Стартовала акция «Страна Великой Степи – 25 основ Независимости», посвященная 25-летию Независимости Республики Казахстан. Мероприятия, проводимые в рамках 25 звездных дней, направлены на освещение результатов плодотворных лет. Первый день мероприятия был посвящен Конституции страны, а сегодняшний день приурочен ко Дню государственных символов.
Независимость Казахстана в 1991 году кардинально изменила судьбу Жандарбека Малибекулы, будущего автора Герба. В конце этого года он активно готовился к участию в международном конкурсе на создание комплекса Амира Темира. Однажды его земляки из Алматы сообщили о выходе в газете «Егемен Қазақстан» информации о конкурсе на лучший проект Государственного флага, Герба и Гимна Республики Казахстан и задали вопрос, почему бы ему не принять участие. Это внезапное известие, несомненно, пробудило патриотические чувства и повысило интерес у архитектора, которому было уже под пятьдесят, и которого нелегко было сдвинуть с места. Самое главное, желание создать что-то, связанное с судьбой родной страны, стремление внести свой вклад, не давало покоя ни днем, ни ночью. Он изучил множество исторических и археологических трудов. Ознакомился с экспонатами сакского периода, выставленными в музеях Средней Азии, и научной литературой. Тогда ему пришла мысль, что Герб должен объединять многовековую историю и современность казахского быта, и для этого основой идеи должна стать юрта – священное и благословенное место, очаг и традиционная ставка жителей Великой Степи, история которых насчитывает более трех тысяч лет. Известно из записей Геродота и других древнегреческих историков, что кочевые скифские племена жили в юртах. Благословения «Пусть твой шанырак не поколеблется!», «Пусть твои кереге будут широкими, а порог – крепким!» давно прочно укоренились в сознании нации. Хотя юрта сегодня становится бытовым символом жилища, ее удобство, сложность конструкции и красота привлекают предпринимателей, и неслучайно они строят просторные и величественные рестораны по этому проекту.
Жандарбек Малибекулы приложил все усилия для реализации своей идеи, успел, и в соответствии с требованиями конкурса привез проект будущего Герба из Ташкента и сдал его в канцелярию Верховного Совета Республики Казахстан. Затем из 293 работ комиссия отобрала 10. Эти проекты были многократно проанализированы. Среди них сразу бросилось в глаза большое количество заинтересовавшихся работой Жандарбека Малибекулы. Однако среди членов комиссии нашлись и те, кто с опаской относился к «бараньим рогам» на макете, считая их устаревшими, и называл «звезду» пережитком прошлого Советского Союза.
4 июня 1992 года на торжественном заседании Верховного Совета состоялось официальное знакомство с новыми государственными символами Казахстана. В своем выступлении Президент Н.А. Назарбаев сказал: «Не будет преувеличением сказать, что герб, столь совершенным образом передающий национальный дух, редко встречается в мире. Стрелы, исходящие от шанырака – великого символа казахской жизни, подобно лучам рассвета, с крылатыми золотыми конями, похожими на лунные рога, предстают как образ высокого стремления нашего народа в будущее. То, что два коня защищают общий шанырак своим крылом, заставляет задуматься. Великая идея, воплощенная в гербе с чрезвычайно гармоничным художественным решением – идея СВОБОДЫ – пусть напоминает нам казахскую пословицу: «Борьба за Родину – удел джигита». Пусть наш герб, возвеличивающий нашу доблесть и возносящий наш дух, будет благословенным!».
После этого в течение трех месяцев по заданию был изготовлен бронзовый образец Герба, и в 1992 году он был официально принят. А 24 января 1996 года Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Государственных символах Республики Казахстан» был определен правовой статус Герба.
Герб очень сложен, наполнен множеством интересных и священных смыслов, таких как шанырак, уык, желбау, кереге, басқұр, босаға юрты. Поэтому мы до сих пор всесторонне его объясняем. Это оправданно. Мы также сочли нужным высказать свое мнение о некоторых представлениях о Гербе. Ведь это раскрывает и проясняет его смысл и содержание.
Герб, являющийся одним из главных символов нашего государства, теперь представляет собой совокупность гармоничных форм и образов, имеющих символическое значение, отражающее культурные и исторические традиции государства. Это понятие, образ, рожденный из казахских национальных традиций. Тамга – это также древний казахский знак собственности. В детстве мы много раз видели, как ставят тамгу на лошадей и клеймо на мелкий скот.
Основной частью Государственного герба Республики Казахстан является изображение шанырака – главной составляющей части, напоминающей небесный купол, символа одного из основных начал жизни, с изображением образцов прикладного искусства жителей Великой Степи, выполненных точно и изящно, в голубом цвете. Это символизирует общее священное место проживания, единую Родину всех народов, населяющих нашу страну.
