Одним из выдающихся деятелей, занимающих особое место в летописи 25-летия Независимости Казахстана как своей деятельностью, так и гражданской активностью, является видный ученый, общественный деятель, академик, покойный Манаш Козыбаев. С первых мгновений суверенитета этот выдающийся ученый, как один из доверенных соратников Елбасы, внес огромный вклад в укрепление нашей независимости и становление нашего государства. 85-летие знаменитого ученого в этом году отмечается особо. Газета «Егемен Қазақстан», на которой оставили свой след многие труды этого выдающегося историка, решила опубликовать статью ректора Северо-Казахстанского государственного университета имени ученого, Серика Умирбаева, в связи с этим юбилеем.
Из слов «Если нет народа, который бы переживал за свою землю, откуда возьмется муж, который будет страдать за свою землю?» нетрудно понять особую сущность личностей, поставивших свою голову на кон ради нации. В преддверии 25-летия нашей независимости закономерно вспоминаются наши гордости, занимающие особое место в летописи Казахстана как своей деятельностью, так и гражданской активностью. Такие выдающиеся личности внесли огромный вклад в становление нашего государства в трудные времена становления нашего суверенитета, будучи надежными и близкими соратниками нашего Елбасы. Если мы назовем одним из них лауреата Государственной премии и Премии Президента Республики Казахстан за мир и согласие, заслуженного деятеля науки Казахстана, академика Манаша Кабашулы Козыбаева, то не ошибемся. 85-летие в этом году будет отмечаться в Северо-Казахстанском государственном университете, носящем его имя, в рамках международной конференции. Совместно с коллективом Института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова наши историки подготовили и издали научный сборник под названием «Пульс национальной истории». В него вошли ранее неопубликованные статьи выдающегося ученого, а также историческая летопись традиционных мероприятий «Чтения Козыбаева». Когда наша страна выбрала свой путь и встала на путь развития, Манаш ага, полностью выполняя прямые поручения Президента, активно участвовал в становлении нашего молодого государства. Как квалифицированный историк, он неустанно служил подготовке официальных документов, основанных на исторической правде новой жизни, раскрытию «белых пятен», скрытых в советский период, и возрождению глубоко укоренившейся национальной истории. В целях увековечения памяти уникальной личности, оставившей неизгладимый след в истории страны, в 2003 году Северо-Казахстанскому государственному университету было присвоено его имя, установлен памятник, открыт музей.
В стенах университета стало традицией проведение встреч ученых в честь выдающегося академика, обсуждение собранных мыслей, теоретико-методологических основ по фундаментальным проблемам истории Отечества. Казахский народ пережил множество событий в своей многовековой истории. Казахский народ, правивший ханами Касымом, Хакназаром, Тауке, Абылаем, боролся с джунгарами. Он противостоял колониальному гнету царского правительства, проводившего политику «разделяй и властвуй». Он не смог обойти стороной ужасы и страдания советского периода. Наши многовековые горести и страдания были искажены безжалостно, основываясь на тоталитарной однобокой политике. Пересмотр ее, изучение с научно обоснованной теоретико-методологической точки зрения стало возможным только после обретения независимости. Нелегко сразу изменить устоявшееся сознание. Тем не менее, значительные повороты в изучении истории Отечества в переходный период тесно связаны с именем М. Козыбаева. Если проанализировать творчество ученого, то особенности эпохи отчетливо ощущаются в его трудах. Он выделяется своей способностью высказывать острые мысли. Его монография «Золотой фонд партии (из опыта кадровой политики КПСС)», написанная совместно с З. Голиковой, подверглась резкой критике. Некоторые, упомянув недостатки в воспитании и расстановке руководящих партийных кадров, отправили жалобы в высшие инстанции. Монография была подвергнута критике на XIV съезде Компартии Казахстана, и для ученого настали тяжелые времена. «Когда я был студентом, наш учитель, профессор Ермухан Бекмаханов, был сослан за концепцию движения Кенесары. В 1972 году я опубликовал монографию совместно с З. Голиковой. Но за некоторые вольные мысли в той книге я подвергся преследованиям. Мой семнадцатилетний труд пропал даром, и мне пришлось уйти с работы в Институте партии при ЦК Компартии Казахстана», — говорит он в одном из своих воспоминаний.
