Казахская земля неоднократно переживала великие события и перемены мирового значения. Многие из них нашли достойное место в мировой истории. Например, Великое переселение народов, начавшееся в IV веке с гуннов, привело к падению Римской империи, а казахская степь оказала значительное влияние на судьбу Великого Шелкового пути, берущего начало в древности.
Обращаясь к историческим данным, мы видим, что, несмотря на различные названия, которые давали далекие и близкие народы и государства благословенному краю казахов, его сущность в основном связывали со степью. Древние русичи знали его как «Половецкую степь», в арабских рукописях средневековья встречаются названия «Мафазат-ал гуз» (огузская степь), у персидских авторов – «Дашт-и кыпчак» (Кыпчакская степь), «Улус ва ел казак» (Казахский улус). Известно, что Л.Н. Гумилев, выдающийся специалист по истории древнего мира и средневековья, осмыслив все это, написал в прошлом веке замечательную монографию под названием «Древняя Русь и Великая степь».
Звездный час краткого и емкого прославления нашей степи и страны наступил в 2014 году. 17 января наш Елбасы Н.А. Назарбаев, обращаясь с Посланием к народу Казахстана, провозгласил нашу национальную идею – «Мәңгілік Ел». Нет сомнений, что это сокровище, найденное нашими предками и завещанное потомкам в виде надписей на камнях, пройдя сквозь века, укрепит нашу Независимость и поможет войти в число 30 самых развитых стран. Создание «Мәңгілік Ел» было вековой мечтой народа, населяющего бескрайние степи Евразии.
Интеллектуальные поиски Президента были отмечены прекрасным осмыслением в ходе празднования 550-летия Казахского ханства. На торжественном собрании он сказал: «Под небом этой необъятной Великой Степи, как путеводная звезда, родился Новый Казахстан. Наш Казахстан – это Страна Великой Степи, ставшая очагом великих свершений!»
Немногие государства достигли таких успехов, как Казахстан, за четверть века своей Независимости. По меркам исторического времени, 25 лет – это лишь мгновение. Но для конкретного государства и его граждан, стоящих перед дилеммой существования или несуществования, 25 лет – это немалый срок. Истина в том, что если молодое государство, только что созданное, не сможет выстроить внутреннюю и внешнюю политику и практику в соответствии с интересами независимости, не найдет своего достойного места в мировом сообществе, то у нации, давшей ему название, нет будущего.
Казахстан с честью прошел это испытание. Казахский народ, государствообразующий народ, несмотря на все трудности, достойно выполнил возложенную на него историей миссию.
Да, мы не можем поставить Казахстан накануне Независимости в один ряд с нынешним Казахстаном. Но не стоит голову терять от успехов. Впереди еще много испытаний. Ведь мы – народ, стремящийся войти в число 30 самых развитых стран, реализовать национальную идею «Мәңгілік Ел». Следовательно, мы должны заранее выявить старые или вновь возникшие препятствия, мешающие нашему прогрессу. А их предостаточно и в экономике, и в социальной инфраструктуре, и в образовании и науке, и в культуре и искусстве, и в работе с молодежью. В конечном счете, народ не несет ответственности за происходящие в нашем государстве недостатки. Единство народа, в том числе самобытность казахов – главный плод и движущая сила Независимости. Конечно, не бывает государства без недостатков. Но если эти противоречия и недостатки выйдут за пределы и окажут вредное воздействие на самобытность и сущность государствообразующей нации, то будущее нации и государства, несомненно, станет туманным. Это проявлялось по-разному в каждой стране. Например, мы бы отнесли к основным противоречиям и недостаткам, приведшим к распаду Советского Союза, во-первых, кризис в межнациональных отношениях, во-вторых, технологический застой, в-третьих, политико-идеологическую глухоту. У Югославии, Ирака, Афганистана, Украины – у каждого своя трагедия.
Прямо сейчас нашей Независимости и национальной самобытности не угрожает катастрофа. Тем не менее, последствия некоторых едва заметных процессов могут завтра поставить перед нами вопрос «кто кого».
На наш взгляд, национальная самобытность – это интегральный показатель, отличающий от других этносов большое сообщество людей, сумевших создать свое государство в результате различных (экономических, социальных, духовных и т.д.) процессов, происходивших в эволюционной преемственности на одной территории с общей этногенезом и этническим развитием. Национальная сущность – это непрерывное обогащение и наличие у каждого гражданина сокровищницы базовых ценностей, таких как язык, традиции, мировоззрение, вкус, трудолюбие, безопасность, присущих только этому историческому сообществу.
Иными словами, только самобытность и сущность, которые, пройдя через множество испытаний, лелеяли свою великую степь и свободу, домбру и колыбель, жертвовали скотом – своей жизнью, а жизнью – своей честью, ценили каждого казаха как единственного, могут стать опорой национального государства. Внутреннее единство так же необходимо для процветания нашей страны, как и для обеспечения национальной безопасности. В единстве – суть борьбы и победы.
