жалайыры входили в состав могущественного объединения монголов под названием Еке монгол (великие монголы), пишет Мухамеджан Тынышбайулы в своем труде «Материалы, относящиеся к истории казахского народа». И по сей день уважительное обращение к старшим, такое как Мусеке, Наке, Саке, Алтеке, сохранилось только у нас, казахов. «Ечеке», «еке» на монгольском языке означает «отец». Тюрки добавляют к имени уважаемого человека слово «ата», например, Хаким ата, Сеит ата. Аблгазы. «Родословная тюрков» (с. 41). Добавление слова «ата» к именам старших, пожилых людей до сих пор сохраняется без изменений, как во времена Чингисхана. Это показывает, что современные казахи являются прямыми потомками тех казахов, их законными преемниками. Потому что в основе слова «еке» лежит наше слово «әке» (отец).

Соответствие казахских обычаев и традиций времен Чингисхана и последующих времен:

1. Обычай не наступать на порог.
В ставке Чингисхана и ставках последующих великих ханов у входа в ставку стояли два человека-дежурных, которые следили за тем, чтобы вошедшие не наступали на порог. Наступивший на порог наказывался. Либо снимали одежду, либо били несколько раз кнутом. Об этом писали Марко Поло и другие.
— Казахский обычай до сих пор. Нельзя наступать на порог, стоять на нем, говорят, не ставьте на кереге, на дверь.

2. Казахские телеги. Казахские племена в улусе Чингисхана широко использовали крытые телеги (күйме) вместе с грузовыми телегами. Сам Чингис-хан имел 22 походные телеги, запряженные волами. Путешественники П. Карпини, Г. Рубрук, М. Поло и другие много писали о телегах.
— Казахские роды и племена широко использовали телеги и крытые телеги как во времена Тюркского каганата, так и в последующие времена. Во время очередного похода хана Мухаммеда Шайбани на Казахское ханство в 1509 году только из улуса султана Жаныса было захвачено 10 тысяч крытых повозок.

3. В тенгрианской религии времен Чингисхана жертвоприношения и поминки ничем не отличаются от последующих времен. Только ислам оказал свое влияние. Например, раньше вместе с покойником хоронили лошадь, но позже, поскольку этот обычай не соответствовал шариату, он был прекращен, и вместо него стали использовать серебряные монеты и т. д. в качестве раздачи.

4. Девятикратное поклонение (преклонение) Чингисхана (согласно «Тайной истории») солнцу, поднявшись на вершину горы Бурхан, сняв головной убор и надев пояс на шею.
— Этот обычай, начиная с древних времен Усуней, хуннов, тюрков и до наших дней, использовался среди казахов в отношении солнца, тэнгри и в других ситуациях. Этим казахи выражали свое уважение к тэнгри, загадывали желания или просили прощения у кого-либо. Когда его внук Акбар тяжело заболел и был при смерти, великий могольский правитель Бабыр-шах поклонился тэнгри, снял головной убор, надел пояс на шею, трижды обошел Акбара и попросил Аллаха забрать его вместо внука. Через три дня Акбар выздоровел, а Бабыр скончался в возрасте 53 лет.

5. Когда Жошы хан погиб во время охоты на куланов, найманский жырау Кет Буга сообщил Чингисхану в стихах. Кет Буга — жырау и полководец, командовавший войском ильхана Хулагу, погиб в битве с египетским султаном мамлюком Кутузом у Айн-Джалута.
Кет Буга: Море загрязнилось с головы –
Кто очистит, о хан?
Дерево упало с корня –
Кто поставит, о хан!
Чингис: Если море загрязнится с головы,
Очистит его мой сын Жошы.
Если дерево упадет с корня,
Поставит его мой сын Жошы.
Тогда Кет Буга повторил сказанное им ранее, но говорил со слезами на глазах.
Чингис: Слезы текут из глаз,
Разве сердце не будет встревожено?
Твой сказ пугает сердце,
Неужели Жошы умер?
Кет Буга: Я не имею права говорить,
Ты сам сказал, о хан!
Твой указ тебе же и закон,
Что ты задумал, о хан!
Чингис: Я потерял своего жеребенка, как кулан, потерявший жеребенка,
Я потерял своего мужа-сына, как лебедь, потерявший пару! — заплакал он.

6. Как написано в труде Плано Карпини, татары (имейте в виду казахов) считали, что чем больше скота будет зарезано на поминках умершего, тем довольнее будет дух покойного. До советской власти у казахов было так же. Были и большие поминки, где забивали тысячи лошадей.
А калмыки-монголы оставляли умерших на съедение собакам и птицам, выбрасывая их в степь. Чингис и последующие великие ханы были тайно похоронены по старому казахскому обычаю.

7. Юрту умершего очищали огнем. Сейчас тоже очищают огнем.

