В этом году в нашей стране отмечается знаменательная дата – 100-летие национально-освободительного восстания в Казахстане и Средней Азии. На протяжении веков казахская степь, жаждущая свободы, была ареной многочисленных восстаний против угнетающей народ власть. Данное восстание, охватившее обширные территории, было направлено, прежде всего, против колониальной политики эксплуатации царской России, проводившейся долгие годы и усилившейся в связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной. В ходе этого восстания народы степей, находившиеся в подданстве России, впервые подняли знамя полномасштабной свободы. Угнетенный народ взял в руки оружие и выступил против царя.
ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ
В ходе Первой мировой войны, начавшейся в 1914 году, революционная ситуация в России значительно обострилась. Во-первых, господствующие классы уже не могли сохранять прежнее положение. Во-вторых, в результате кризиса в стране трудящиеся массы столкнулись с невиданной нуждой и лишениями. В-третьих, возросшее народное возмущение против действий господствующих классов активно сочеталось с усилением протестных настроений, переходящих в революционные действия.
Война поглощала несметные ресурсы: сырье, продовольствие, скот и другие материальные блага. Со временем грабеж и эксплуатация, связанные с войной, усиливались. Увеличивались размеры различных налогов, вводились новые. Объем налогов, уплачиваемых местным населением, вырос в 3-4 раза, а в отдельных случаях – до 15 раз. Кроме того, постоянно дорожали товары повседневного спроса. Например, в Семиреченской области с 1914 по 1916 год налог на каждое хозяйство вырос с 3 до 8 сомов. В начале ХХ века пуд муки стоил 94 тиына, а в 1916 году его цена достигла 40 сомов. В северо-восточных областях Казахстана в 1916 году цена пшеничной муки выросла в 1,5 раза, а мяса – в два раза. Увеличились размеры земских, волостных сборов, дорожных пошлин. Старшины, чиновники, байы занимались взяточничеством, присваивая значительную часть средств и скота, поступавших в казну в виде налогов.
17 марта 1916 года казахи Аулиеатинского уезда обратились к Туркестанскому генерал-губернатору с жалобой на произвол волостных и старшин: «Просим направить чиновника с особыми поручениями для выяснения ситуации. Поскольку у народа нет никакой возможности далее удовлетворять ненасытных чиновников», – писали они. Из-за тяжелых последствий войны и неурожая сократились посевные площади и поголовье скота. К тому же, из-за колониальной политики обострились земельные противоречия. Отторжение плодородных земель, населенных местным народом, стало обычной практикой.
В ходе Первой мировой войны ухудшилось положение на тыловых объектах из-за нехватки солдат и рабочей силы. Поэтому царское правительство 25 июня 1916 года издало указ о призыве граждан из народов окраинных территорий на тыловые работы. Согласно указу, на тыловые работы из Казахстана и Средней Азии (в возрасте от 19 до 43 лет) предполагалось призвать 400 тысяч человек, из них около 240 тысяч казахов. Учитывая, что в то время общее число казахских хозяйств составляло чуть более 700 тысяч, в случае полного выполнения царского указа каждое третье хозяйство лишилось бы своего основного трудоспособного члена. А отправка такого количества рабочей силы на тыловые работы могла привести к национальной катастрофе Казахстана.
Мобилизация и передача призванных солдат в военную администрацию были возложены непосредственно на местных казахских чиновников. От мобилизации были освобождены волостные, байы, чиновники, муллы и представители господствующего класса, получившие дворянские права, а также часть образованной интеллигенции. Фактически, сыновья баев откупались деньгами и нанимали бедняков вместо себя. Освобождение от мобилизации за взятки или незаконный призыв бедной молодежи привели к обострению классовой борьбы, усилению недовольства местными народами и баями. Таким образом, июньский указ стал одной из главных причин быстрого вспыхивания национально-освободительного восстания 1916 года.
Начало и ход восстания
Указ вызвал массовое недовольство практически во всех регионах Казахстана. По словам Алихана Бокейханова, началось «волнение, подобное морю, среди простого народа». Таким образом, восстание с самого начала приобрело общеказахстанский и среднеазиатский характер.
