…Существует множество легенд о смерти Моцарта, скончавшегося в возрасте тридцати пяти лет. Распространено мнение, что Сальери, завидуя таланту Моцарта, отравил его. Этот литературный миф получил широкое распространение в мире после произведения Пушкина «Моцарт и Сальери». В последние годы моцартоведы начали опровергать это, утверждая, что «великий композитор умер своей смертью, а Сальери был оклеветан». Через 32 года после смерти Моцарта Сальери перерезал себе горло, но выжил. Враги Сальери распространили слухи: «Сальери не смог простить себе убийство Моцарта и попытался покончить с собой». Моцартоведы говорят: «Сальери был очень известен и богат. Пока Моцарт испытывал финансовые трудности, он жил в достатке. Конкуренция и соперничество между ними действительно имели место. Сальери завидовал Моцарту, но не убивал его».
Сальери также был выдающимся талантом, у него были свои слушатели и поклонники. В 21 год он написал оперу «Армида». «Армида» с большим успехом была поставлена в авторитетных театрах Европы. У него было немало коллег, которые его хвалили и критиковали. Одним из тех, кто резко критиковал и даже отрицал творчество Сальери, был отец Моцарта, Леопольд Моцарт. Хорошие отношения Сальери с императором, его высокая оценка императором, его служба придворным капельмейстером – все это раздражало Леопольда (отца Моцарта). По мнению отца, «Сальери занял должность и получил признание, которые должен был получить Моцарт». Он не скрывал своих мыслей и отношения к Сальери от сына. Короче говоря, Леопольд не любил «удачливого итальянца». В то время признание в Вене означало признание во всей Европе. Итальянцы от природы музыкальны и артистичны. Они приобретали большую популярность в Вене. Конечно, это не нравилось местным австрийским музыкантам. И, конечно, нельзя забывать о значительной роли отца в воспитании Моцарта и его становлении как композитора. Мнение отца о Сальери, конечно, повлияло на Моцарта. Как и его отец, Моцарт ненавидел итальянцев. Конечно, Сальери хорошо знал, что Моцарт его не любит. Кто может любить человека, который тебя не любит?! С годами их отношения становились все более напряженными. Сальери также считал Моцарта, «вундеркинда», известного с пяти лет, своим соперником. Доктор Э. Гульднер пишет: «Моцарт страдал от малярии. Болезнь была настолько тяжелой, что Моцарт лежал в постели, не приходя в сознание, он слабел с каждым днем, а болезнь усугублялась».
Музыковеды пишут, что Бетховен был любимым учеником Сальери, и Бетховен с большим уважением относился к своему учителю. Когда он полностью потерял слух, Бетховен завел тетрадь для общения с друзьями. Маэстро записывал свои мысли в тетрадь и показывал их друзьям, а они писали ответы под ними. На одной из тетрадей Бетховена есть запись: «Сейчас Сальери очень болен. Он полностью потерял сознание. Он считает себя виновным в смерти Моцарта. Говорит, что отравил его». Однако, принадлежит ли эта запись именно Бетховену, до сих пор является предметом споров среди исследователей.
Сальери, крупная фигура в мире музыки, был «выброшен на берег» временем и мифом о смерти Моцарта. Сколько бы моцартоведы ни оправдывали Сальери, он не может избавиться от клейма «убийцы Моцарта».
Аягуль Мантай