Оставить после себя достойный след – это человеческий долг. Это закон, аксиома, не меняющаяся веками. А благородный путь деятеля искусства – пример для потомков, ценность для народа. Талантливый человек живёт вечно. Хотя Куляш Калымовна Абдильденова, деятель культуры РК, посвятившая всю свою сознательную жизнь искусству, ушла от нас неделю назад, нет сомнений, что она навсегда останется в памяти людей и в сердцах коллег.
Куляш Калымовна родилась 16 марта 1952 года в селе Акжар Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области. С детства влюбленная в искусство, Куляш Калымовна, чьи таланты были огромны, рано завоевала любовь народа.
С 1974 года работала в Казахском музыкально-драматическом театре имени Абая. В стенах этого театра талантливая актриса продемонстрировала свой многогранный талант, воплотила образы великих исторических личностей и достигла высот в искусстве. Впервые она блестяще сыграла роли Баян в «Козы Корпеш – Баян-сулу» Г. Мусрепова, Актокты в «Акан сері – Актокты» и Боты в «Кушик куйеу» Т. Ахтанова. Стоит отметить, что указанные роли являются одними из самых значимых произведений в репертуаре театра. В передаче этих исторических образов народу ярко проявились талант, трудолюбие и мастерство актрисы. Она также внесла вклад в успешное исполнение комедии М. Сарсекеева «Заңды неке», придав ей жизнь и доведя до высокого уровня.
В трагедии Т. Журтбаева «Кунанбай» она создала образ Улжан, который был особо отмечен и выделен на Республиканском театральном конкурсе в городе Жезказган. Театральные критики, присутствовавшие там, выразили свое восхищение и возвысили престиж нашего театра. К. Абдильденова – многогранный мастер сцены. За эти годы она сыграла главные роли во всех трагических и комедийных спектаклях. На театральном конкурсе в Караганде, сыграв роль Найман-ана в драме Ч. Айтматова «Боранды бекет», она завоевала признание театральных специалистов и была награждена как артистка, создавшая «Лучший образ матери».
В последние годы образ Сатты, сыгранный Куляш в комедии узбекского драматурга С. Ахмада «Келіндер көтерілісі», поставленной на сцене, пришелся по душе зрителям, и многогранный талант артистки проявился в полной мере.
Кроме того, она мастерски сыграла роли Матери в спектакле А. Оразбекова «Бір түп алма ағашы», Гульшатай в постановке У. Боранбаева «Сотанайдың соңғы үйленуі», и простой матери Марфуги, повара детского дома, в драме Ж. Камбарова «Жүрек жылуы», показав себя как добрая и милосердная мать.
К. Абдильденова – любимая артистка юных зрителей. Она сумела воплотить образы Бабы-Яги и животных во многих сказках. Сыграв в сказках «Алтын тақ», «Батыр Көжек», «Достық пен қастық», «Бір уыс бидай», «Асар», она нашла особый путь к сердцам детей. Куляш выступала не только в Казахстане, но и во многих зарубежных странах, повышая престиж нашей страны. Наш театр выступал в Туркменистане, Таджикистане, Китае, а особенно на 14-м Всемирном фестивале экспериментальных театров в Каире, столице Египта, где образ Найман-ана в драме Ч. Айтматова «Боранды бекет», созданный Куляш Абдильденовой, был особо отмечен и включен в каталог Каирского фестиваля.
Куляш Калымовна – ведущая актриса в создании образа матери. Она сумела донести до сердец народа образы всех исторических казахских женщин.
Активно участвуя в общественной работе и посвятив всю свою сознательную жизнь театру, Куляш Абдильденова, даже уйдя из жизни, несомненно, навсегда останется в сердцах.
Мерей Картов, заведующий литературной частью