Меня, как и всех казахстанцев, радует, что этот год не только плодотворный, но и юбилейный – четверть века нашей священной Независимости, который войдет в историю. Это приносит свет в мою душу и лучи красоты в мои чувства. Предки веками мечтали о Независимости, рисковали своими жизнями ради нее. А нам, нашему поколению, выпала честь купаться в лучах восходящего солнца Независимости.
Независимость не далась нам легко. Поэтому ее укрепление, сохранение нашего развевающегося синего знамени на высоком уровне возложило на Президента Нурсултана Назарбаева и народ Казахстана масштабные и сложные задачи. Мы освоили пути и тонкости преодоления этих задач, а также предстоящих нам высот, подобных горам, и переправ, подобных морям, выбрали широкие пути развития, и наш суверенный караван, ведомый Главой государства и поддержанный народом, успешно двинулся в будущее.
Сегодня Республика Казахстан утвердилась как государство, руководствующееся принципами демократии, признающее своим бесценным достоянием и богатством народ Казахстана, с стремительно развивающейся экономикой, имеющее весомое слово на мировой политической арене, свое место и значительный авторитет среди дальних и ближних зарубежных стран. Невозможно рассматривать пути развития и укрепления судебной власти, как отдельной ветви государственной власти, казахстанской судебной системы, в отрыве от исторической судьбы нашей страны.
С первых лет обретения Независимости Глава государства Н.А. Назарбаев выдвинул инициативу о создании независимой судебной системы как основы государственной правовой политики, и на государственном уровне была разработана программа конкретных мероприятий. В первой Конституции нашей Республики, принятой в 1993 году, наряду с исполнительной и законодательной ветвями государственной власти, был предусмотрен принцип судебной власти, а в Конституции, принятой всенародным голосованием в 1995 году, вышеупомянутая ветвь власти получила незыблемые правовые гарантии.
Перед казахстанской судебной системой стояли почетные и ответственные задачи по защите прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией и другими принятыми законами, завоеванию доверия народа, обеспечению верховенства закона. А программа «О развитии правовой реформы в Республике Казахстан», утвержденная Указом Президента страны от 12 февраля 1994 года, сыграла значительную роль в развитии судебного строительства и судопроизводства нашей страны, определении соответствующих направлений.
В качестве способа глобализации и модернизации был выбран путь специализации судов при новой организации деятельности судебной системы. Жизнь сама доказала эффективность материально-структурных мер, реализуемых с целью преодоления этапов реформы. Опираясь на конкретные данные, в 2002 году во всех регионах страны были созданы специализированные межрайонные экономические суды, в 2004 году – специализированные административные суды, в 2010 году – суды по уголовным делам, а в 2012 году – суды по делам несовершеннолетних.
Следует отметить, что были поддержаны законодательные инициативы, направленные на регулирование новых общественных отношений, и приняты новые образцы Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального, Уголовно-исполнительного, Трудового кодексов Республики Казахстан. Во втором десятилетии XXI века судебная система нашего государства сформировалась как орган государственной власти, полностью отвечающий международным требованиям и стандартам, где работают квалифицированные и опытные судьи, полностью обеспеченный материально, реализующий особые полномочия, основанные на принципах Конституции.
Принятие в стране Национального плана «100 конкретных шагов» стало самым значимым событием в политической, социальной и экономической жизни государства. Перед отечественной судебной системой были поставлены особые задачи по реализации одного из основных направлений пяти институциональных реформ – обеспечению верховенства закона.
Сегодня мы с гордостью можем сказать, что эти задачи были тщательно выполнены. С 1 января 2016 года в стране начала функционировать трехзвенная судебная система. Инициатива по оптимизации судебных инстанций была направлена, в первую очередь, на максимальное сокращение сроков рассмотрения дел. Вместе с тем, процессуальные возможности, урегулированные законом, по рассмотрению дел в упрощенном, сокращенном производстве, широкое применение примирительных процедур и соглашений, медиации, партисипативных подходов привели к положительным результатам. Для обоснованности наших слов приведем следующие официальные данные.
По итогам десяти месяцев 2016 года количество гражданских дел, рассмотренных в упрощенном (письменном) производстве, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось с 55 430 до 132 841 дела. А количество уголовных дел, рассмотренных в сокращенном порядке, увеличилось с 1 738 до 3 218 дел. Разве приведенные показатели не являются явным свидетельством прогресса?
В Республике были дополнены категории уголовных дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, расширена сфера привлечения представителей народа к осуществлению правосудия.
Создание в составе Верховного Суда впервые специализированной судебной коллегии, рассматривающей споры с участием крупных инвесторов, рассматривалось как правовая гарантия привлечения иностранных инвесторов – одного из актуальных вопросов развития экономики страны.
Реформационная мера по сокращению участия прокуроров в процессе с целью оптимизации и ускорения судебных процедур и судебных процессов по гражданским делам также была проблемой, порожденной общественной потребностью. Поэтому мы считаем введение в Гражданский процессуальный кодекс норм, регулирующих данный вопрос, требованием времени.
Всем нам известно, что главным лицом в осуществлении правосудия является судья. В связи с этим комплекс мер по увеличению механизмов отбора кандидатов на должность судьи и усилению требований к квалификации был выполнен путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.
В качестве новаторских требований были рассмотрены такие вопросы, как обязательный 5-летний стаж работы в ведении судебных дел, внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и деловых качеств, прохождение годичной стажировки, а затем годичного испытательного срока.
Переформирование Института правосудия, находившегося в структуре Академии государственного управления, в Академию правосудия при Верховном Суде является реальным путем подготовки будущих специалистов, работающих в судебной системе, к профессиональной квалификации, к освоению тонкостей и нюансов судейской профессии.
Судейское сообщество должно отчитываться о выполнении своих обязанностей перед Главой государства и народом Казахстана. Поэтому принятие судьями обновленного Кодекса чести включено в повестку дня внеочередного VII съезда Судейского союза, который состоится 21 ноября текущего года в городе Астане.
Я считаю доказательством того, что мы движемся в правильном направлении, тот факт, что за годы, прошедшие с момента обретения Независимости и перехода на новый путь развития, авторитет отечественной судебной системы на международном уровне возрос, а некоторые передовые модели и инициативы нашей системы начали вызывать интерес у наших зарубежных коллег.
Мы ни на мгновение не забываем и не должны забывать, что наши вышеупомянутые достижения и четкие цели, благородные стремления являются результатом бесценной ценности, называемой Независимостью. Мы верим, что каждый член судейского сообщества, почитающий свою Родину и народ как талисман, дорожащий заветы предков, будет неустанно трудиться на пути чести и закона во имя того, чтобы наша Независимость была вечной и незыблемой.
«Независимость – это не просто сладкое слово, это национальная ответственность», – писал наш благородный старший Абиш Кекильбаев. Независимость – это мечта нашего народа, написанная его кровью, слезами, потом, источник нашего счастья, яркая звезда нашего будущего, благородная цель наших потомков.
Пусть опора нашей Независимости будет крепкой, пусть наш народ и Глава государства будут здоровы, и вместе достигнем успехов.
Баглан МАКУЛБЕКОВ,
Судья Верховного Суда Республики Казахстан