У меня был чеченский товарищ по имени Худдиси, который жил в нашей деревне. Мне вспоминается одна история, которую я услышал от него самого.
Однажды Худдиси, возвращаясь домой с работы поздно вечером, проходил мимо высокого кирпичного забора, окружавшего центральный рынок. Вдруг он услышал громкий голос:
– Эй, эй, куда идешь? Не спасешь ли меня от этих хулиганов?! – услышал он сердитый голос. Обернувшись на голос, который звучал на его родном чеченском языке, он увидел экспедитора союза потребителей, своего старого знакомого, стоящего между двумя огромными рыжими русскими, с руками, заломленными за спиной, в униженном положении.
Худдиси, немного задержавшись, не знал, как помочь своему земляку, который неожиданно попал в руки двух насильников, и, вероятно, испытывал двойственные чувства. Были и причины, по которым он не бросился вперед сразу, а колебался. Дело в том, что, хотя экспедитор был чеченцем по национальности, его жена, похоже, не была мусульманкой. Возможно, поэтому он сторонился собраний и мероприятий своих немногочисленных соотечественников здесь, держался особняком. А это редкое и чуждое для чеченцев поведение. В целом, Худдиси, который не любил таких «гнилых яиц» среди своего сплоченного и единого народа, как этот экспедитор, все же не выдержал и, подойдя к нечестивцам, которые грабили беднягу под высоким забором средь бела дня, вмешался.
– Эй, парни, что это вы делаете? Вам не стыдно нападать на одного вдвоем? – Худдиси сначала попытался образумить двух насильников.
Хулиганы, отобрав у экспедитора немного денег из кармана, теперь пытались снять с него новые блестящие туфли. Хулиганы, не обращая внимания на подошедшего Худдиси, обругали его по-русски.
– Убирайся, пока цел! Иначе получишь! – пригрозили они.
Худдиси, конечно, был не из тех слабых, кто питается капустой и картошкой, а из рода крепких, полных парней, выросших среди казахов и привыкших к казы и карта, с ногами как ведра и кулаками как молоты.
– Тогда моя кровь закипела, – говорит Худдиси. – Я быстро прекратил свои уговоры и ударил этих наглых глупцов между ног, свалив их на спину. Затем я немного «выровнял» их лица и носы, избил их до визга, как свиней, и, наконец, прогнал их так, что они не могли даже обернуться.
– Ах, молодец! – тогда мы начали восхвалять нашего товарища, который справедливо наказал насильников. Но Худдиси не особо обрадовался нашим похвалам. Наоборот, он нахмурился и выглядел обиженным.
– Я говорю об этом экспедиторе, – сказал он. – Вместо того чтобы поблагодарить меня, Аллах, за то, что я освободил его от рук неверных, он смотрит на меня с неприязнью.
– Как это? – мы были очень удивлены.
– «Мои деньги ушли к этим хулиганам. Ты не смог их вернуть», – начал он ругать меня…
– Вот как?!
– «Эй, почему ты не сказал вовремя? Где я теперь найду этих парней? Они убежали, пока я смотрел», – начал я оправдываться перед экспедитором.
– Бедняга, у него совсем нет человечности, – тогда мы выразили Худдиси свое сочувствие. – Зачем ты защищал такого неблагодарного? Если бы воры украли лишние деньги, заработанные этим негодяем, что бы тогда? Ему самому так и надо!
– У меня нет другого оправдания! – Худдиси опустил голову и задумался.
– Почему? – спросили мы.
– Пусть он и жадный, и подлый, но он ведь мой соотечественник?
– И что с того?
– Соотечественник есть соотечественник. Люблю я его или ненавижу, неважно. Если с моим соотечественником случится беда, и я увижу, что его обижает кто-то другой, разве я не должен прийти на помощь и поддержать его? Таков суровый закон нашего народа. Если я нарушу его, я буду проклят, – сказал тогда наш чеченский товарищ, с которым мы росли вместе с детства, как жеребята.
Кандасы, говорят… Так кто же они? Обычно мы называем соотечественниками людей одной нации, одного народа. У казахов есть поговорка: «У кого одна кровь – у того одна душа». Мы постепенно начинаем понимать, что это не просто пустые слова, а понятие с глубоким, философским смыслом.
