В конце 1969 года в Павлодарской областной казахской школе-интернате №3 (ныне гимназия-интернат имени Ы. Алтынсарина) группой учащихся, стремящихся к национальным идеалам, была создана организация «Жас ұлан». Члены организации, ведя подпольную агитационную работу среди сверстников, увеличивали свои ряды. В декабре того же года на видных местах в областном центре и некоторых сельских населенных пунктах были расклеены листовки, призывающие общественность к независимости. Они также планировали выйти на первомайскую демонстрацию на Центральной площади города Павлодара с транспарантами «Даешь казахские школы и детские сады!». Однако организация была раскрыта областным управлением Комитета государственной безопасности в январе 1970 года.
* * *
После завершения расследования в управлении КГБ администрация школы-интерната по сценарию, предложенному областным комитетом партии, провела общешкольное собрание, комсомольское собрание, родительское собрание, педсовет и нанесла «жасулановцам» один за другим морально-психологические удары! Выступавшие на собраниях учителя и подготовленные ими комсомольские активисты критиковали не только политические действия «жасулановцев», но и их личности, доходя до оскорблений чести и достоинства их родителей! Вскоре администрация школы-интерната, комсомольская организация и Павлодарский городской комитет комсомола применили различные меры наказания к активным членам организации «Жас ұлан».
В частности, на бюро городского комитета комсомола, состоявшемся в апреле 1970 года, руководитель организации Каниев Арман Бактанович (автор этих строк), а также члены руководящего состава организации, называемого «комитетом»: Бейсекеев Рашит Араевич, Жунусова Айгуль Ашимовна, Алиева Гульбаршын Кабдыкаримовна были исключены из рядов комсомола по обвинению в «грубых идейно-политических ошибках в вопросе национальной политики». Болат Какежанов, Сембай Кусаинов, Кайрат Кабылбеков, Алтын Махметова получили строгий выговор за «грубое нарушение школьной дисциплины и правил», который был занесен в их комсомольские учетные карточки. Кроме того, Арман Каниев, исключенный из комсомола, Сембай Кусаинов, получивший строгий выговор, и не являвшиеся комсомольцами «жасулановцы» Кайролла Каженов и Саниял Мусин после окончания 9 класса были исключены из школы «по собственному желанию» с оценкой «3» по поведению в табеле успеваемости.
Мы позже осознали, что официальное наказание переросло в подпольное политическое давление. Например, мое право на образование и свободу печати были ограничены, я испытал и другие формы негласного наказания и преследования. Работая на черных работах до совершеннолетия, варясь в котле жизни различных социальных групп, я закалился. Возможно, поэтому я не отошел от пути национальных идеалов: в 1986 году я предпринял попытку вместе с группой товарищей в Павлодаре поддержать алматинских декабристов, в 1989-1991 годах я находился в центре общественных сил, основавших областные организации движений «Невада-Семей», «Азат», общества «Қазақ тілі», и активно участвовал практически во всех общественно-политических событиях в Керекуском Прииртышье. Среднюю школу я окончил заочно после возвращения из армии, а после обретения страной независимости – высшее учебное заведение также заочно.
Мои товарищи по духу: Болат Какежанов, Алтын Махметова, Кайрат Кабылбеков также испытали различные притеснения. А Гульбаршын Алиева (1955–1975 гг.), Рашит Бейсекеев (1954–1990 гг.), Айгуль Жунусова (1954–1991 гг.), Сембай Кусаинов (1954–2005 гг.) ушли из жизни преждевременно.
…Организация «Жас ұлан» родилась в нужном регионе, в нужное время, когда общество в этом нуждалось. Я считаю, что подпольное создание политической организации пятнадцати-шестнадцатилетними подростками и их выступление против колониализма заставили советскую власть задуматься о том, что проведение действенного испытания национального достоинства и терпения коренного народа в республике, называемой «Лабораторией дружбы народов», «Планетой ста наций», не принесет положительных результатов. Таким образом, «жасулановцы» смогли хотя бы немного замедлить темпы колониальной политики и даже способствовать внесению в нее поправок. После случая с «Жас ұлан» в одном из детских садов Павлодара была открыта казахская группа, а через некоторое время это дошкольное учреждение стало первым в области казахским детским садом под названием «Ақ бұлақ»! Некоторым населенным пунктам, улицам, магазинам были присвоены казахские названия.
…Ежегодно в преддверии Дня Независимости мне вспоминается партия «Алаш», карагандинская ЕСПП (Елін сүйген ерлер партиясы), московская организация «Жас тұлпар» и организация «Жас ұлан», которая брала пример с этих общественных объединений, и я с болью в сердце вспоминаю молодежь Алматы, участвовавшую в декабрьских событиях. Да, непросто вспоминать судьбы граждан, которые в колониальный период были приговорены к расстрелу, лишены свободы, подверглись преследованиям за действия во имя суверенной государственности, национальных идеалов и интересов…
Хотелось бы, чтобы нынешняя молодежь и подростки так же понимали ценность Независимости – нашего величайшего достояния, мечты семи поколений наших предков, ставшего благом только для нашего поколения!
Арман КАНИ,
поэт, заслуженный деятель Казахстана,
лауреат Международной литературной премии «Алаш».
Город Павлодар.
Ұлт порталы
На фото: «Жас ұлановцы»: (слева направо) Рашит Бейсекеев, Арман Каниев, Болат Какежанов и Гульбаршын Алиева, Кайролла Каженов, Кайрат Кабылбеков. 1969-1970 годы, Павлодар.
Использованные источники:
1. Материалы фонда Павлодарского областного государственного архива.
2. Арман Каниев. «Тұтанбай жатып сөнген еді «Жас ұлан» // Газета «Сарыарқа самалы» 15 июня, 1992 года.
3. Галымбек Жуматов «1969 год. Тот декабрь тоже был морозным» // Газета «Халық кеңесі», 18 сентября, 1992 года.
4. Жанболат Аупбаев «SOS» белгісі» // Газета «Егемен Қазақстан», 30 октября, 2002 года.
5. Галым Жайлыбай. «Нашему обществу нужны Махамбет и Мади…» Интервью с павлодарским поэтом Арманом Кани // Газета «Қазақ әдебиеті». 24 февраля, 2006 года.
6. Жанна Кыдыралина «КГБ не смог сломить дух молодежи» // Газета «Нур Астана», 4 июня, 2009 года.
7. Алдан Смаилов. «Судьбы, оставшиеся в тени» // Газета «Қазақ әдебиеті», 12-18 июня, 2009 года.
8. Сайлау БАЙБОСЫН. «Жас ұлан», поднявший флаг в семидесятых» // Газета «Жас Алаш», 16 декабря, 2010 года.
9. Ержуман Смаиыл. Идеи Алаша и партия «ЕСЕП» // Газета «Егемен Қазақстан», 23 февраля, 2011 года.
10. «Дорога людей: жажда свободы» // Документальный фильм, Казахстанский филиал МТРК «Мир»,