ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Год рабочих профессий » Классическая музыка Казахстана: плюсы и минусы

Классическая музыка Казахстана: плюсы и минусы

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
16 ноября, 2016
in Год рабочих профессий
0

В начале 90-х годов на политической карте мира произошли кардинальные изменения. Объединились радостные немецкие государства, без шума и пыли разошлись Чехия и Словакия, развалилась Югославия, погрузившись в религиозную войну и потеряв единство. На смену «нерушимому» СССР пришли 15 новых государств, и бурное, кипучее советское искусство в одночасье стало никому не нужным сиротой.

В те дни, когда исполнилась вековая мечта наших предков, вряд ли кто-то, кроме творческой интеллигенции, радовался Независимости Казахской земли. Однако трудности переходного периода, неспособность рынка сразу всех насытить, особенно тяжело сказались на творческой среде. Не секрет, что трудности того времени и некоторые недальновидные решения правительства сильно замедлили и истощили казахскую культуру, формировавшуюся десятилетиями. Дома культуры, клубы, библиотеки были распроданы, книги выброшены на улицу. Художественные советы были закрыты, творческие организации выведены из-под государственного контроля, а «гонорар» был забыт навсегда.

За 7-8 лет в 90-е годы наш Союз потерял 40 процентов ведущих деятелей, опоры и гордости казахской композиторской школы. Молодые люди, заботясь о хлебе насущном, занялись различными делами, не связанными с музыкой. Творчество отошло на второй план, никто ничего не писал. Эта тенденция продолжалась долго. Даже сейчас, анализируя композиторское творчество за последние 25 лет в стране, я сожалею, что общее количество написанных произведений едва достигает уровня, который писался в межсъездовский период 80-х годов.

Если начать с оперы, то за последние 25 лет было написано всего две оперы. Еркегали Рахмадиев, написав «Абылай хана» (2004), преследовал две цели: одна из них – прославление Независимости Казахского государства, вторая – возрождение жанра национальной оперы в суверенной стране. Несмотря на недостатки либретто, это сложное, масштабное произведение, созданное аксакалом казахского музыкального искусства, сумело широко донести до общественности идеи патриотизма, свободы, независимости. Что касается второй части, то желание – это одно, а его исполнение – другое. «Абылай хан» Е. Рахмадиева, несомненно, останется последней казахской оперой на долгие годы, как последний представитель могикан. Сам композитор понимал это, но это понимание привело его в уныние и расстройство. На берегу Балхаша (последний раз, когда мы его видели), прощаясь с нами, последнее завещание старшего было: «Не дайте погибнуть казахской опере!».

Тема моей оперы-балета «Қалқаман-Мамыр» не связана с идеей Независимости. Тем не менее, это произведение увидело свет только благодаря обретению Независимости нашей страной. Спектакль был поставлен на сцене во второй редакции, дополненной. Первая версия этого произведения, выпущенная в 1980 году, была запрещена. Причинами, во-первых, были противоречие произведения советской идеологии, почитание им древних традиционных законов казахской степи, во-вторых, оно было написано по сюжету закрытой поэмы Шакарима. Произведение выполнено в синтетическом жанре: художественная сторона выражена через балет, а драматургический апогей достигается через оперу.

Положение дел в балете также не радует. За последние 15 лет композиторы страны написали 18 балетов, но ни один из них не был поставлен на сцене. Это нетрудно понять: можно подумать, что уровень образования директоров театров и других деятелей культуры в стране ограничен ценностями XIX века. Разве сейчас не XXI век? К тому же, пренебрежение к отечественному продукту тоже хватает, есть и такое отношение с позиции низкопоклонства: «За границей все делают хорошо». В качестве примера возьмем конкурс «Тәуелсіздік толғауы», прошедший в 2009 году. Оттеснив пять балетов, написанных нашими композиторами, Гран-при был присужден А. Бестибаеву, жителю Канады. В заранее объявленном положении было написано: «В конкурсе могут участвовать только граждане Казахстана». Самое обидное и болезненное – это то, что это было бы настоящим балетом! Ни содержания, ни определенного либретто, отдельные номера из предыдущих произведений автора. Позже Министерство культуры назвало его «Бәйтерек», взяв за основу совершенно бессюжетную историю, объединив отдельные номера и поставив его на сцене. Были потрачены огромные деньги, спектакль был показан всего два раза, и вот, спустя семь лет, все забыли о существовании такого балета.

