Мы критикуем сбор денег с родителей в школах. Это, конечно, справедливо. Но когда точно такие же права учителей нарушаются, а общество молчит, это неправильно. Пришло время перемен.
На встречах с учителями во всех регионах самый частый вопрос: когда прекратится принудительная подписка на прессу в школах? Конечно, на этот вопрос сложно ответить, и он требует глубокого изучения. Потому что Министерство образования не имеет к этому отношения, а руководители печатных изданий не уполномочены отдавать такие приказы.
У учителей, чей и без того небольшой оклад не позволяет, вынужденно забирают сумму выше 10 тысяч тенге с каждого. Если не подпишешься, директор будет ругать. А кто будет ругать директора? Конечно, это не новое явление. Оно существует давно. Но изменилось время, изменились технологии, изменились законы. Трехъязычие, электронное обучение, новое содержание, активные родители, требовательные ученики… Работать в таких условиях непросто…
Несмотря на возросшую ответственность учителей и ужесточение требований к ним, их зарплата не выросла. А насколько правильно обществу вмешиваться в эти и без того небольшие деньги? По сути, это незаконное действие. Мы говорим, что выпуск и распространение газет – это не только деньги, но и инструмент идеологии. Но разве эта идеология должна проводиться только среди учителей? Сколько я встречался, я не видел больше сторонников государственной политики, чем среди учителей. Остальные пусть сначала догонят их. А если нужно донести информацию именно до учителей, то в школьной библиотеке есть одна-две копии. Организуем чтение по очереди. На сэкономленные деньги пусть купят еду своим детям. Если обществу нужны читающие учителя, давайте распространять газеты бесплатно через бюджет.
Еще один момент, который стоит учесть – разве сейчас нет интернета, в отличие от прошлого? Я думаю, у всех учителей дома есть компьютер с подключением к интернету, без него сложно готовиться к урокам. Они платят за него ежемесячно, и там находят нужную информацию. У газет есть сайты. Нет необходимости покупать их за дополнительные деньги?
После выхода газеты в село она приходит через 3-4 дня. К тому времени все новости уже устаревают. Все уже узнают из телевизора, из интернета. Так зачем платить за нее деньги? Я вижу у многих учителей дома газеты, которые лежат нераспечатанными, непрочитанными «пачками» прямо с типографии. Конечно, они не пропадают зря – так или иначе используются в быту.
А я считаю, что газета сейчас – это не только инструмент идеологии, политики, но и вид информационного бизнеса. Кампания по подписке – показатель конкуренции. Сильные газеты ищут и покупают. А если продукт некачественный – не хотят покупать. Вместо того чтобы заставлять «купишь ты или не купишь», давайте постараемся улучшить качество газет. Привлечем лучших журналистов, будем писать самые интересные и полезные статьи. Педагоги достаточно образованы, чтобы выбирать хорошее и плохое. Они сами с интересом будут читать.
А помогать одному бизнесу продавать газеты, а другому не помогать – это признак коррупции. Если хоть один учитель напишет заявление в прокуратуру, ответственность будет серьезной.
Об этом тоже стоит подумать. Под предлогом «поддерживаю идеологию» это не станет ли действием, противоречащим идеологии государства по недопущению коррупции и защите прав граждан.
В этом вопросе есть разница в подписке между городом и селом. То есть, городской учитель более свободен в подписке. Многие сами подписываются на желаемую прессу. А в селе принудительная подписка встречается чаще. Пришло время изучить этот вопрос и всем обществом найти конкретное решение, которое поможет нашим учителям.
Генеральная прокуратура, местные администрации, общественные организации должны принять срочные меры по этому вопросу.
Из записи Мурата Абенова в Facebook