Стихийно начавшиеся в различных регионах Казахстана действия против царского указа постепенно приобрели организованный характер и переросли в вооруженное восстание. Восстание охватило весь Казахстан, однако его крупные очаги сначала сформировались в Семиречье, а затем в Тургай-Иргизском регионе. Главной целью восстания было достижение национальной и политической свободы.
В историческом событии 1916 года приняли участие мужчины из 10 волостей Уральской, 13 Сырдарьинской, 17 Семипалатинской, 27 Акмолинской, 60 Тургайской, 102 Семиреченской областей.
Национально-освободительное восстание казахов, киргизов, уйгуров и дунган, проживавших в Семиречье, стало важнейшим центром движения в казахской степи. Крупные очаги восстания находились в волостях Кызылборик Асылской, Жайылмыс Ушконырской, Ботбай и Тайторы Кастек-Самсинской. Восстание было организовано и подготовлено представителем казахской демократической интеллигенции Токашем Бокиным. Группы на местах возглавляли такие сыны народа, как Бекболат Ашекеев, Узак Саурыков, Нуке Сатыбеков, Доскожа Кашаганов, Али Нургожаев, Сатай Кобегенов, Джакабай Кудайбергенов, Байхан Казыбеков, Сатай Карашев, Боранбай Жантолеев, Алиасгар Сырабаев, Сергазы Кушиков, Сейдахмет Ыскаков, Иса Сексенбаев. Среди них особенно выделялся, проявил себя и совершил подвиг Бекболат Ашекеев. Потому что он не отступил от поставленной цели, не изменил своему народу и своему слову.
«Да, я намеревался выступить в бой,
Я хотел спрятать твою голову под землю.
Если скажешь правду, я скажу правду,
Я хотел уничтожить род белых пашей», – открыто и ясно сказал он перед группой и толпой, против кого выступил. И совершил самоубийство. Не просто так, веря в светлое будущее, он сознательно и спокойно принял петлю на свою шею…
Бекболат родился в 1843 году на Каскеленской горе. С юных лет пас скот. Занимался земледелием. Стал мастером по дереву. Играл на домбре. В зрелом возрасте участвовал в разрешении споров и конфликтов среди народа. Был справедливым судьей, насколько хватало сил. За это короткое время он даже носил корону волостного.
7 июля в Ушконыре состоялся съезд казахов Жайылмыса. В своем рапорте от 2 августа колониальный пристав Гилев сообщал, что более тысячи казахов из Каралинской, 8 июля из Каргалинской, Бидайлинской, Куртинской, Узынагашской волостей соберутся на большом джайляу. Они выскажут возражения чиновнику Иванову, прибывшему для проведения переписи скота. «Что бы ни случилось, детей солдат не отдадим!» – написали они в письменном виде, под чем подписались 45 человек во главе с Амиром Толеубаевым. 10 июля на том же Большом Сазу состоялось собрание с участием 5 тысяч человек. Собравшиеся сообщили всем: «Солдат царю не дадим, все вместе начнем войну!»
… Тем временем карательный отряд, вышедший из Алматы, уже достиг перевала. Начальником отряда был враг казахов, подполковник Верненского уезда Базилевский. Состав отряда был сформирован из солдат Симбирского пехотного полка, составлявших гарнизон Верного. Они были спешно отобраны, посажены на лошадей городской конной полиции и пожарных дивизионов, и, получив сабли, оружие и боеприпасы со склада военного ведомства в Малой Алматы, были отправлены в путь. По дороге к отряду присоединились казахи-русские для проводничества и перевода.
10 и 11 августа
Карательный отряд подошел к перевалу. Едва достигнув окраины, они начали бесчинствовать и грабить. Базилевский, увидев пожилого мужчину на коне, который, прикрывая глаза, смотрел на многочисленных вооруженных русских, приказал одному из солдат: «Ты убей того шпиона!» Неуклюжий кавалерист в пехотной форме, пришпорив коня, без колебаний сбил старика. Базилевский приказал другому солдату прицелиться и выстрелить в юношу, пасшего коз. Базилевский не считал это преступлением, а наоборот, полагал, что обучил солдат, не имеющих боевого опыта, военному делу.
13 августа
Солдаты, выстроившись в пешем строю, стреляли из винтовок, одни лежа, другие на коленях. Смельчаки, вышедшие вперед с дубинами, падали под пулями, не пройдя и аршин. Были и те, кто молча падал с лошадей. «Дитя мое, разве ты не был батыром!» – сказал старик Койшыбай, поддерживая знаменитого козлопаса Суана Оспана, падающего с лошади. «Не получается, Койшеке», – ответил тот и снова упал.