Рассмотрим симфонические произведения. Испокон веков наивысшей вершиной композиторского творчества считалось симфоническое произведение. Возможно, поэтому большинство произведений наших старших поколений было написано исключительно для симфонического оркестра. А произведения последних лет можно пересчитать по пальцам: 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 3 оркестровых и 16 концертов для отдельных инструментов, несколько симфонических картин и кюев. Все это – жизнь нашего поколения. Мы – последние советские композиторы, вступившие в Союз в 80-е годы, сейчас нам около 60 лет. Надеюсь, что в будущем этому будет дана соответствующая оценка. Именно наше поколение вывело казахское академическое музыкальное творчество из тупика, собрало его воедино и способствовало его истинному развитию.

В этом контексте стоит отметить симфонию Бактияра Аманжола «Есіктер». Масштабное произведение из 7 частей наполнено глубокой философией, оно показывает казахской нации, особо сотворенной Богом, различные двери, указывая путь в космическое пространство, к духовному развитию, в сакральный мир и т.д. Симфония Бейбита Далденбая «Желтоқсан толқуы» изображает реальное событие. Восстание казахской молодежи в декабре 1986 года, оклеветанное как «пьяницы и наркоманы», не только пробудило национальное самосознание, но и стало началом распада Советского Союза. Сегодня казахские композиторы Ермек Омиров, Владимир Стригоцкий-Пак, Хабиболла Сетеков, Артык Токсанбаев, чьи произведения можно с гордостью исполнять от простых казахских аулов до самых престижных залов мира, создают музыку, соответствующую времени. В этом ряду также Алиби Мамбетов-Жубанов, продолжающий славные семейные традиции.

А теперь о состоянии дел – оно наихудшее в жанре кантаты-оратории. Если посмотреть в прошлое, то этот музыкальный жанр на протяжении всей истории существования организации занимался лишь восхвалением правящей власти. Все произведения советского периода, похожие друг на друга как две капли воды, имели именно такой характер. Чтобы изобразить монументальность, сложность образа «Ленина, партии», все смешивали в одну кучу: симфонический оркестр, большой хор, детский хор, духовой оркестр, народные инструменты, несколько солистов. Целью было поразить слушателей количеством исполнителей и подавить их. По моим наблюдениям, из-за отсутствия иного взгляда на этот жанр на протяжении многих лет никто не осмеливался к нему приблизиться. В этом ряду можно назвать три кантаты Жоламана Турсынбаева, отличающиеся своей оригинальностью и новаторством, а также «Реквием» автора этих строк.

Количество произведений, написанных для хора, настолько мало, что хоровые коллективы сейчас беспокоятся, не находя ничего для обновления репертуара. На концертах музыканты держат в руках рваные, выцветшие рукописные ноты 40-60-летней давности. Впрочем, они все это уже давно выучили. Тем не менее, иногда появляется луч света, и я бы назвал произведения усть-каменогорского композитора Светланы Апасовой.

Что касается камерно-инструментального жанра, то в этом жанре в основном работают молодые авторы и авторы, проживающие в областях. Ситуация понятна. Композитор пишет свои произведения, адаптируя их для близлежащих коллективов и солистов, и слушает их в их исполнении. Композитор отличается от художников, которые могут напрямую представить свое произведение зрителю, и литераторов, находящихся в прямом контакте со своим читателем. Он зависит от исполнителя, который находится между ним и слушателем. Поэтому очень важно работать в тесном контакте с исполнителем. В качестве положительного примера в этом отношении можно отметить Серикжана Абдинурова, написавшего весь репертуар для баяна.

