В самом сердце города Кокшетау есть улица имени Капцевича, отличающаяся длиной и величием. Кто же этот Капцевич, в честь которого кокшетаусцы назвали улицу, вознесли до небес и почитают?
Не будем ходить вокруг да около – если заглянуть на страницы знаменитого труда Александра Ивановича Герцена «Былое и думы», придется обратить внимание на его записи о генерал-губернаторах, правивших Западно-Сибирским краем по воле царя. Мы так и поступили.
Вопросы, поднятые в XV главе (страницы 247–252) первого тома четырехтомного труда А.И. Герцена, изданного в Москве в 1988 году издательством «Правда», предельно смело и открыто разоблачают язвы, произвол и кровожадную жестокость обсуждаемых генерал-губернаторов. Мы считаем целесообразным представить здесь подлинный текст А.И. Герцена (разумеется, на русском языке) без изменений, чтобы наши слова звучали предельно ясно и недвусмысленно.
«Один из самых печальных результатов петровского переворота – это развитие чиновнического сословия. Класс искусственный, необразованный, голодный, не умеющий ничего делать, кроме “служения”, ничего не знающий, кроме канцелярских форм, он составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующее в судах и полициях и сосущее кровь народа тысячами ртов, жадных и нечистых.
Вот каков был истинный облик царского российского общества того времени. Они были паразитами, высосавшими кровь и разжиревшими, как белила, на шее покорного народа, который не мог ничего, кроме беспрекословного исполнения приказов власти.
А.Н. Герцен не обходит стороной гениальные произведения великого Гоголя, сорвавшего маску с коррупции, угодничества, двуличия и подхалимства, охвативших Россию. «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал на русское чиновничество во всем безобразии его; но Гоголь не вольно примеряет смехом, его огромный комический талант берет верх над негодованием», – предупреждает он. Затем он справедливо напоминает, что великому писателю не хватало силы для глубокого и смелого разоблачения судьбы несчастного русского народа в тот период.
Именно здесь он с горечью пишет о том, что крайние злодеяния чиновников, живших за счет народа, процветали в Сибирском крае, далеком от императорского двора. Среди них он особо выделяет и разоблачает генерал-губернаторов, оставивших после себя кровавый след своей ненасытностью, жадностью и жестокостью, таких как Пестель (отец Павла Ивановича Пестеля, казненного царем Николаем как декабрист) и Капцевич. Он на конкретных примерах показывает, что их безжалостное угнетение и кровавая эксплуатация подчиненного им народа не соответствовали никаким законам.
«Пестель завел открытый, систематический грабеж во всем крае, отрезанном его лазутчиками от России. Ни одно письмо не преходило границы нераспечатонное и горе человеку, который осмелился бы написать что – нибудь о его управлении. Он купцов первой гильдии держал по году в тюрьме, в цепях, он их пытал».
Вот так разоблачаются злодейские действия генерал-губернатора Западно-Сибирского края.
Несмотря на то, что народный гнев переполнил чашу терпения, жестокий Пестель утопил людей в их собственной крови и жестоко наказал. Один мещанин из Тобольска тайно присоединился к каравану через Киякты и добрался до Петербурга, где подал жалобу царю Александру. Царь, прочитав письмо, сильно разгневался.
– Иди домой. Мы это проверим, – сказал царь.
Мужик:
– Ваше высочество, я больше не могу идти домой. Меня ждет смерть, если я пойду. Лучше оставьте меня здесь.
Дело этого жестокого Пестеля было рассмотрено в Сенате, и он был всего лишь отстранен от должности. А на его место пришел Капцевич, в честь которого кокшетаусцы до сих пор называют улицу и почитают его.
А.И. Герцен пишет об этом чиновнике следующее: «После Пестеля явился в Тобольск Капцевич, из школы Арапчеева. Худой, желчевой, тиран, по натуре, тиран потому, что всю жизнь служил в военной службе, беспокойный исполнитель – он проводил все во фрунт и строй, обьявляя мамсимум на цены, а обыкновенные дела оставлял в руках разбойников.
В 1824 году государь хотел посетить Тобольск. По Пермской губернии идет превосходная широкая дорога, давно наезжанная и которой, вероятно, способствовала почва. Капцевич сделал такую же до Тобольска в несколько месяцев. Весной, в распутицу и стужу, он заставил тысячи работников делать дорогу; их сгоняли по раскладке из ближних и дальних поселении; открылись болезни, половина рабочих перемерла, но “усердие все превозмогает” – дорога была сделана.
Господин Капцевич, как и сменявшие друг друга высокопоставленные чиновники, то есть генерал-губернаторы, не уменьшил своей жестокости, а лишь усилил ее. В конце концов, ни один русский генерал-губернатор не сделал ничего, что мы, народ Независимого Казахстана, могли бы чтить. Это должны знать все русские люди, кроме шовинистически настроенных узколобых, а также все здравомыслящие люди, далекие от добра и милосердия.
А в каком городе России были названы улицы в честь генерал-губернаторов царской России? По-моему, нет. Так в чем же наша беда?!
Раньше в одной русскоязычной газете, издававшейся в Кокшетау, было опубликовано длинное документальное произведение, восхваляющее адмирала Колчака. А мы знаем из истории, что солдаты адмирала уничтожали местное население Северного Казахстана, грабили все, насиловали и унижали их дочерей, разрушали до основания невинные семьи и целые аулы. Колчак, возможно, является выдающейся личностью для истории России прошлого и настоящего. Но как можно скрыть его злодеяния и произвол от народа Независимого Казахстана?
Это правда, что мы допускаем такие нелепости и беспорядки из-за слабости нашей идеологической мощи.
Недавно я был на заседании ономастической комиссии нашего города и ушел в сильном расстройстве. Там наше предложение назвать улицу именем Ы. Алтынсарина вместо Капцевича было отклонено. Городские маслихаты встали и упорно настаивали, что глава области против этого предложения. Значит, власть имущие не знакомы со знаменитым трудом А.И. Герцена «Былые и думы».
Мы были вынуждены написать эту статью с болью и обидой, в надежде, что они ознакомятся, прочитают и, возможно, изменят свое отношение к Капцевичу.
Теперь мы ждем от соответствующих органов и должностных лиц.
Толеген Кажыбай,
Председатель Акмолинского областного филиала
Союза писателей Казахстана
Газета «Жас Алаш»