Биологическая и физиологическая близость кандасов не вызывает сомнений в науке. Как объяснить, что казахи, живущие в Москве или на Аляске, в Китае или Турции, узнают друг друга издалека, если они не являются гибридами со смешанной кровью или маргиналами, забывшими свою национальную природу? Говорят, что так поступаем не только мы, но и другие.
Мировоззрение, психология, поведение кандасов имеют свои уникальные черты, что видно и в повседневной жизни. Особенно примечательно, что, хотя национальные особенности соседних народов, часто контактирующих друг с другом, начинают стираться, древняя история свидетельствует, что они никогда не исчезают полностью. Приведем лишь один пример. Однажды мы, два казаха из Алматы, ужинали в ресторане недалеко от офиса ЮНЕСКО в Париже. Вскоре дверь ресторана распахнулась, и группа из пяти-шести человек, громко разговаривая, прошла к дальнему столику. Заметив, что мы с удивлением смотрим на эту шумную группу, француз-переводчик рядом с нами объяснил:
– О, это итальянцы, возвращающиеся с работы, – сказал он. – Они обычно так свободно и громко разговаривают. Что поделать, темпераментный народ!
Действительно, итальянцы, приступив к еде, не умолкали. Они говорили быстро, как пулеметчики…
А у нас, казахов, громко разговаривать за едой всегда считалось неприличным. Также наши родители, выросшие на природе, не говорили гостям за дастарханом таких ободряющих слов, как «ешь, пей!», «давай еще!», «давай выпьем!». Они руководствовались принципом: «Мы поставили перед тобой еду, а твои руки свободны».
Тогда возникает вопрос: как же формируются такие разные, непохожие друг на друга черты поведения, психология у представителей разных народов, наших кандасов? Конечно, очевидно прямое влияние среды, природы, исторических и социальных корней. По мнению Л. Н. Гумилева, основоположника современной науки этногенеза, географическая зона и ландшафты оказывают огромное влияние на историческое развитие этносов (народов).
Однако наша цель – не углубляться в исторические и социальные тайны понятия «кандас», а размышлять и искать ответы на вопрос, каковы истоки различий в познании, психологии, морально-нравственных качествах каждого индивида, каждого человека, являющегося кандасом, соотечественником.
Для меня, как писателя, более интересным является поступок моего чеченского товарища Худдиси, который, не раздумывая, бросился на помощь, когда увидел этих мерзких хулиганов, причиняющих насилие кому-то, кого он сам не очень-то любил и даже презирал. Конечно, все мы знаем, что нужно помогать слабым, и все мы мастера говорить об этом. Но можем ли мы гарантировать, что на месте Худдиси в такой чрезвычайной ситуации мы бы не бросились в драку с кулаками ради какого-то пьяницы? Во-первых, помогая кому-то, можно самому получить побои. Мы очень сдержанны в таких случаях, стараемся все решить разумом, не хотим быть глупцами вместе с глупцами. Разве не так? А чеченский парень Худдиси не стоит на месте, как мы. Худдиси, конечно, не какой-то оборванец с улицы: он имеет высшее образование, интеллигентный парень, как мы, носит галстук. Его ум, знания и навыки не уступают нашим. Он известный в районе человек, фотожурналист. Ему тоже не хочется ввязываться в драку с какими-то проходимцами. Мы думали, что Худдиси, выросший среди казахов, стал казахом. Оказалось, что друг все же остался чеченцем (нохчий). Он не мог остаться в стороне, когда другие чеченцы подвергались насилию со стороны чужаков… Его кровь сразу же бросилась в голову.