Большая кровавая бойня. Она произошла не на фронте германской войны, а прямо в центре этого аула.
– Отступайте от пуль, пришла конница! – сказал Бекболат всадникам, чьи лошади испуганно метались и неслись вперед, указывая назад. Топот копыт раздался с двух сторон, со стороны Бургана и Шымбулака, и огромная конница устремилась вперед. У солдат на мгновение зажглась искра надежды, они задумали окружить отряд. Конница повернула к врагу. Враг, испугавшись натиска толпы, бросился бежать. Но, понимая, что от преследователей, несущихся как буря, им не уйти, они укрепились на скалах и снова открыли огонь. Прерывистые выстрелы приводили лошадей в смятение. Резвые кобылицы стали препятствием для самих солдат, а солдаты оказались под перекрестным огнем врага. Копесбай и старик Мусабай, не колеблясь, бросились вперед и были убиты пулями. В этом столкновении погибло 43 человека, шестеро были ранены.
– Беке, что будем делать? Знамя пало! – сказал один из старых соратников. Сельские стражники, наблюдавшие с горных склонов за полем боя, как только услышали крики «мы проиграли», тут же собрали свои вещи и двинулись в сторону Киргизии, а затем в Китай. Бегство народа вызывало панику.
Однако в двух столкновениях с карательным отрядом несколько бекболатовцев были убиты и ранены. Бекболат, «не выдержав унижения, постигшего народ», сам сдался врагу в доме Толегена Балгабека, проживавшего в Шамалгане.
Члены суда несколько раз допрашивали Бекболата. Но верный сын народа, храбрый ветеран, сказал: «Восстание организовал и начал только я сам. Связи ни с кем не имел» и сознательно принял петлю смерти.
7 сентября в местности Боралдай были повешены Бекболат Ашекеев, Байбосын Тамабаев и Калыгул Сыпатаев. Палачи сравняли землю с могилами и, выставив вооруженную охрану, не допускали никого к скорбному месту в течение месяца.
Руководителя Каркарского восстания, семидесятилетнего аксакала Джаменке Мамбетова, царские палачи отравили в тюрьме города Каракол на берегу Иссык-Куля.
12 декабря 23 человека из Жайылмысской волости были привлечены к дополнительному следствию, и за три дня военный суд приговорил 14 человек к смертной казни по обвинению в «мятеже». Среди них были: Ашекеев (средний сын Бекболата), Абишев, Аманбаев, Нурабаев, Султанов, Аманжолов и другие. Туркестанский генерал-губернатор Куропаткин без колебаний утвердил приговор 22 февраля, но в те дни в Петрограде началась Февральская революция, и приговор не был исполнен, тем не менее, гнет, поразивший народ, продолжал усиливаться («Казахская литература», 1996, 14 мая).
В конце сентября и в октябре основные силы семиреченских повстанцев потерпели поражение. Царские палачи жестоко расправлялись не только с повстанцами, но и с мирным населением. Всего по Туркестанскому краю по данным на 1 февраля 1917 года, тысячи повстанцев были привлечены к суду, 347 человек приговорены к смертной казни, 168 человек – к каторжным работам, 129 человек – к тюремному заключению. Более 300 тысяч человек, или четверть населения Семиреченского края, подверглись жестоким преследованиям и были вынуждены покинуть родные места. Поэтому коренное население Семиречья долгое время не могло забыть 1916 год не только как год восстания, но и как год «Уркина» (массового исхода).
Восстание также имело место в Акмолинской и Семипалатинской областях, охватывавших северо-восточный регион Казахстана. В действиях против царского указа, в восстаниях в отдельных районах участвовали группы численностью 7000 человек в Зайсанском уезде, до 3000 человек в Усть-Каменогорском уезде…
Восстание крестьян Сырдарьинской области сильно испугало царское правительство. Для подавления восстания были стянуты войска из Ташкента и Оренбурга. Около 5000 царских солдат, вооруженных десятками пушек и пулеметов, с начала до конца сентября вели бои с повстанцами, жестоко подавляя и уничтожая их. В Новотроицком районе отряд прапорщика Бондаренко подавил восстание и расстрелял всех 150 пленных. Казачьи аулы были сожжены, скот угнан.