Прочность и надежность шанырака связаны с его уыками, напоминающими лучи солнца. 72 уыка, соединяющие кереге и шанырак и расходящиеся подобно солнечным лучам, олицетворяют представителей многих этносов, которые вместе несут единство и жизнь независимой страны. И хотя эти уыки очень похожи друг на друга, каждый из них имеет свое уникальное место в навершии шанырака. Любой уык не может быть вставлен или установлен в любом месте.
Изображения по правую и левую стороны шанырака – крылатые кони из легенд. Это образ скакуна, широко распространенный в казахской поэзии, который может доставить вас с одного конца Великой Степи на другой в любое время, символ стремительной мечты, парящего воображения, неустанного стремления, благородных целей. Это спутник джигита, главный конь для битвы с врагом, его сила, ведущая к победе, мощь неугасающего духа и несгибаемой стойкости, образ стремления вперед, к свободе. Крылья коня – символ высоких мечтаний и стремления к созиданию многонационального народа. А золотые крылья тулпара, изображающие колосья, символизируют трудолюбие казахстанцев и их материальные блага.
В верхней части Герба – на боковой поверхности усеченного конуса расположена объемная пятиконечная звезда. Ее человечество использует с древних времен. Звезда, подобная короне Государственного Герба, символизирует стремление казахстанцев быть страной, стремящейся к сотрудничеству и партнерству со всеми народами мира, а также обретение собственного счастья, своей звезды.
На самом деле, у каждого человека есть путеводная яркая звезда, поэтому она всегда символизирует священное суеверное понятие, когда казахи благословляют: «Пусть твоя звезда засияет, пусть твоя звезда заблестит». Не стоит слишком избегать суеверий. Это был и остается психологический, духовный путь повышения уверенности человека в себе.
Рогатые животные на Гербе в обычаях кочевников использовались как символ святости, особенности, обособленности, священности. Лечебные свойства рогов сайгака и оленя издавна известны. Поэтому изображение рогов различных животных, символизирующих небесные дары, земные блага, победу в походе, занимает важное место в символических композициях многих народов.
Кереге, расположенные симметрично у основания шанырака, – это образ юрты. В нижней части, в выступе передней части юрты, вместе с вырезанными элементами, в средней части порога крупными буквами написано священное слово «ҚАЗАҚСТАН», которое объединяет и поддерживает все символы. Это название золотыми буквами сияющей Родины свободного, обретшего волю, независимого казахского народа, который сам распоряжается своей судьбой и сам создает свое счастье.
Государственный герб Республики Казахстан имеет круглую форму. Это символ жизни и вечности, который кочевники Великой Степи особо почитали, и который приходит в круге. Кроме того, основной цвет, использованный в Гербе, – золотой, символизирующий ясное небо и мирную жизнь. Золото в древнем казахском понимании является символом богатства, самым благородным и чистым металлом, полезным для жизни человека.
В заключение, Государственный Герб, отражая исторические этапы формирования государственности казахского народа с сакского периода до последних веков, его обычаи, традиции, философию, мечты, стремления, вкусы и представления, прекрасно сочетает в себе целостность и единство государства, национальное согласие и гармонию. Поэтому содержательность и глубина, привлекательность и красота, художественность и великолепие этой символической композиции являются удивительными и жизнеспособными, долговечными и созидательными.
Все это свидетельствует о знакомстве автора Герба с наследием предков, бесценными ценностями нашей нации, о его систематическом освоении их сокровищ. Любовь к красоте, выдающееся трудолюбие, особая ответственность за начатое дело двигали им вперед на протяжении всей жизни, привели к победе, побудили к созданию одного из драгоценных государственных символов нашей страны.
Связь автора Герба с родной землей началась с 1998 года. Он восстановил мечеть Айтпай в Кызылорде, реконструировал филармонию имени Аскара Токмагамбетова и передал их на благо народа. А после переезда в Астану в 2002 году его работа в области архитектуры активизировалась. Были подготовлены проекты более 15 крупных объектов. Он участвовал в подготовке технико-экономического обоснования Института нейрохирургии, разработке эскизного проекта мечети «Нур Астана», конкурсе на проект Театра оперы и балета, а также в строительстве грандиозного объекта «ЭКСПО-2017» – символического здания в честь 550-летия Казахского ханства.
Государственный Герб, рожденный на заре Независимости, благодаря семи-восьми годам труда получил новую модель государственного стандарта (СТ РК 989-2014) к двадцатипятилетнему юбилею независимости, и более сорока его элементов получили известные названия. Теперь есть большая уверенность в том, что Герб, вобравший в себя духовные и материальные ценности нашей нации, будет и впредь одним из главных государственных символов Вечного Народа.
Абдыжалел БАКЫР,
доктор политических наук, профессор