Прошло четверть века с тех пор, как мы достигли заветной священной Независимости, о которой мечтали наши предки испокон веков. За 25 лет возродилась и ожила наша исконная религия, являющаяся основой национальной духовности. Казахи, с их щедрой душой и благородным нравом, на протяжении многих веков широко распахивали объятия народам, подвергшимся ударам судьбы, принимая их как братьев без какого-либо отчуждения. В результате многонациональное, многоконфессиональное, светское государство – Казахстан, подавляющее большинство населения которого составляют мусульмане, стало мирной страной, единство и согласие которой служат примером для многих. Тем не менее, очевидно, что неповторимый национальный облик казахов, присущий только нашему народу, выделяет нас среди других. Среди этого следует особо отметить наличие культуры и национальной одежды, соответствующих историческим традициям нашего народа.
Даже в минувшую советскую эпоху, когда провозглашалось «Религия – это пребывание в плену невежества», не удалось нанести удар по религии и традициям нашей нации. Хотя религия отделена от государства, она не отделена от общества. Поэтому светское государство, известное мировому сообществу, гарантирует свободу вероисповедания и обеспечивает возможность гражданам страны исповедовать религию в соответствии с их верой и выбором. Поскольку подавляющее большинство народа Казахстана исповедует ислам, мечети управляются из одного центра через муфтият, руководствующийся школой Матуриди ханафитского мазхаба, и ведется просветительская работа в соответствии с духовными запросами народа.
В последнее время, чтобы подорвать нашу государственность и ослабить духовную опору казахского общества, различными религиозными экстремистскими организациями совершаются разнообразные идеологические нападки, уничижающие нашу казахскую природу, обычаи и традиции, культуру, а также наши ценные национальные одежды с их изящным великолепием.
На первый план выходит проблема хиджаба, которая наносит ущерб вековым национальным ценностям, искажает первоначальный облик и смысл, отдает приоритет внешней форме над внутренним содержанием, а также вызывает большие споры в обществе. Кто может гарантировать, что за этой тенденцией, проникающей в нашу среду, не стоят коварная политика и злые намерения определенных заинтересованных групп?..
Да, что тут такого? Лучше, чем ходить полуобнаженными, это гораздо лучше, и возникновение законных споров о шариатских предписаниях и т.д. является обоснованным. Несомненно, ислам оказал огромное влияние на формирование казахов как нации и государства. Ислам переплелся с казахским национальным мировоззрением, культурой, обычаями и традициями, став их неотъемлемой частью.
Сейчас кажется, что понятие религии и традиции, а также их соблюдение, разошлись. Казахское мировоззрение – никогда не противоречило исламским ценностям. Поэтому не секрет, что непризнание традиций некоторыми молодыми людьми, начинающими познавать религию, порождает противоречивые мнения в обществе.
Мы достигли того, что образ мусульманских девушек в обществе предстает в черных одеждах, скрывающих лицо, с грубым поведением, демонстрирующим не столько милосердие и нежность, сколько «мое правильно, ты заблуждаешься» – отчужденность и заносчивость, сопровождаемую болтливостью и ретроградностью.
В традиционном казахском мировоззрении женская одежда, в том числе одежда девушек, отличалась разнообразием, великолепием и изяществом в зависимости от времени, погодных условий, места и сезона.
Казахи, которые всегда неукоснительно соблюдали предписания шариата, не возражали против того, чтобы девушки и женщины одевались скромно, в соответствии с возрастом, семейным положением и статусом в быту, наоборот, они гармонично сочетали предписания шариата с традиционными ценностями. Например, один только образ казахской девушки в «укили камшат, бурмеле койлек», ставший темой произведений многих акынов и жырау, или образ наших матерей с «белым платком, развевающимся на ветру», отвечает на многие вопросы. Казахская национальная одежда служила не только для защиты от природных воздействий, но и соответствовала общему религиозному мировоззрению, казахским обычаям и запретам.
В связи с этим, в своем выступлении на Молодежном форуме Елбасы Н.А. Назарбаев отметил: «Мы движемся в правильном направлении, изучение истории, особенно привлечение к ней молодежи – очень важно. Но я против ношения паранджи. Особенно я против того, чтобы студентки и молодые люди носили хиджаб и паранджу. Наши женщины никогда не носили их, не скрывали своих лиц. Конечно, мы с уважением относимся ко всем представителям мусульманской религии, но у нас есть свой путь, свои национальные обычаи и традиции», – тем самым намекнув на необходимость для казахов продолжать только тот путь религии, которого придерживались предки.
Когда у нас есть богатая событиями история, полная наставлений, полная примеров традиция, мудрое мировоззрение, достойное подражания, то то, что мы следуем за различными течениями, уводящими наше сознание в разные стороны, является испытанием для нашей государственности. Поэтому я хочу сказать, что давайте научимся носить национальную одежду, которая веками не отрывалась от корней и придавала красоту нашим девушкам, преобразуя ее в соответствии с требованиями времени и потребностями эпохи.
Амантай Раушан,
Ведущий эксперт отдела Международного центра культур и религий
Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан
Национальный портал