8. Казахи, переезжая на джайляу, зажигали два больших костра и очищали скот, кроме лошадей. В древности огнем очищали и иностранных послов. Этот обычай соблюдался в Тюркском каганате и в улусе Чингисхана.
— В 1218 году город Баласагун был сдан без боя, поэтому его назвали Го балык (хороший город), балык — на древнетюркском языке означает укрепленный город.
— В 1219 году город Зернук также был сдан без боя и назван Кутлык балык (счастливый город). А Пекин был назван Ханбалык. В битвах при взятии Нишапура погибли зять Чингисхана Тогушар и внук Мутуген. Поэтому Нишапур был разрушен, а на его месте — Мау балык (плохой город). До сих пор в нашем языке используется слово Маубас. (Акылбеков Ш. М. «Чингисхан — Легенда и реальность»).
— «Другое: «Рисунок №5. Момент вечного путешествия тела Чингисхана. Тебриз (Иран). 1330 год. Размер 22х29см. «Шах наме». Фонд Джозефа Пулитцера, Нью-Йорк, Метрополитен» — гласит подпись к рисунку, выполненному автором: «Рисунки, выполненные сыном Рашид-ад-дина Гьяас-ад-дином в 1330-х годах для украшения дастана «Шах-наме». Человек, едущий на черной как смоль лошади, ведет за собой толпу народа. Грива и хвост черного скакуна были коротко обрезаны», — дает пояснение автор. Однако на лошади нет человека, стремена болтаются пустыми, поводья тоже свободно перекинуты через гриву, как будто кто-то ведет его за уздечку, то есть уздечка вытянута вперед. Вместе с тем седло перевернуто, то есть передняя лука седла обращена к спине лошади. Как сказал автор, грива лошади была коротко обрезана, а хвост обстрижен. Казахи называют это «ат тұлдау» (умерщвление лошади). Это один из обрядов траура по умершему человеку. Лошадь, которая будет умерщвлена, должна быть личным верховым конем, которым пользовался покойный при жизни. Эта традиция продолжается до забоя умерщвленной лошади на поминках покойного. Подобная сцена присутствует в эпопее М. Ауэзова «Путь Абая», в поэме М. Макатаева «Райымбек, Райымбек» и др. Такой обычай сохранялся среди казахов до 50-х годов XX века. Даже в отдаленных казахских аулах он существует до сих пор. Следовательно, церемония похорон Чингисхана проходила в соответствии с казахскими традициями. Это одно из ярчайших доказательств того, что Чингисхан был тюркского происхождения, имел казахскую кровь» (Т. А. Тыныбайын, почетный академик Национальной академии наук Казахстана, чингисхановед, историк, переводчик).

— Читая западных (русских) историков, почти все, как один, пишут, что предки казахов были дикими, не знавшими ничего, кроме кочевания, и даже не купались в реках и озерах. Они (Чингисхан) наказывали тех, кто мылся в реках и озерах.
Пояснение: Мы (потомки после Адама) были созданы из «одной капли» воды. Жизнь всех живых существ на земле и на небе (деревья и растения) началась с воды. Казахский народ знал это с древних времен. Наши родители, когда мы были детьми, постоянно напоминали нам: у воды есть святость, не загрязняй воду, не бросай в воду ничего попало, не стирай одежду в озерах и проточных водах, не справляй нужду в воде, не плюй в воду (колодец). Правда, когда мы были детьми, мы делали то, что говорили родители, но не всегда понимали смысл. Вот причина запрета Чингис-кагана на мытье одежды непосредственно в реке, то есть в проточной воде. О, мои предки! Разве эти западники не называют вас дикарями и не насмехаются над вами за то, что вы запретили загрязнять проточную воду?
Позвольте мне прояснить. Они никому не запрещали мыться. Они лишь приказали брать воду из озера или реки в посуду (ведро) и мыться на некотором расстоянии. Потому что вода от стирки в другом месте испаряется, снова превращается в воду и проходит фильтрацию. А грязная вода, попадающая непосредственно в проточную воду, остается в таком виде, что может вызвать инфекционные заболевания у людей, живущих ниже по течению.
Эти западные и восточные, особенно русские историки, называли наших предков дикарями, немытыми, и насмехались над ними. Эта ситуация отражена и в 30-серийном фильме Китая «Чингисхан». А сами они стирали свою одежду в проточных водах и озерах, мыли лицо, тело, среднюю часть и ноги, даже все вместе в одной бочке или большом тазу. Они сами понимали это как очищение, мытье. У многих из них до сих пор такое понимание. Их разум (ум и знания) не позволяет им различать нечистое и чистое, то есть откуда приходят болезни. А наши предки, используя кувшин, трижды ополаскивали основные части тела водой, стирая их отдельно, не смешивая воду друг с другом.
Из-за такого невежества и неграмотности, когда наши казахские ханы и каганы запрещали стирать одежду в реках и озерах, русский царь (11 октября 1552 года), взяв город Казань (Казахское ханство), полностью истребил население города и сбросил тела всех (татарские историки пишут о полумиллионе) в Волгу. Много писалось о том, что люди, живущие ниже по течению Волги, пили эту воду и страдали от различных смертельных болезней (эпидемий).
Большую часть поверхности Земли занимает вода (родники, реки, озера, моря, океаны), а также другие живые существа (люди, животные, звери, деревья, растения и т. д.) состоят из воды. Но последние — временные гости на земле. Все они приходят и уходят. Когда они уходят, вода в их телах при теплой погоде превращается в пар, а при холодной — в лед. Но потом они тоже превращаются в пар. Таким образом, они вечно вращаются на земле. Наше тело и душа — неотъемлемая часть этого вечного процесса.

«Хорошо, когда узнаешь о своих недостатках от других,
Хорошо, когда сам осознаешь и преодолеваешь недостатки своего разума» (Чингисхан).

Заключение: Не вызывает сомнений и споров, что Чингисхан, признанный величайшей личностью последних двух тысячелетий всеми странами мира (ЮНЕСКО), имеет казахское происхождение. Если мы не сможем признать это, то мы не имеем права называть себя казахами.

Кожырбайулы Мухамбеткарим, Мангыстау
Национальный портал

Previous Post

Пентагон сообщил об уничтожении участника атаки на Charlie Hebdo

Next Post

Язык – золотое сокровище национальной культуры

Next Post

Язык – золотое сокровище национальной культуры

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.