Восстание крестьян Сырдарьи не могло не повлиять на борьбу крестьян соседних Актюбинской и Уральской областей против реализации царского указа. В этих районах также широко развернулось открытое сопротивление царскому правительству. Восстание, охватившее Каракольскую, Карабаускую, Соналинскую, Булдыртыскую, Оленчинскую, Калдыгайтыскую волости на юге Уральской области, развивалось разрозненно. Повстанцы Караколя вооружились, силой уничтожили «черные списки» волостей и избрали своего хана. Карательный отряд из 100 человек, вышедший из уездного центра Илек, прибыл в Караколь и расстрелял повстанцев из пулеметов. Вторым центром восстания в области стали Чингирлауская, Шиелинская, Борлинская волости восточного региона. Ахмет из волости Сарболы, опираясь на поддержку отряда уральских казаков, составил список призывников на тыловые работы по своему усмотрению, не прислушиваясь к требованиям местного населения. Возмущенные этим, 400 повстанцев применили оружие, убив волостного и его помощника. Карательный отряд, срочно отправленный из города Уральск в Чингирлаускую и Шиелинскую волости, силой подавил восстание. 14 человек были арестованы и приговорены к суровому наказанию военным трибуналом. Тем не менее, из более чем 50 тысяч сельских юношей, подлежавших призыву на тыловые работы в Уральской области, 32 тысячи отказались явиться на пункты призыва. В Букейской степи, в Гурьевском и Темирском уездах, протесты переросли в вооруженное восстание и приняли массовый характер. Особенно упорными были действия повстанцев Темирского уезда.
Особенностью восстания крестьян Сырдарьи, Уральской и Актюбинской областей было то, что его участники не вступали в конфликт с русскими крестьянами этих регионов. Они понимали, что их классовые интересы совпадают. Военный генерал-губернатор Сырдарьинской области Галкин 18 июля заявил: «Мусульманское население Ташкентского, Черняевского, Аулиеатинского, Перовского уездов и Амударьинского отдела не проявляло никакой враждебности по отношению к жителям русских поселков. Поэтому нет необходимости принимать особые меры для защиты этих поселков» (Государственный архив РК, фонд 1237, опись 1, дело 25, лист 285).
Внук Исатая – руководитель повстанцев
В Астраханском областном государственном архиве найдены сведения о восстании под руководством внука знаменитого батыра Исатая Тайманова – Отепкали Исатаева. В одном из них написано:
«Постановление. Июль 1916 года. 25-е число.
Я, исправитель Красноярского уезда Хлынов, прибыл в район первого округа 11-го числа сего месяца и через местных чиновников объявил высочайший указ.
Казак (казах) 15-й волости 1-го округа Отепкали Исатаев, 70 лет, проживает в Красноярском уезде на земле князя Юсупова, хорошо грамотен по-русски, пользуется авторитетом среди казахов, его слово для всего общества – закон, еще одним признаком его авторитета является то, что его дед Исатай Тайманов сто лет назад возглавил восстание всей казахской орды. Отепкали, услышав о призыве казахов на тыловые работы, собрал казахов, пришедших к нему за советом, под предлогом приготовления двух коров, и на пиру дал совет, главное – не отдавать казахов в армию, а лучше умереть здесь.
В связи с этим и на основании 21-й статьи усиленного режима охраны постановляю: казака 15-й волости Внутренней казахской орды, 70-летнего Отепкали Исатаева, с целью предупреждения и предотвращения государственного преступления, заключить в Астраханскую тюрьму и отправить под надзор астраханского губернатора. Копию настоящего постановления также передать туда.