По нашему мнению, вся суть проблемы в этом. Кровь… Кровь и душа с самого начала были неразделимы, как близнецы. Более того: свойства и характеристики крови и души с самого начала должны быть общими, схожими, связанными, едиными. Разве не написано в Священном Коране: «Мы сотворили человека из лучшей глины. Затем Мы превратили его в каплю семени в надежном месте. Затем Мы превратили эту каплю в сгусток крови. Затем Мы превратили сгусток крови в кусочек мяса. Затем Мы создали из кусочка мяса кости, и облекли кости мясом, и затем Мы оживили его, придав ему дух» («Му’мин», сура 12-14). Обратите внимание на это чудо, непостижимое для человеческого разума: слово нашего Творца, переданное нам через неграмотного араба (Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха) полторы тысячи лет назад, сегодня полностью подтверждается наукой, основанной на опыте. В том числе, и то, что сгусток крови, образующийся в утробе, со временем превращается в мясо, является чистой правдой. Заметили ли вы: в первую очередь после попадания семени – идет кровь. Следовательно, первое творение (с биологической точки зрения) – это обычная красная жидкость, кровь. Кровь! Кажется, в ней есть тайны, смысл которых до сих пор полностью не раскрыт.
Коран и ислам строго запрещают употребление крови. Пища, приготовленная из крови, относится к величайшим харамам. Почему? У некоторых народов (например, у малых народов Сибири) одним из почетных блюд является кровь свежезабитого молодого скота, приготовленная на огне. Однако следует учитывать, что эти малые народы являются потомками шаманистских политеистов, поклоняющихся духам, дьяволу, огню и воде. А среди соплеменников, исповедующих монотеизм (ислам, иудаизм, христианство), мы не слышали и не знали о таких диких обычаях. Наоборот, известно, что исповедующие монотеизм почитают кровь как священную вещь. Например, каждый опытный казах, забивающий скот, сливает кровь в яму и закапывает ее, чтобы не наступить на нее. Многие люди пугаются, увидев кровь, и их сердца начинают колотиться. Даже тот факт, что не все врачи становятся хирургами, неоспоримо связан с их неспособностью преодолеть психологический барьер, а не с недостатком способностей.
Приведем пример. Российские ученые Ю. Бут и В. Нестеров опубликовали результаты исследований, проведенных в терминальных лабораториях. По их мнению, в телах всех животных, убитых насильственной смертью, появляются искры, называемые «лучами смерти» (гаввах – особая энергия, возникающая от мучений души). Если эти искры собирать и усиливать с помощью специальных приборов, а затем направлять на различные живые организмы, они вызывают крайне вредные и опасные изменения. А каково будет состояние бедняг, пьющих кровь и жарящих котлеты из крови, вы можете представить сами: кто может гарантировать, что такие дикие обычаи не являются одной из многих причин деградации, упадка, сокращения и, в конечном итоге, исчезновения с лица земли?
Кровь – это священное понятие, сложная субстанция как с биологической, так и с философской точки зрения, что подтверждается как прошлыми, так и нынешними научными исследованиями. Не случайно, что вскоре после прихода к власти в Российской империи большевиков во главе с В. И. Лениным был создан институт исследования крови под руководством выдающегося большевика, ученого, философа А. Богданова. В этом научном центре, существующем до сих пор, в советские годы, похоже, проводились очень секретные исследования. Другие европейские ученые, такие как М. Гендель, С. Гроф, Р. Шнайдер, П. Ниханс, Гиршфельд и др., в начале прошлого века, особенно в 30-40-е годы, открывали лаборатории по исследованию человеческой крови, проводили различные эксперименты, и некоторые из них впоследствии пытались использовать подстрекатели-бунтовщики, создатели теории расизма…
Что мы поняли: кровь человека обладает особыми свойствами. Например, наблюдая за температурой и течением крови отдельного индивида, можно точно определить многие явления в его поведении и моральном облике. Более того, кровь была определена как единственная субстанция, сохраняющая расовые и индивидуальные характеристики каждого человека. Более того, по мнению И. П. Бехтеревой, которая долгое время возглавляла центр исследования мозга Российской академии наук, вся информация, концентрирующаяся в мозге человека, поступает извне, через поток неизвестных волн. А такие мудрецы, как П. Гаряев, А. Березин, Г. Комиссаров и др., отрицая прежние выводы о том, что вся концентрирующаяся информация хранится в генах ДНК, ссылаются на доказательства того, что информация накапливается в волновых голограммах в далеком космосе еще до создания каждого живого организма. Короче говоря, основная информация о создании поступает в мозг человека через потоки крови. А сама кровь – это единственный источник, хранилище, принимающее «приказы», накопленные в космической волновой голограмме. Проще говоря, ваша жизнь, судьба, характер – все это, говорят, заранее «записано» в частицах крови, в древние времена. Мозг – это обычный дешифратор, читающий и распознающий «надписи» в крови, и, прочитав их, он действует как копия, передающая решающее влияние на живой организм и нервные окончания. Конечно, некоторые из этих утверждений пока являются научными гипотезами.