За четверть века мы наблюдаем, что общий вкус, понимание слушателей сильно снизились. Когда говорят «музыка», имеют в виду только песню, не говоря уже о других, даже кюй и терме не приходят на ум. Песни, которые были сказаны и забыты, забыты, не будучи сказанными, певцы, которые забылись после исполнения, звезды, которые погасли, не успев разгореться… Моим старшим и ровесникам, когда они иногда обижаются на какую-то песню, какого-то певца, я говорю: «Потерпите, максимум через пять лет все встанет на свои места». Причина этой ситуации: 99 процентов авторов – это любители, не имеющие элементарных знаний. Каждый любитель, полный любви к себе, высокомерен и совершенно не терпит критики. В советское время каждая песня, пройдя экспертизу художественного совета, доходила до широкой общественности только в качественном, высокохудожественном виде. Например, в 70-е годы знаменитая «Цыганская серенада» Ш. Калдаякова была отвергнута на одном из советов как очень низкого качества, не имеющая отношения к национальным интересам.

Все, что сегодня называется «казахской песней», делает ее казахской, это ее текст. Если бы мелодию спели с текстом на другом языке, она бы стала песней того народа. Гармония сопровождения также совершенно не соответствует казахскому менталитету. Гармония казахских мелодий исходит из строя домбры-кобыза, основа – кварта-квинта. А все, что мы слышим каждый день и что режет слух, сопровождается европейскими минорными аккордами, причем большинство из них имеет трехдольный размер (размер вальса, введенный Л. Хамиди в казахскую музыку). Профессиональный композитор, если хотите, может создать десятки таких песен за час.

Глубокие по смыслу песни профессиональных композиторов остаются невостребованными. Во-первых, они не занимаются одной песней день и ночь, как любители, во-вторых, даже самые известные эстрадные певцы не всегда обладают возможностями и знаниями, чтобы ее спеть. А чего ждать от певцов, которые исчезают через 5-6 лет… Тем не менее, среди нас есть композиторы, которые не следуют вышеупомянутым шаблонам, имеют свою подпись, мелодию, стиль, самобытную манеру. Например, можно назвать Марата Ильясова и Донедила Кажимова. В этом плане мы считаем, что произведения выдающихся представителей старшего поколения, Кенеса Дуйсекеева и Ескендира Хасангалиева, достигли уровня классики.

Мы стараемся работать в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. В республике 18 казахских народных оркестров и 18 камерных оркестров. Репертуар оркестров мал, а работы, ожидающей композитора, – море. Возможно, это тоже дар Божий. Члены Союза Еркин Нурымбетов и Рахат Мадреев в целях пополнения репертуара записывают произведения наших зарубежных друзей для казахского оркестра. Слушатели с большим энтузиазмом принимают произведения Фараджева (Азербайджан), Непесова (Туркменистан), Броннера (Москва) и других. Наши произведения, подготовленные с использованием новаторских методик, с одной стороны, способствуют профессиональному росту оркестрового коллектива. Камерный оркестр сегодня для нас – самый прямой путь выезда за рубеж. Коллектив небольшого состава обладает большими возможностями, удобен в передвижении. К тому же, произведения композиторов Казахстана, написанные для камерного оркестра, хоть и не ценятся должным образом в нашей стране, но наши достижения признаются зарубежными музыкантами и чаще исполняются в оркестрах других стран, чем у нас.

Наше поколение, сохраняя академизм казахской композиторской школы, вошло в мировую музыку своим самобытным путем. В 70-80-е годы в республике классическое творчество развивалось в двух направлениях. С одной стороны, композиторы, получившие образование в Центре (Москва, Ленинград), обладающие высоким профессиональным мастерством, но далекие от национального колорита. Вторая группа – авторы, опирающиеся на казахские мелодии, но чей профессионализм был ниже мирового уровня. Объединив эти две традиции, мы нашли свой путь. Таким образом, казахская национальная мелодия была синтезирована и гармонично сочеталась с высококачественным композиторским мастерством. Сегодня, хотя наше творческое вдохновение берет начало из различных этнических источников, оно сливается в один поток и течет большой рекой, имя которой – Современная Казахская Музыка.

Балнур КЫДЫРБЕК,
композитор, лауреат Государственной премии,
Председатель Ассоциации композиторов Казахстана

Previous Post

Аягуль Миразова. Как повысить авторитет учителя?

Next Post

Краткая жизнь казахских изданий и неравенство в национальной идеологии

Next Post

Краткая жизнь казахских изданий и неравенство в национальной идеологии

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.