Копия настоящего постановления направляется начальнику Астраханского губернского жандармского управления, Астраханскому окружному суду и его участковому приставу. Исправитель Красноярского уезда, уполномоченный по призыву казахов на тыловые работы А. Хлынов. Данное постановление было сообщено Исатаеву…»
Согласно этим данным, около 2000 воинов, поверивших обману губернатора, разошлись по своим аулам с 25 июля. Узнав об этом, А. Хлынов и другие чиновники отправили карательный отряд, который сначала арестовал Едиге Нарынбаева, а затем Отепкали Исатаева. 26 июля к карательному отряду присоединились посланники местного старшины Доскали Расова и правителя Курманбаева, которые задержали 67-летнего Ескендира Толебаева, 53-летнего Мукаша Маутенова, 55-летнего Отегена Сапаева, 71-летнего Баратая Жанбаева, участвовавших в восстании. Отепкали Исатаев вместе с шестью своими соратниками и врачом повстанцев Махмутом Шолтыровым находился под следствием в Астраханской тюрьме…
Восстание под предводительством внука батыра Исатая Отепкали таким образом потерпело поражение. Сам Отепкали умер позже, в 1930 году. Его похоронили в Минтобе, в местности Таушык. Над его могилой возвели купол и деревянную башню. Местные жители очень почитают могилу Отепкали. Это также является признаком уважения народа к тем, кто сражался за свободу («Социалистик Казахстан», 1988, 25 сентября).
ВОЛНЕНИЯ В ТУРГАЙСКОМ КРАЕ
16 августа 1916 года царская администрация провела в городе Тургай совещание представителей пяти областей Казахстана (Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областей) под руководством степного генерал-губернатора И.А. Сухомлинова. Здесь бай-феодалы были обязаны подавить народное восстание. Одним из крупных центров восстания был уезд Тургайской области (ныне территории Карагандинской, Костанайской, Актюбинской областей). Восстание вспыхнуло в первой половине июля. Казахи 5-го аула Карабалыкской волости 9 июля категорически отказались от мобилизации. Собравшиеся выдвинули лозунги: «Солдат не пойдем! Прибывших забирать, кого угодно, уничтожим! Даже если сам царь придет, его тоже убьем!». Они избили сельского старшину и убили волостного С. Кадырова. Карательный отряд арестовал 72 человека. В других уездах казахи также уничтожали списки мобилизованных и убивали волостных.
Пылающие отряды простого народа, такие как Амангельды Иманов, Абдыгапар Жанбосынов, Альжан Карабаев, Ибрай Атамбеков, Косжан Мангыбаев, Акмолла Нуркамысов, желали вступить в вооруженную борьбу за свою свободу. Тургайский очаг восстания был самым упорным и длительным. Согласно архивным документам, в период наивысшего подъема Тургайского восстания общее число повстанцев достигало 50 тысяч человек. В Тургайском уезде, где в основном проживали роды Аргын и Кыпшак, первоначально волнения против царского указа охватили Кайдавскую, Аккумскую, Караторгайскую, Сарыторгайскую, Каракопскую волости, а также Тосынскую, Майкараускую, Сарыкопскую, Наурызымскую волости.
В ходе распространения восстания потомки знаменитого батыра Тлеуке и уважаемого народом Нияз би, сам Абдыгапар Жанбосынов, обладавший большим разумом, был избран ханом кыпшакских повстанцев, а Шолак Оспанов – ханом аргынских повстанцев.
Амир Абдыгапар
Судьба Абдыгапара Жанбосынова, организатора и лидера национально-освободительного восстания, охватившего весь Центральный Казахстан, значительную часть Актюбинской и Сырдарьинской областей, чьи заслуги и деяния были известны всем, является одной из белых пятен в истории Казахстана. Амир Абдыгапар внес огромный вклад в достижение независимости нашей нынешней суверенной страны. Ведь все данные до 1929 года открыто указывают на то, что руководителем Тургайского восстания был хан Абдыгапар (1871-1919).
В различных публикуемых документах, связанных с восстаниями 1916 года (приказы, сообщения царских войск), постоянно упоминается хан Абдыгапар. Приведем лишь один пример. Во всех 79 документах, опубликованных в книге «Амангельды Иманов», изданной в 1974 году издательством «Казахстан», ясно указано, что хан Абдыгапар (в документах на русском языке царские чиновники пишут Абдульгафар Джанбосынов) был руководителем восстания. Однако авторы статей в этой книге (С. Бейсембаев, М. Козыбаев, Х. Айдарова, П. Пахмурный, Х. Маданов и др.) не упомянули о таком месте Абдыгапара в истории, скрыли правду.
Да, кто такой хан Абдыгапар? Каковы его заслуги перед народом? Мы молчали о нем семьдесят лет. Только хулили и осуждали. Чтобы восхвалять Амангельды, нужно было его очернить. Потому что он был не большевиком, а ханом. В советское время многие деяния Абдыгапара приписывались Амангельды и Алиби. Это особенно заметно в художественной литературе.