Тем не менее, можно подписаться под дальновидностью наших предков-казахов, которые говорили: «У кого одна кровь – у того одна душа».
Есть еще одна замечательная вещь. Выяснилось, что эти жизненные информации, накапливающиеся в крови, поступают на Землю из далекого космического пространства через световые волны – фотоны. Откроем и прочитаем Священный Коран. «Аллах – свет небес и земли. Его свет подобен свету в нише (в сосуде), как будто в нише есть светильник, а внутри светильника – лампа… Аллах освещает своим светом того, кого пожелает…» («Нур», сура 35). Разве потоки фотонов, идущие из космоса, не являются этим светом Аллаха?
Основой, движущей силой всей Вселенной является квант (мельчайшие частицы света), а «курьером», переносящим этот квант во Вселенную, являются космические лучи. Говорят, что частицы крови человека – это один из «секретарей», собирающих и поглощающих эти вселенские лучи, этих вестников. Это достижение современной науки. Биосферная теория В. И. Вернадского в конечном итоге подтверждает это.
Мусульманский Священный Коран также подтверждает такую философию. «Аллах создал солнце, излучающее свет, и луну, освещающую его» («Юнус», сура 5).
Значит, мы, разумные существа, впитавшие в свою кровь лучи, рассеянные из космоса, с самого начала, с незапамятных времен, были существами с особой, обособленной судьбой и природой. Хотя цвет нашей крови красный, мы – народы и нации, рожденные по воле творения, с множеством различий в языке и культуре.
Мы – кандасы. Мы – казахи. Наша судьба, история, язык, религия, мировоззрение, характер – общие. Потому что кровь, текущая по нашим шестидесяти двум венам, общая. Мы разные, но наши корни, происхождение, сущность – родственные. И это не явление, произошедшее по нашей воле, а закон природы. Понятно, что природа не создавала казахов-кандасов отдельно из особой любви. Каждый этнос на земле имеет право гордиться: «Я китаец, я русский, я немец, я турок, я араб, я чеченец». Потому что природа изначально не имела намерения кого-то выделять.
Кандасы, образно говоря, подобны целому телу: если болит одна из двенадцати частей тела, разве не теряешь спокойствие всем телом? В повседневной жизни бывает, что ваше родство проявляется не в радости и счастье, а скорее в горе и страдании. Казахская пословица гласит: «Родственники – вместе и в горе, и в радости». Например, когда над всем народом нависает туча опасности, те, кто способен, быстро отбрасывают свою обычную вялость и безразличие и присоединяются к рядам «всадников». Наши соотечественники и раньше, и позже никогда не позволяли надменным чужакам топтать свою честь. Даже если не хватало сил, они никогда не ползали у ног сильных, унижаясь. Это, вероятно, одна из сторон нашего национального характера, продолжающаяся от Канысары и Амангельды до Кайрата Рыскулбекова.
Но здесь мы не ставим целью определить и исследовать черты наших национальных особенностей. Мы намерены обратить внимание на то, что основой этих национальных особенностей является кровь, родство. Л. Н. Гумилев, сформировавший новый взгляд на мировые исторические явления, причины роста и исчезновения этносов с лица земли, писал: «Смешение крови в конечном итоге приводит к гибели любой нации, любого государства за короткое время – это истина».
Если такой знаток этносферы говорит так, то знаток коммунистического мировоззрения В. И. Ленин открыто заявлял: «Разделение народов, живущих на территории одного государства, вредно, мы, марксисты, стремимся их сблизить, объединить… Марксизм ставит вместо всякого национализма – интернационализм, объединение всех народов в высшем единстве». Русское слово «слияние» звучит более четко и сильно.
