Авария произошла с космическим кораблем, запущенным с Байконура. Грузовой космический корабль «Прогресс-МС04», стартовавший в ночь на 2 декабря, через шесть минут после старта взорвался в воздухе. Специалисты сообщают, что связь с ракетой была потеряна вскоре после ее запуска.
«Роскосмос» предположил, что космический корабль «сгорел в небе над горной местностью Республики Тыва». Однако до сих пор его обломки нигде не найдены. Этот корабль должен был доставить на Международную космическую станцию около трех тонн продовольствия, одежды и других необходимых грузов. Известно, что грузовой корабль, направлявшийся к Международной космической станции, был запущен без экипажа.
По другим данным, груженый «Прогресс» не смог выйти из атмосферы и сгорел на высоте 190 км. Специалисты говорят, что «произошел сбой в двигателе ракеты». «Роскосмос», похоже, не имеет претензий к сгоревшему «Прогрессу». Внутренности, похоже, даже не вскрылись. Ведь это ведомство, похоже, готовит к запуску еще один «Прогресс» через три месяца.
Конечно, взрыв ракеты – дело непростое. «Внутренности не вскрылись» – это просто фигура речи. Ведь сколько сил и средств было потрачено на сборку одной ракеты. Кому выгодно, что она сгорела в небе, не достигнув цели? Да, не только российские ракеты теряются и падают, но «периодические взрывы космических кораблей» наносят ущерб и без того подорванной репутации России. Хотя никто открыто не говорит о последствиях сгоревшего космического корабля, мы все можем представить его угрозу для окружающей среды. На этот раз, слава Богу, он, похоже, улетел далеко от наших аулов. Тем не менее, всем известно, в каком социально-экологическом положении находятся населенные пункты, расположенные вблизи космодрома.
Последствия запуска каждой ракеты с Байконура невозможно возместить никакими деньгами. Академик Кайыржан Бекишулы пишет о негативном влиянии работы космодрома на окружающую среду: после запуска нарушается естественный режим атмосферы; атмосфера и земные слои загрязняются остатками токсичного ракетного топлива; разрушается озоновый слой; вызывает кислотные дожди. С момента ввода Байконура в эксплуатацию было запущено около 1300 ракет. Обратите внимание, что при падении первого блока многоступенчатой ракеты-носителя «Протон» (состоящего из шести баков) на землю выливается от 1,5 до 3,5 тонн гептила. «Таким образом, если при одном запуске на землю выливается в среднем 2 тонны гептила, то за 44 года выльется 520 000 тонн гептила. По данным Национального аэрокосмического агентства, количество гептила, повреждающего землю, в современных ракетах-носителях составляет около 150-200 литров», – пишет академик Кайыржан Бекишулы.
Кстати, недавно в рамках работы ЕЭК Совета первый заместитель премьер-министра Аскар Мамин встретился в Москве с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Рогозиным.
На этой встрече стороны рассмотрели перспективы развития и текущее состояние сотрудничества между двумя странами в космической и военно-технической сферах. Также на встрече были обсуждены конкретные вопросы, связанные с документами, готовящимися к подписанию по сотрудничеству в комплексе Байконур: подготовка Концепции продолжения сотрудничества на космодроме Байконур, внесение изменений в межгосударственное соглашение о статусе города Байконур и другие вопросы.
Ранее премьер-министр Бакытжан Сагинтаев неоднократно встречался с Д. Рогозиным. В ходе переговоров обсуждались вопросы обеспечения экологической безопасности и контроля в комплексе Байконур, приоритеты развития города Байконур и сел Аккай, Торетам, перспективы военно-технического сотрудничества и другие актуальные вопросы. Кроме того, казахстанская сторона предложила рассмотреть вопросы разработки и принятия долгосрочной программы двустороннего сотрудничества в области космической деятельности до 2030 года. Отдельно обсуждались вопросы создания НИЦ «Байтерек» и перевода НИЦ «Протон» на экологически безопасный космическо-ракетный комплекс.
В любом случае, судьба Байконура напрямую связана с Россией, а не с нами. Пройдет ли он 49 лет аренды зелено, или «его семя иссякнет», известно одному Богу. Говорить о том, что Байконуру повезет, когда Земля еще не может возместить ущерб от пролитого гептила, – абсурдно.
Г. Нурмолдакызы
Газета «Жас Алаш»