Великая Степь имеет колоссальную историю. Известно, что ее записывали летописцы и историки античного мира. Отдельные яркие страницы были запечатлены в литературе и устной истории периода Казахского ханства. В колониальные и советские века национальная история Страны Великой Степи исследовалась и пропагандировалась в соответствии с давлением чужой цивилизации и идеологии, теории и практики. В результате, хотя и была определена формационная схема нашего прошлого, ее содержание искажалось мифами, далекими от истины. Академик М. Козыбаев, знаток нашей истории, разоблачил более десяти исторических мифов, касающихся Казахстана XVIII-XX веков. Среди них: миф, преуменьшающий статус национально-освободительных движений казахского народа и преувеличивающий статус пролетарских движений в казахской степи; миф, преувеличивающий прогрессивное значение вхождения казахского народа в состав России в истории Казахстана; миф, преувеличивающий национально-освободительное движение 1916 года в большевистском ключе; миф в литературе, принижающий сущность Февральской революции 1917 года, скрывающий ее добрые дела, преувеличивающий ее недостатки и сравнивающий ее с Октябрьской революцией, противопоставляющий им; миф о законности Октябрьской революции; миф о навешивании ярлыка националиста на деятелей, защищавших национальные интересы, а затем и на весь народ; миф о преувеличении статуса Казахской Советской государственности; миф о противоречивом развитии бывшего Союза, и в частности, Казахстана в 70-80-е годы.
Помимо этого, спорные проблемы об И. Сталине, характере Великой Отечественной войны, движущих силах Великой Победы, потерях в войне рассматривались не только на примерах Казахстана, но и в контексте истории всего Советского Союза.
Только благодаря Независимости стало возможным освободить историю Страны Великой Степи от мифов, то есть сладких сказок, и обосновать ее подлинное повествование. Нет сомнений, что первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым был дан новый импульс для изучения нашей истории с высоты современных требований. Трудно не заметить справедливое отношение Главы государства к истории: «Ценить прошлое, продолжать их мечты и цели – это не только моральный долг, но и одно из основных условий общественного развития, прогресса», «В истории казахов нет ничего, чего бы казахи стыдились». Глубоко осмыслив, что Независимость необходима не только государству, гражданам, но и историческому сознанию и науке, Елбасы ни на мгновение не упускал из виду установление ее двух опор.
Первая опора – создание предпосылок и потребностей, необходимых для нового расцвета исторического знания и науки. В этом отношении особое значение имеет отказ от политико-идеологических, классовых догм в общественных и гуманитарных науках под непосредственным руководством нашего Президента. Кроме того, была реформирована система исторического образования, написаны учебники и учебные пособия нового поколения, открыты научно-исследовательские институты и центры. Была начата подготовка специалистов по востребованным специальностям.
Короче говоря, невозможно перечислить все проделанные дела. В современном Казахстане нет существенных препятствий для развития исторического образования и науки. Поэтому, возможно, все, кто взял в руки перо, оказались на грани того, чтобы стать историками. Мы видим, что у этого есть как хорошие, так и плохие стороны. Есть критика и замечания в адрес тех, кто выбрал легкий путь к славе. Однажды Елбасы сказал: «У истории один урок: я категорически против утверждения, что она не дает никаких уроков. Люди, которые относятся к истории как к совокупности легких, пустых слов, действительно не могут извлечь уроков из истории».
Вторая опора – собственный вклад Елбасы в поднятие национальной истории на невиданную ранее высоту, сравнение и сопоставление ее опыта и уроков с человеческой цивилизацией. Это само по себе делится на несколько направлений. Прежде всего, следует отметить создание новой теоретико-методологической основы, повысившей познавательный потенциал исторического мышления и приведшей к выдающимся достижениям, а также обогащение информационно-документальной базы, являющейся «крыльями» исторических исследований.
Конкретным проявлением президентских достижений, открывших новые горизонты для отечественной истории, является всестороннее раскрытие влияния мировых и отечественных исторических процессов и опыта на сегодняшний и завтрашний Казахстан, на наших граждан, особенно на молодежь, того, что преемственность с прошлым не отвергает глобализацию, а наоборот, способствует вхождению в число самых развитых стран; его труды, такие как «В волне истории», «Путь Казахстана», «В сердце Евразии»; объявление годов памяти жертв репрессий (1997), национальной истории (1998), проведение 80-летия голода (2012), празднование 300-летия Абылая (2013); включение в календарь ЮНЕСКО 1500-летия Туркестана, 2000-летия Тараза, юбилеев Абая, М. Ауэзова, К. Сатпаева, А. Маргулана, А. Кастеева, Курмангазы, А. Бокейхана. Каждое из этих событий дало импульс к решению накопившихся задач в области истории, восстановлению научной истины, устранению «белых пятен», вдохновило ученых.
Историческая наука, способная говорить правду, находит путь к сознанию и сердцу человека. Воспитание через историю – это и есть. Самое главное – в историческом сознании народа Казахстана наблюдаются качественные изменения. Наши граждане смотрят на прошлое своей страны не так, как раньше, через призму общественно-формационных измерений, классовой борьбы, бескомпромиссной идеологии, понятий революций. Они теперь не отрицают, что в национальной истории были как прогресс, так и регресс, и что в этом участвовали как народ, так и личность, и власть. В современном историческом сознании прочно укоренились идеи независимости и государственности. По меркам истории, четверть века – это лишь мгновение. В исследовании, пропаганде, обучении и прославлении нашей национальной истории еще много нерешенных дел. Как сказал Елбасы, «история – великий учитель, но нельзя вечно оставаться в ее рамках». Было бы желательно, чтобы она стала источником знаний и умений, инноваций и веры, мобилизующим каждого казахстанца на созидательную деятельность, порождающим оптимистичный, мощный энтузиазм. Так рождается новый Казахстан в новом мире, вечная Страна Великой Степи.
Ханкельды АБЖАНОВ,
директор Института истории и этнологии им. Ш. Уалиханова,
член-корреспондент НАН РК
Источник: газета «Егемен Қазақстан»