или
Имангали Тасмагамбетов как деятель искусства
Да, время еще не отпускает нас из объятий своей стремительной колесницы. Оно исчезает за горизонтом, оставляя позади свои знаки и отпечатки. В этом году исполняется четырнадцать лет с момента обретения нами независимости. За эти короткие годы были сделаны бесчисленные великие шаги. Отрицать это было бы явным несправедливостью. Мы доказали всему миру, что являемся нацией с высоким достоинством и безграничным терпением. Параллельно мы занимались поиском наших похищенных исторических ценностей, наших сокровищ, которые были растащены кем попало. Но разве легко вернуть то, что ушло из рук?
Однако, разве Запад не задумался, когда мы выставили на мировые ярмарки наши самоцветы, оставшиеся в наших черных сундуках, хранящиеся в наших сокровищницах? Тем не менее, сравняться с хитрой, прожорливой империей, которая силой поглотила и растратила накопленное веками целыми континентами и бесчисленными народами, было невозможно. Как сказал Махамбет, «кричать и требовать равенства» не получилось.
Один из выдающихся деятелей нашей нации – Кошке Кеменгерулы – в начале прошлого века сказал: «Китай и Япония, народы Востока, которые сейчас теснят Запад, многое переняли у Запада. Но они не признают духовную культуру Запада, не принимают ее». Эти страны до сих пор не отказались от этой привычки, и благодаря этому стали уникальными государствами, которые никому не позволяют диктовать условия.
Когда сознательные нации и народы спешно покидали «общее одеяло» глобализации, подтягивая свои ковры, как мы распахнули свои двери и окна, поддавшись этой напасти?
Чем Казахстан может гордиться перед мировым сообществом? Действительно, мы извлекли из нашей земли не одного, а трех золотых людей. Пантеон ханов – Сарайшык, мавзолей Ходжи Ахмеда и другие наши жемчужины – их предостаточно. Но разве не смоют все это нахлынувшие с Запада потоки «блестящих безделушек»?
Кстати, о поглощении. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер в 1998 году, до своего прихода к власти, в ходе дебатов с известным немецким ученым, исследователем глобализации, господином Юргеном Хабермасом, заявил перед всем народом Германии: «Немецкий народ никогда не будет поглощен глобализацией, потому что у немецкого народа есть могучий язык и неуничтожимая культура». Конечно, речь о немецком народе – это одно, здесь же речь идет о нашей собственной нации.
Возможно, еще рано бить тревогу. В 1994 году болгарская прорицательница Ванга дала следующее предсказание одному казахскому предпринимателю, который приехал к ней в Рупите, не назвав своего имени, национальности и рода занятий: «Я слышу топот тысяч скакунов, есть страна с глубокой историей, но чья правда только начинает раскрываться – Казахстан. Еще слышен гул земли, вы сидите на богатствах. Но то, что этот народ остался в стороне от этих богатств, в конечном итоге не приведет к добру. В третьем тысячелетии, как и в далеком прошлом веке, Европа снова будет считаться с вами. Остерегайтесь гор, если будете в хороших отношениях со своим народом, вы победите…»
Конечно, в словах великой прорицательницы есть доля истины, но сидеть сложа руки нельзя.
Да, как бы мы ни говорили иносказательно, приближается коварный период, требующий ослабления подпруги и тугого затягивания пояса, требующий чуткого сна и напрягающий разум. Времена, когда мы были «процветающим народом, сами себе ханы», ушли безвозвратно. Но многие из тех, кого народ считает своими сыновьями, кто полностью посвятил себя погоне за суетной жизнью, кто стремится поймать эту хитрую лису, не проявляют и тени заботы об этом.
Да, кто же из них является тем, кто превосходит сотню скакунов и тысячу жеребцов?! Не будем говорить о старшем поколении, выросшем в советскую эпоху. Кто из нынешних молодых героев власти, посвятивших себя служению нации, может быть выделен особо? Хотя их имена мелькают в памяти, трудно вспомнить какое-либо благородное дело, совершенное ими ради нации. Многие из них являются мастерами своего дела или, придя в политику, были безупречны, но когда дело касается национальных вопросов, одни беззубы, нерешительны, другие плохо знают родной язык, невежественны в своей истории, третьи – изворотливы, когда дело касается их собственных интересов, холодны к народу, как снег в тени, а другие, общаясь с народом, не могут разделить его горести и радости. Так кто же может удовлетворить чаяния народа? Если искать ответ на этот вопрос, то на ум приходит Имангали Тасмагамбетов. Несмотря на головокружительные карьерные высоты, он неизменно проявляет заботу о культуре, языке, духе своего народа, оказывает помощь, что, несомненно, выделяет его.
Да, в то время, когда эта напасть, называемая глобализацией, подступает к нам со всех сторон, в этот неопределенный период, полный надежд и сомнений, как можно быть спокойным за судьбу нации? Неслучайно Имангали, предвидя эту тревогу и думая о безопасности и будущем страны, вел переписку с Олжасом Сулейменовым, находившимся в Италии.
Олжас Сулейменов говорит: «Кочевники, даже если они не создали ничего, кроме орхоно-енисейских надписей, имеют право претендовать на особое место среди народов, внесших значительный вклад в мировую культуру. Они не оставили нам великолепных храмов, не изобрели порох или бумагу. Но кто может сказать, что литературная мысль, высеченная в камне навечно или сохраненная в народной памяти с древних времен, менее важна как элемент культуры?» – говорит он, донося это до слуха мировой общественности с высоких трибун. Однако и у нас не обошлось без расточительства. Например, расходы на пир Сагыная были сопоставимы с затратами на знаменитый мавзолей Тадж-Махал.
Знание истории, как и самопознание, является крайне необходимым действием в современном