Мечта предков – независимость, и историческая правда заключается в том, что она досталась поколению конца ХХ века. Выдающиеся деятели искусства, такие как Каукен Кенжетаев и Есим Сегизбаев, предвидя распад могучего Советского Союза, создали прекрасные возможности для молодых талантов из страны миллиардов, чтобы оттачивать свое мастерство на родной земле.
Среди этих претендентов был Ермурат Зейипханулы, который после окончания Института искусств в городах Шынжан и Куйтун (Китай) работал диктором на Илиском областном телевидении. Он сразу же привлек внимание своим многогранным талантом, ступил на порог родной земли и стал студентом очага искусства имени Темирбека Жургенова.
Ермурат Зейипханулы родился в Кунесском районе Илиского округа Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и с юных лет проявлял склонность к различным видам искусства. Он рано привлек внимание как певец и композитор. Уже тогда он представил публике такие песни, как «Жайлауым әнім», «Сәбилер-ай», «Ерен тауым». После переезда сюда он всерьез занялся творчеством. Он не пропускал занятия у талантливых преподавателей Академии искусств, углубляя свои знания и оттачивая свой бушующий талант. В 1993-1994 годах он завоевал призовые места на республиканском конкурсе молодых композиторов «Үкілі үміт» и конкурсе профессиональных певцов имени К. Байсеитовой.
Будучи поэтом, писателем, певцом, композитором и актером, Ермурат Зейипханулы завершил обучение в учебном заведении имени Т. Жургенова. В это время Казахстан стал независимой страной, и наш Первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев обратился с призывом: «Соотечественники, разбросанные по всему миру, как просо, объединяйтесь под синим знаменем». Откликнувшись на этот призыв, Ермурат Зейипханулы принял твердое решение остаться в Казахстане и, тесно связав полученные знания с данным ему Богом талантом, с энтузиазмом приступил к внесению своего вклада в литературу и культуру независимой страны.
За свою недолгую жизнь он занимал почетные должности в Оперном театре и балета имени Абая, Академическом драматическом театре имени М. Ауэзова, Казахском государственном женском педагогическом университете, военном ансамбле Министерства обороны, а также возглавлял отдел искусства и культуры Ассоциации казахов мира.
В творчестве он создал такие значимые и глубокие песни, как «Алматым», «Үкілі-айым», «Шырын-ай», «Күнес-ай», «Көк тудың желбірегені», «Қайран құлжа», «Ауылым менің Нұрлыда». Кроме того, он представил вниманию любителей литературы прозаический сборник «Сыбызғы сарыны» и три поэтических сборника: «Өзіңе арнадым», «Бұ дүние», «Үшбурыл», наполненных глубокими мыслями и прекрасными образами. В 1995 году в «Доме ученых» и в 2006 году в Филармонии имени Жамбыла он дважды провел сольные творческие вечера. Благодаря своему выдающемуся труду и многогранному творчеству он был принят в Союз писателей Казахстана, получил звание «Деятель культуры Республики Казахстан» и дослужился до звания «майор» в Министерстве обороны.
Достигнув зрелости, в возрасте 45 лет, он был унесен от нас злым роком. Если бы он был жив, мы бы вместе отметили его 50-летний юбилей и стали бы свидетелями его достижений на высоком уровне. Цель моей небольшой статьи – рассказать о его произведениях, отражающих его горячую любовь и безграничную преданность Родине, Независимости, Отчизне и родной земле.
В своем первом произведении, песне «Жайлауым», он поет:
Жасаған кешегі,
Бабамның мекені.
Бар екен өмірде,
Жайлаудың не теңі.
Мен жүрген жайлаудың,
Тауының биігі-ай.
Арудан аумайтын,
Аяулы киігі-ай, –
и с детским восторгом и восхищением смотрит на священную родную землю, где обитает благодать и процветание, землю предков, и на ее стройную и прекрасную природу.
Его впечатления о прекрасной Алматы, к которой он стремился ради искусства и которая вдохновила многих поэтов, были совершенно особенными.
Әлемнен саған тең іздемен,
жұмағым Алматы,
Анашымдай емізген ең
тұз-дәмің, шәрбатың, –
Он выражает безмерную благодарность за возможность утолить жажду знаний и свободно творить, оттачивая свое искусство.
Алатаудың асқарында аппақ қар – ар жатыр,
Сол ғой сенің пәктігіңнің белгісі – Алматым, –
Эти строки – новая метафора, которую никто из поэтов до него не использовал, говоря об Алматы. Бесспорно, это свидетельство горячей привязанности и глубокого уважения к Алматы.
Радость, счастье, гражданский долг и сыновняя обязанность перед обретенной всем казахским народом независимостью – это нечто совершенно иное.
Жалғыз отаным – Қазақстаным,
Ғажапстаным – жайды құшағын.
Тағдырдың ұмытып азап-қыспағын,
Күнді құшамын, айды құшамын, –
Он ликует, бросая шапки в небо, и с гордостью заявляет всему миру, что у него есть Родина, что он независимый человек.