Известный ученый-историк, много лет изучающий деятелей Алаш, Турсын Журбай опубликовал в 11-м номере журнала «Жулдыз» за 2010 год статью «Наш лозунг – Алаш». В ней приводится письмо Кургана Амирхамзина академику Манашу Козыбаеву. Приведем некоторые выдержки:
Уважаемый Манаш Козыбаев!
«…Правительство Алаш, войдя в Тургай, начало ускоренно реализовывать свой зловещий план. После входа в Тургай было создано военное совещание Алашорды, и они начали разоружать красноармейцев на стороне Амангельды, в конце концов, различными уловками они захватили народного героя Амангельды Иманова, посадили в тюрьму, а отряд Л. Тарана, шедший со стороны Костаная, обманом захватили, дальнейшее известно из истории… Приговор был исполнен: «Спрячьте тело Амангельды там, где его никто не увидит!» – приказал М. Дулатов». На этом закончились бесчинства Алашорды в Тургае.
… Пусть будет установлено на страницах печати, что М. Дулатов непосредственно участвовал в убийстве А. Иманова: для этого нужно спросить у родственников А. Иманова, проживающих в совхозе имени Иманова в нынешнем Амангельдинском районе, после чего разыскать и опубликовать все художественные произведения, исторические материалы, воспоминания чекистов Казахстана времен гражданской войны, опубликованные в казахстанских издательствах об А. Иманове! Иначе народ будет искать и оплакивать смерть такого героя, как Амангельды, который навечно занял место в их сердцах! Что же нам сказать!
С уважением, Курган Амирхамзин. Август, 1989 г.
Ответ академика М. Козыбаева
Уважаемый Курган!
Прошу прощения за поздний ответ на Ваше письмо, я был в отпуске. Вы утверждаете, что «один из убийц Амангельды был Миржакып Дулатов» и выступаете против его реабилитации. Действительно, «Алашорда» убила Амангельды. Это произошло в ночь с 18 на 19 мая 1919 года. А в апреле 1919 года, а затем в декабре, участникам движения «Алашорда» была объявлена амнистия (прощение). Одним из тех, кто принял советскую платформу по этой амнистии, был М. Дулатов.
Уважаемый Курган! Подумайте сами: знаменитый Куприн был в рядах белогвардейцев, эмигрировал в Париж, проклинал советскую власть, а советская власть простила его и опубликовала все его труды. Так почему же мы должны проклинать всю казахскую интеллигенцию, ведь все они, можно сказать, участвовали в движении «Алашорда».
Вина Миржакыпа Дулатова также немала, мы расскажем об этом в истории Казахстана, но в то же время мы обязаны упомянуть, что он написал первый роман, выступил против колониальной политики царя, поддержал Амангельды статьей. Человек рождается и умирает, но его место определяется тем наследием, которое он оставил народу. В этом плане справедливо, что «Проснись, казах» Миржакыпа пробудил и Сакена, и Сабитти, и Бейимбета вовремя. Не будет ошибкой сказать, что его имя было на устах у тех, кто боролся против колониальной политики. Во второй половине своей жизни он оказался по другую сторону баррикады – боролся против советской власти. А в борьбе льется кровь, рубят сабли, проливается кровь, мы не оправдываем его преступления, совершенные в то время. Правда, Миржакып возглавлял военный совет Алашорды, правда, этот Совет приговорил Амангельды к смерти. Правда, Миржакып как член этого совета виновен, но решение было принято устно, письменных доказательств нет, поэтому никто не может обвинить Миржакыпа, его можно обвинить только по косвенным доказательствам. Поэтому в решении Центрального Комитета отсутствуют категорические доказательства причастности Миржакыпа к смерти Амангельды.
В итоге, жизнь Миржакыпа состоит из трех этапов. 1-й этап – представитель народа, жаждущего свободы, боровшийся против колониализма. 2-й этап – участие в движении Алашорда, взятие в руки оружия и борьба против советской власти. 3-й этап – годы, когда он получил прощение, пытался оправдаться и стремился служить своей стране и народу.