Как нам всем сейчас известно, вчерашняя красная империя всеми средствами пыталась окончательно объединить малые народы, находящиеся под ее властью, опираясь на пропаганду интернационализма. Мы все должны были превратиться в новый суперэтнос – «советский народ», забывший свое происхождение, язык, культуру и религию. Если бы мы еще семьдесят лет продолжали идти за этой дезориентирующей политикой, то давняя мечта колонизаторов могла бы осуществиться. Потому что наука этногенеза, основоположником которой является Л. Н. Гумилев, убедительно доказала, что такие явления часто встречались в истории человечества за последние четыре-пять тысяч лет.
Так каковы же самые прямые пути объединения (вернее, уничтожения) малых народов? Первое – это, вероятно, научные эксперименты по всестороннему исследованию человеческой крови, проводившиеся в различных секретных лабораториях, многие аспекты которых нам до сих пор неясны. В некоторых источниках утверждается, что в СССР институт, основанный А. Богдановым, долгие годы регистрировал влияние и воздействие переливания, замены, смешивания крови людей разного происхождения друг на друга, доказал случаи, когда «сильная» кровь изменяла и поглощала «слабую» кровь, и использовал это в политических целях. Если это правда, то это был бы настоящий расистский злобный метод. Второе – это очевидное для нас увеличение смешанных браков с каждым годом. Разве это не то самое «смешение крови», о котором писал Л. Н. Гумилев выше?
Вывод из этого: массовое смешение крови – это политика уничтожения особо малочисленных народов и их ассимиляции в доминирующий суперэтнос в определенной государственной структуре. Мы, пережившие этот феномен, многократно повторявшийся в истории человечества, можем сегодня сказать «альхамдулиллах» и произнести шахаду.
Однако сегодня мы считаем большим достижением увеличение числа смешанных браков в нашей стране и говорим об этом как о прекрасной идее интернационализма, особенно о ее процветании в Казахстане. Особенно наш самый влиятельный телеканал «Хабар» ежемесячно и еженедельно неустанно пропагандирует и прославляет смешанные браки в Казахстане. Недавно было объявлено с большой гордостью и как социальное достижение, что 35% жителей Костанайской области живут в счастливых смешанных браках… Конечно, любой здравомыслящий человек не выступает против взаимопонимания и мирных отношений между народами. В этом отношении к казахам никто не может предъявить претензий. Но разве так трудно понять, что за этой поверхностной, двуличной политикой «давайте будем родственниками», «давайте будем интернационалистами», когда наших дочерей выдают замуж без калыма, а наших сыновей женим без калыма, скрывается намерение денационализации?
Посмотрите на поведение наших сыновей и дочерей, рожденных в смешанных браках. Конечно, среди них немало способных, деятельных, активных личностей. Патриотов тоже достаточно. Но некоторые из них психологически чувствуют себя неловко и неуютно, попадая в чисто казахскую, национальную среду. Потому что они не знают истинно казахских, национальных черт характера, обычаев, особенно этикета. Здесь гибридный менталитет и врожденный менталитет несовместимы, как бы они ни хотели уважать друг друга, они не совпадают. И здесь нет вины отдельных людей. Все – следствие смешения крови. Потому что наша кровь является источником всей информации в нас, в том числе генетических зародышей, связанных с психологией и поведением. Это истина, доказанная наукой о человеке.
Нет сомнений, что со временем будут раскрыты многие тайны рас Homo sapiens на Земле. Одна из них – разделение человеческого рода, говорившего на одном языке во времена пророка Нуха (что не отрицается современной лингвистикой), на различные народы и племена, а также роль биосферы и космической энергии в формировании их сущности, наряду с социальными факторами. По нашему мнению, само родство – это одно из таких таинственных, чрезвычайно сложных явлений.
Быть кандасом налагает на кандасов определенные обязанности. Об этом хорошо сказано в хадисах нашего досточтимого пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).
«Аллах не проявляет милости к тем, кто презирает своих соотечественников».
«Один из грехов, который приведет к гибели в этом мире и оставит без заступничества в мире ином – это разрыв отношений со своими соотечественниками и вражда с ними».
«Каждый, кто просит у Всемогущего Аллаха изобилия и продления жизни, пусть выполнит свой долг перед своими родственниками».
Нужно ли давать особые наставления и проповеди тому, кто глубоко понял смысл этих хадисов?