Бұлт көмкерген қыраным – Қазақстан,
Алтын қанат пырағым – Қазақстан, –
Эти строки, подчеркивая символ государственности и суверенитета, незыблемое доказательство независимости, золотую нить, связывающую прошлое и настоящее моей истории, гласят:
Шайқалмайтын тұрағым – Шаңырағым,
Сарқылмайтын жыр-әнім – Қазақстан, –
Он клянется в прочности государства и в том, что готов воспевать его всю свою жизнь.
Есть особая причина, по которой мы выделяем и останавливаемся на стихах Ермурата, посвященных только Родине, родной земле и независимости. Ведь он отказался от всего ради любимого искусства и независимости, и на этом пути смог представить народу глубоко трогающие произведения, посвященные своей нации и независимой Родине. Среди них: «Күнес-ай», «Қызай ана», «Көк тудың желбірегені», «Екі дүниеде жалғызым Қазақстан», «Кенесары», «Ауылым менің Нұрлыда» и другие.
Никто не сомневается, что песня «Көк тудың желбірегені» на слова поэта Алмаса Ахметбекулы стала «гимном» всех казахов мира. В связи с этим я считаю целесообразным кратко остановиться на истории песни «Ауылым менің Нұрлыда», свидетелем которой я был.
Во времена Советского Союза Динмухамед Ахметович Кунаев построил, а в годы независимости пришел в упадок, в глухом уголке Енбекшиказахского района аул под названием «Нурлы». Постепенно здесь начали селиться соотечественники из трех регионов Китая и из Турции. По требованию народа и по предложению компетентных органов, одним из лидеров, имеющих свое место в обществе, был назначен акимом этого аула Рахым Айыпулы. Соотечественники поздравили Рекена, накинули ему на плечи чапан и подарили машину. Я вместе с Ерекеном отправился на это торжественное собрание, сидя на белом скакуне нашего друга Райыса. В этот момент, увидев жизнь в Нурлы, людей, переселившихся сюда «ради потомков, ради страны, ради родной земли», Ереке был охвачен особыми чувствами и создал эту песню в тот же день.
Ауылым Нұрлы аумағы нулы, қамысты,
Аңқылдақ жаным Алматы жақтан ала ұшты.
Адымы аршын астымда жарау ақ тұлпар,
Ақсұңқар көңіл желікті желмен жарысты.
Айта бар сәлем алыста жүрген құрбыға,
Сағынсаң орал, ауылым менің Нұрлыда, –
Услышав шум, он не мог спокойно лежать, и с охватившим его восторгом поделился своей радостью с народом, передавая привет далеким братьям.
Бастауы Күнес Іле ағып жатыр іргемде,
Шалқыды шабыт, жарыла жаздап тұр кеуде.
Алтын шоқы асып, атажұртты аңсап келген ел,
Басқаны қайтсын Нұрлыда еркін жүргенде.
Айта бар сәлем, алыста жүрген бауырға,
Сағынсаң орал Нұрлы деген ауылға, –
Эти строки, связывая Кунес, где он родился, и Или, где он вырос, с родной землей, он с детской радостью описывает благополучное существование соотечественников, объединенных в Нурлы благодаря независимости.
Бар екен қайда қазақылықтан кең нендей,
Арқаң – Сарыарқа, Алатау – асқақ кеудеңдей,
Нұрлыға келсең баурайды бауырым бір бақыт,
Барқытбел, Іле, Өр-Алтай көшіп келгендей.
Айта бар сәлем алыста жүрген туысқа,
Сағынсаң орал, Нұрлыға келіп ту ұста.
Эти строки невозможно читать без волнения. Вспоминаешь широту души, доброту, братство, обычаи, традиции, тоску по Родине и любовь, присущие соотечественникам, оставшимся вдали. Невольно восхищаешься поэзией и композиторским талантом Ермурата Зейипханулы, который сплел все это воедино, как плеть, и остаешься доволен его мировоззрением и вкусом.
Мое знакомство с Ермуратом Зейипханулы началось в Кунесе в 1982 году, когда пробудилась моя страсть к искусству, и продолжилось в 1990-х годах в Кульдже, где мы стали коллегами. В 1994 году мы вновь встретились в Алматы, в независимом Казахстане, с горячей любовью к Родине. С этого года и до конца его жизни мы поддерживали тесные творческие связи, обменивались мнениями о времени и обществе, были единомышленниками. Мы вместе пережили трудности и радости, совершили немало поездок по зарубежным странам. За более чем тридцать лет дружбы с Ермуратом меня особенно поражали его гражданственность, человеческие качества, благородство и честность, братство, и, особенно, чистота и ответственность в отношении искусства. Он старался доводить начатое дело до конца и выполнять свои обещания в меру своих сил.
В заключение, Ереке был человеком, наделенным редкими для людей качествами. Умение заниматься несколькими видами искусства одновременно – это не каждому данное счастье. Не говоря уже о его актерском мастерстве, чего стоят его поэзия, композиторство и пение. Традиция создавать к собственным стихам, рожденным из искренних чувств, проникновенные песни и исполнять их так, чтобы они достигали сердца, сегодня становится редким