Осуждая 2-й этап жизни Миржакыпа, мы обязаны показать полезные дела двух других этапов его жизни, его наследие народу. Это признак растущего народа, его гражданский долг. Мы обязаны смотреть на личную жизнь М. Дулатова диалектически. Вы, наверное, помните, как Ленин разделял 5-6 лет жизни Плеханова на месяцы, определяя его как большевика, «яркого меньшевика» и т.д. Мы также обязаны так смотреть на жизнь Дулатова. Марксистско-ленинская методология обязывает рассматривать как хорошее, так и плохое, горькое и сладкое в жизни. Нельзя выкидывать ни одного слова из стихотворения.
С уважением – Манаш Козыбаев. 12 октября 1989 года». Страницы 195-197.
В начале 1990 года вышла книга М. Козыбаева «Я бросился в бой, подняв знамя». В ней можно полностью узнать, кем был Абдыгапар Жанбосынулы: «…Среди вождей национально-освободительного движения ХХ века судьба Амира Абдыгапара раскрылась только с обретением суверенного государства. В тоталитарное время имя Абдыгапара было демонизировано, исключено из истории. А кем же на самом деле был Абдыгапар… Амир Абдыгапар был одним из героев, поднявших знамя в трудные времена, он стал ханом не ради славы, а ради имени народа, он смирился. Он отдал свою жизнь за Родину, был связан веревкой. Амир Абдыгапар, переживший царских палачей, стал жертвой большевистского экстремизма…» («Туркестан», 2010, 3 июня).
Турсын Журбай, доктор филологических наук:
«…Причина обвинения Миржакыпа в смерти Абдыгапара заключается в том, что белые и красные, договорившись между собой, пытались найти виновного среди местных. Для этого был выбран человек, который уже имел репутацию негодяя и вызывал подозрения у народа, обладавший сильным лидерством. На самом деле, смерть хана Абдыгапара произошла в то время, когда Алиби Джанкелдин и Амангельды Иманов уехали на встречу с Лениным. В то время деятели Алаш ждали, как будут развиваться события вокруг хана. По моему мнению, рядом с шатром хана стоял известный польский артиллерийский отряд… Кроме того, очернение и лишение чести выдающихся личностей нации перед народом было обычным делом Советского Союза. Это само по себе ясно показывает, что красная политика поддерживала гнусные шаги. Вот в чем одна из тайн клеветы, нанесшей серьезный ущерб реабилитации Миржакыпа» («Казахская литература», 2010, 27 августа).
Жумагали Исмагулов, доктор филологических наук:
«…На самом деле, существуют разные версии смерти Абдыгапара. Одни говорят – «убили офицеры белой армии», другие – «это была смерть от красных». В конце концов, все это переложили на Миржакыпа. На самом деле, советская власть, договорившись между собой, внедрила это в сознание родственников в соответствии с казахскими понятиями. На самом деле, между Миржакыпом и Абдыгапаром было только участие в переписке критических статей. И то, знакомство их началось с дискуссии по статье Миржакыпа, назвавшего Амангельды «вором». Кроме того, когда Абдыгапар умер, Миржакып со своей армией отправился в Оренбург. Поэтому Миржакып не мог убить хана Абдыгапара. К тому же, очевидно, что поэт, влюбленный в поэзию, не мог пойти на такое зверство («Казахская литература», 2010, 27 августа).
Сегодня потомком Амира Абдыгапара Жанбосынулы является его внук – Кабден Калиулы Абдыгапаров, являющийся основой рода. Пожилой старец, перешагнувший за восемьдесят, делится следующим: «…Слава Богу, Казахстан стал независимым государством и перестраивает свою прошлую историю. В советскую эпоху история была сфабрикована, ложь выдавалась за правду, а правда – за ложь. Сегодня наши соотечественники, чьи имена были очернены, вышли на свет, и их имена стали гордостью народа. Один из них – Абдыгапар, в советское время его не хвалили и не ругали, его имя просто вычеркнули из истории. Только царские генералы искренне очерняли Абдыгапара: они телеграфировали в штаб в Петроград, называя повстанцев, последовавших за ханом, «бандитской группой». В Саратове состоялся специальный суд (в начале 1917 года) над врагами Российского государства, заочно судили Абдыгапара и Амангельды и приговорили к смертной казни. Однако ни один из них не попал в руки царской армии. Затем рухнуло царское правительство, восстание прекратилось. В Тургайском крае была установлена Советская власть, но и здесь не было добра, наоборот, начались преследования хуже прежних.