Мы считаем, что для того, чтобы казахский народ остался независимым, самобытным государством, существуют три истины. Это: единство земли, единство языка и единство религии.
Для достижения этих трех единств, чтобы ветер развевался в наших знаменах, прежде всего необходимо, чтобы казахский народ окончательно обосновался в своем родном доме, на этой необъятной земле под названием Казахстан, как многочисленное большинство. И если мы достигнем показателя, чтобы наших соотечественников было не менее 80 процентов, то знайте, что казахам не будет врагов.
В период белой, желтой, красной империй, длившийся сотни лет, в борьбе за свободу, численность нашего народа, одного из основополагающих народов, создавших древнюю степную цивилизацию в Евразии, казахов-кандасов, сократилась до критического уровня – 30-40 процентов меньшинства на своей собственной земле, в результате голода, резни, отнятия земель и вытеснения в бесплодные пустыни. Более того, 40 процентов этого малочисленного народа не знали своего родного языка. Если бы мы еще лет пятьдесят носили ярмо колониализма, то от этих трех истин не осталось бы и следа.
Однако, Всевышний Аллах не мог просто так раздать казахам такую огромную землю. Мы думаем, что у судьбы был свой расчет. Мы благодарны сегодня за то, что под землей и на поверхности этой обширной территории, называемой с древних времен Казахстаном, которая простирается как извилистая кишка, находятся неисчерпаемые природные богатства, достаточные для размещения как минимум пяти Франций. За годы, прошедшие после избавления от колониализма (разве это не мгновение ока для истории?), мы выбрались из пугающих 40 процентов и достигли приемлемого уровня в 57-59 процентов. Следовательно, с каждым годом нас становится больше. Наше самое большое достижение и опора в годы независимости, обретенной без войн и конфликтов, по воле судьбы и истории, – это стремительный рост числа наших соотечественников.
Мы достаточно испытали унижений из-за малочисленности. Казахские соотечественники никогда не испытывали недостатка в храбрости, щедрости и стойкости. Не будем касаться исторических фигур, потрясавших мир своей мощью в прошлом, но если мы мысленно окинем взглядом события, начиная с периода образования казахского ханства, то наши предки, которые 200 лет сражались с восточными захватчиками, а затем еще столько же с западными, защищая свою свободу, в конечном итоге попали под пяту колониализма только по одной причине. Мы были малочисленны, а врагов всегда было несметное множество.
Почти все наши ученые (включая выдающихся просветителей, поэтов, писателей) часто повторяли, что бедой казахов всегда были разрозненность и трайбализм, разделение на роды и племена. Но я, с каждым годом, все больше убеждаюсь в ошибочности этого принципа. Действительно, казахи с древних времен делились на роды и племена, но никогда не отделялись и не становились чужими для других. Если бы казахские соотечественники с древних времен стремились к обособленной, индивидуальной жизни, как бы они смогли владеть и защищать такую обширную территорию и богатства? Было бы неверно ограничиваться тем, что наши предки собирались вместе у Мартёбе и Култобе только в период защиты родной земли от врагов. Наши предки стремились решать все социальные вопросы в казахском обществе, в том числе все спорные и конфликтные ситуации, справедливо и по-человечески, учитывая интересы древних племен (то есть волю большинства народа). И все эти решения принимались на глазах у всего народа, по методу настоящей степной демократии. Конечно, власть находилась в руках биев, которые были выбраны (не назначены!) путем естественного отбора и конкуренции между родами и племенами. Так какой же другой разумный способ управления народами, населявшими бескрайние степи, не разделенные административными границами, мог быть? Вероятно, прежняя система родоплеменного управления в казахском обществе – это не разделение, а объединение в единый народ, единое сообщество, решение всех споров путем совещания с большинством и достижения общего согласия, а не превращение их в мелкие стычки. В этом случае учитывались бы интересы как большинства, так и меньшинства, ведь все это происходило на глазах у народа, публично. Конечно, никто не может утверждать, что весы большинства и меньшинства всегда были равны во всех бурных событиях внутри казахского общества. Доля большинства, очевидно, была больше. Поэтому мудрецы того времени желали: «Пусть твой сын будет тридцать, а дочь сорок!» «Многое пугает, глубокое топит» – это предостережение из тех старых времен. Старое пожелание «Пусть твой очаг процветает!» также означает «расти, развивайся, умножайся».