Он посвятил 40 лет своей сознательной жизни науке, внес огромный вклад в развитие исторической науки. Первоначально его научные поиски начались с изучения краеведения, вклада Казахстана в победу в Великой Отечественной войне, затем он расширил рамки научных исследований, создав целостную галерею о происхождении казахского народа, его месте в цивилизации, трагической судьбе ХХ века. Его труды, посвященные актуальным вопросам языка, менталитета, религии, культуры казахского народа, — это отдельная вершина. Ученый-деятель, находясь в авангарде обществоведов, по-новому исследовал историю Отечества на основе социально-экономических формаций и цивилизационных взглядов и требований, систематически анализировал казахскую государственность, казахско-джунгарские войны, колониально-захватническую политику Российской империи, сформировал научно-теоретическую концепцию. Он вывел науку изучения Отечества на новый уровень. Он участвовал в определении места казахского народа в мировых исторических процессах и цивилизации. Одним словом, историография и источниковедение истории Отечества — все это было проанализировано с высоты нового мышления.
Его огромный вклад в науку неотделим от его гражданской активности в деле выявления и реабилитации жертв политических репрессий. Он рассматривал движение «Алаш» как составную часть национально-освободительного движения, последовательно проводил его национально-демократическое направление. В одном из воспоминаний он пишет: «В 1957 году я работал в архиве Челябинской области. Там я был поражен, ознакомившись с письмом Мухаметжана Сералина и Ахмета Байтурсынова, доказывавшим историко-этнографическую и экономическую принадлежность Костанайского края к казахской земле», после чего он дает оценку самоотверженной борьбе сподвижников «Алаш» за верную службу своей Родине. Он провел масштабные исследования, связанные с национально-освободительными движениями под руководством Кенесары Касымова, Жанкожи Нурмухамедова, Абдыгаппара Жанбосынова и автономией «Алаш-Орда». В своих трудах «История и современность», «Правда о «белых пятнах», «Я бросился в бой, подняв знамя», «Зеркало истории» (в 2 томах), «Проблемы отечественной истории: методология, историография и источники» (в 2 томах), «Труд во имя победы» и других он широко размышляет о нашем государстве, нашей независимости.
Особенностью творчества ученого является его гражданский облик в служении национальному духу и национальным интересам. Важнейшие качества, необходимые человеку в государственном строительстве, рассматриваются с точки зрения национальных интересов, и они развиваются на основе таких суждений, как «Национальная элита – это деятель, творец, бунтарь. Деятельность проявляется в великом деле. Великое дело рождается из интересов народа». Возглавляя Институт истории и этнологии имени Ш. Уалиханова на рубеже веков, он внес два ценных вклада в национальную историографию. Первый – «Концепция формирования исторического сознания в Республике Казахстан», второй – издание первых трех томов пятитомной академической публикации «История Казахстана». В этих трудах обоснованы основные приоритеты исторического знания, пути реформирования исторического образования и просвещения.
Перед нами стоят задачи изучения истории Отечества, привития молодому поколению национальной идеи «Мәңгілік Ел». В связи с этим огромное значение имеет стремление к ярким вершинам через жизнь достойных граждан, верно служивших своей стране, земле, народу. Как сам ученый размышлял: «Моя дорогая Родина, вспомни своего сына Манаша», имя героя не будет забыто, пока жива его Родина.
Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева, будучи единственным государственным высшим учебным заведением в регионе, изменил название кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин на кафедру истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин. Деятельность кафедры открывает возможности для оживления исторического образования, обеспечения кадрового потенциала. Введен курс лекций «Манашеведение», где неустанно будут пропагандироваться жизнь и деятельность ученого, его ценные труды, его принципы национального единства, патриотизма и уникальности. Учреждение знака «Академик Манаш Козыбаев» также является свидетельством уважения к нашему дорогому старшему. Несомненно, что независимость страны и идеалы нации, ставшие жизненным принципом выдающегося ученого, общественного деятеля Манаша Козыбаева, будут жить вечно.
Серик УМИРБАЕВ,
Ректор Северо-Казахстанского государственного университета имени М. Козыбаева,
доктор экономических наук, профессор
Газета «Егемен Қазақстан»