В конце концов, в ходе чередующихся нападений погиб Амангельды. Абдыгапара, не присоединившегося к большевикам, тайно расстреляли без суда… («Акикат», 1995, №9, стр. 36).
В конце двадцатых годов сыновей и дочерей хана Абдыгапара правительство разбросало по разным местам. Старший, Кали, уехал в сторону Челябинска, а младший сын Мырзагали искал убежища в Узбекистане. Кали, после участия в Великой Отечественной войне, поселился недалеко от Алматы. А Мырзагали, скитаясь по Узбекистану, Киргизии, Таджикистану, не смог приехать в Казахстан и умер в чужой земле в 1956 году. Сын Кали, Кабден Абдыгапаров, сейчас живет в Алматы. А единственный сын Мырзагали, Марат, работает в Алматинской железной дороге.
В 2006 году издательством «Атамура» была издана книга «Восстание тургайских казахов». Автор – Марат Мырзагалиулы. Этот исторический труд является первым научным исследованием, всесторонне освещающим Тургайское национально-освободительное восстание. Мы называем его «первым», потому что здесь много новых, ранее не опубликованных, запрещенных и хранящихся в архивах КПСС данных. В советский период было написано множество произведений о национально-освободительном восстании 1916 года. Однако советская цензура не могла не повлиять на их отклонение от исторической правды. Во многих произведениях были изображены только образы Амангельды и Алиби, а образы лидера восстания Абдыгапара и Оспана были представлены в негативном свете или вовсе не упоминались.
В конце октября 2010 года национальная газета «Ана тили» опубликовала поэму Файзоллы Сатыбалдулы «Хан Абдыгапар», посвященную национально-освободительному восстанию 1916 года. Файзолла Сатыбалдулы (1883-1959) стал поэтом Корана в шестнадцать лет. Был образованным человеком. Родился в Амангельдинском районе Тургайской области. В 1916 году был в центре национально-освободительного восстания и был его сторонником. Был близким другом Ахмета Байтурсынулы и Миржакыпа Дулатулы. Есть стихи, оплакивающие Ахана, Джахана, раскрывающие их достоинства. В 1928 году был осужден по обвинению в национализме и религиозности, отправлен на Беломорканал, где в последний раз встретился с Джаханом. Выйдя на свободу после восьми лет тюремного заключения, поэт не возвращался в родное село и жил вдали от дома. Он написал много поэм и стихов. Одна из них – поэма «Хан Абдыгапар», написанная в 1950 году. Это произведение поэта было написано как ответ тем, кто искажал историю национально-освободительного восстания 1916 года. После установления Советской власти Абдыгапара обвинили в смерти Амангельды, и на него, а также на Кейки батыра Кокембайулы, выливали ушаты грязи. Не выдержав ложных обвинений, поэт взял в руки перо, чтобы сказать правду. В этом произведении показана истинная суть, реальная картина национально-освободительного восстания.
В конце июля 2010 года Институт истории и этнологии имени Ш. Уалиханова провел международную научно-теоретическую конференцию «Национально-освободительное движение 1916 года: история и современность», посвященную 140-летию со дня рождения Амира Абдыгапара Жанбосынулы.
На конференции приняли участие специально приглашенные ученые из Англии, Италии, Кореи, России, Узбекистана, Таджикистана и выступили с докладами, основанными на собранных материалах по теме национально-освободительного движения 1916 года. То есть, на этом мероприятии были рассмотрены современные подходы к изучению национально-освободительного движения 1916 года не только в Казахстане, но и в Средней Азии и дальнем зарубежье.
Хотя национально-освободительное восстание 1916 года потерпело поражение, оно стало продолжением великой борьбы за свободу, начатой ранее Кенесары-Наурызбаем. Наш тяжелый долг – чтить как пример таких героев, как Амир Абдыгапар, сардары Амангельды, Кейки, Жагыпар, Косжан, Уали, Омен, Сейткерей, которые, подобно львам, бросились в бой за свободу и приняли смерть. Героические деяния народных героев, которые осмелились выступить против царского указа, нарушившего мирную жизнь народа и сузившего его просторы, будут жить вечно.
Тлеу Колбаев, профессор.
Журнал «Акикат»