Первая истина – единство земли. Согласно нашей Конституции, сегодняшний независимый Казахстан – это унитарное, а не федеративное государство. Унитарное означает единую, неделимую, недробимую территорию, сувереном которой, в общем, является казахское государство, казахский народ. У нас не должно быть никаких территориальных образований, автономий. А кто же наиболее заинтересован в сохранении территориальной целостности родной земли, закрепленной в этой конституции, и превращении ее в вечное наследие наших потомков? Это, как известно, мы, казахи, народ, населявший эту территорию веками и защищавший ее своей кровью и душой, чрезвычайно храбрый и отважный, но простодушный, наивный, честный народ. А те, кто ради прибыли покупает наши плодородные земли, возможно, используя наших безработных молодых людей, облегчая их существование, если наступят какие-то немыслимые времена (да убережет нас от этого Аллах!), смогут ли они взяться за оружие и защищать древние земли ценой своей жизни? В таких случаях, прежде всего, потомки Агыбая и Кабанбая, Кобыланды и Райымбека сядут на коней, это истина.
Вторая истина – единство языка. Есть люди, владеющие разными языками, но нет народов, говорящих на разных языках. Китайцы говорят по-китайски, русские – по-русски, немцы – по-немецки. Если бы многочисленные китайцы начали говорить по-русски (или по-японски, по-корейски), то в мире не существовало бы великого государства под названием Чжунго (по-нашему, Китай). Иначе, если бы многочисленные русские начали говорить по-французски, то в мире не существовало бы великого государства под названием Россия. Сейчас изучение английского стало массовой модой. Но трудно поверить, что японцы, французы полностью откажутся от своих языков и перейдут на американский. Потому что каждая из них – суверенное государство, существующее на Земле много веков. Государство Швейцария, объединяющее три народа и три языка, – это искусственное образование, нонсенс, лишь частный опыт, который не может служить образцом никому. Все федеративные образования в мире возникли в результате политических договоренностей и принуждения, на самом деле в таких странах доминирует язык основного объединяющего народа. На самом деле, там, где нет языкового единства, говорить о целостности суверенного государства излишне.
Сегодня существует только одно государство, где еще не сформировался общепринятый, необходимый для большинства национальный язык, и это – наш любимый Казахстан. В соседнем Узбекистане говорят по-узбекски, в Таджикистане – в основном не говорят на других языках, кроме таджикского, ситуация в Туркменистане такая же – по-туркменски. Обычно мы склонны винить историю, судьбу. Нельзя отрицать, что мы больше других испытали насилие в период прошлой красной империи. Но иногда вспоминаются шуточные слова наших узбекских братьев: «Чтобы стать русским, сначала стань казахом!» или: «Даже казахская собака лает «законно, законно!»». Наш народ, впитавший больше советской идеологии, чем другие братские народы, видя эффективность интернационалистских лозунгов того времени, массовое закрытие казахских школ, доминирование русского языка в образовании, науке, производстве, а затем и в администрации, власти, понимает, что мировоззрение, стремления, менталитет поколения, выросшего за эти семьдесят лет, претерпели значительные изменения. Другое дело, но даже в Кызылординской области, где более 90 процентов местного населения составляют обычные черноглазые казахи, большинство учеников русских школ до сих пор являются казахскими соотечественниками. Не является ложью и то, что в семьях некоторых интеллигентов из Кызылорды и Шымкента дети до сих пор говорят по-русски.
Что же делать? Конечно, любой язык может существовать только при наличии необходимости. Единственный способ повысить потребность в казахском языке – это увеличить число говорящих на нем. А самый прямой способ быстро увеличить численность нашего народа – это окончательно повернуть поток казахов, живущих в разных государствах, к родному очагу, точнее – вернуть их. Без возвращения полутора миллионов наших соотечественников, живущих в Китае, и более миллиона соотечественников, живущих в Узбекистане, к родному дому, в ближайшее время поднять наш языковой, а значит, и государственный статус, будет непросто.
Третья истина – единство религии. Мы только начинаем понимать ее особую важность. В нашем молодом государстве, которое еще не окрепло, нет большей опасности, чем предоставление места многоконфессиональности. Свобода и выбор совести отдельного человека – это не грех, но нет никаких причин, чтобы, боясь крикунов с Запада и поддаваясь демократическим спорам, тащить ислам, принятый нашими предками с незапамятных времен и ставший их духовным лозунгом, идеологией и даже политическим (не нужно бояться этих слов) мировоззрением, как труп дохлой овцы в эту эпоху независимости и свободы. Ислам близок нам не только потому, что это религия наших предков. Ислам близок нам потому, что это последняя истинная мировая религия человечества, это путь Аллаха, свод кодексов, объединяющих идеалы справедливости и истины без прикрас и утайки. Не следует забывать, что эта религия всегда была опорой и поддержкой нашему народу, пережившему множество испытаний.
Всем известно, что каждое независимое свободное государство имеет интересы безопасности. Если мы не искореним с самого начала распространение коварных религиозных сект, прямо противодействующих этим интересам, то через некоторое время вы можете обнаружить, что вы – мусульманин, ваш сын – иеговист, а ваша дочь – кришнаитка, и вы не сможете даже вместе есть за одним дастарханом, о наивный, простодушный народ!
В современном мире существует обеспокоенность демографической ситуацией. Некоторые говорят: «Ой, число людей на Земле стремительно растет. Мы уже превысили 6 миллиардов. К концу этого века нас будет 8 миллиардов. Если мы продолжим расти в геометрической прогрессии, то запасы богатств на земле иссякнут, и мы столкнемся с тотальной нищетой и голодом». Существует некий закон Мальтуса. По его мнению, рост числа людей на Земле происходит по геометрической прогрессии, а рост источников пропитания человека – по арифметической прогрессии. Говорят, что это также биологический закон. Вероятно, это тоже один из ложных течений, основанных на грубых, механистических методах, выдуманных, как и теория Дарвина. Думать, что Земля в будущем не сможет вместить людей и погибнет только по этой причине, – это, мягко говоря, крайность. Разве не рассчитал Всемогущий, который создал Землю, ее обитателей, и управляет всей Вселенной без ошибок и промахов, все заранее? Пока ни один астроном, ни один философ не заметил ни малейшего, даже полуградусного отклонения в глобальной «компьютерной» системе. Следовательно, мы имеем право думать, что за угрозой размножения скрывается коварная политика. Ведь кто сейчас размножается в мире? Конечно, мусульмане. Среди них и наши казахские соотечественники.
Еще один прямой путь – как указано в хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха): те, кто создал семью, обязаны расти и размножаться. Если мы будем ограничивать количество детей в семье, адаптируясь к городской цивилизации или боясь трудностей жизни, мы можем не достичь нашей цели.
Иногда мы противопоставляем количество и качество. Но мы не всегда учитываем момент, когда количество переходит в качество. Количество имеет много точек перехода в качественные свойства. Чем больше у вас соотечественников, чем плотнее вы стоите, как густой лес, как единый народ, тем надежнее вы будете защищать интересы своей страны и земли, тем больше будете приумножать свой удел, не уступая никому. Вы будете давать тень как близким, так и дальним, будете заботиться о них. Не боясь предвзятости старших, вы будете называться «старшим» для младших. Если вы будете говорить от имени большинства, ваш голос будет услышан раньше других, и с вами будут считаться, спорить, но не игнорировать. Если вы, собравшись вместе, будете наливать воду по ложке, ваша жажда превратится в озеро, а окрестности вашего озера превратятся в пышную зелень. Для слабого и малочисленного, когда ему будет тяжело, белая ткань будет его опорой, а для победителя, прогнавшего врага, – это будет пестрое знамя, развевающееся в руках большинства. Правда, большинство ведет за собой меньшинство, но какой смысл в победителе, который в одиночку догоняет разбойника, имея за собой малочисленную свиту? Разве пища, съеденная вашим братом, – это еда, а пища, съеденная вашим односельчанином, – это праздник?
Оразбек САРСЕНБАЙ,
писатель.
Журнал «Акикат»