Недавно в честь 25-летия Независимости страны в Государственном академическом русском драматическом театре им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Аманат», поставленного заслуженным деятелем Казахстана, режиссером Бекболатом Пармановым. Если сценографом спектакля, подготовленного по мотивам казахского классического эпоса – поэмы «Алпамыс батыр», является заслуженный деятель искусств Кыргызстана Юлдаш Нурматов, то видно, что и кыргызстанский художник Зухра Мукамбетова, представившая костюмы героя в этом эпосе, общем для всех тюрков, в соответствии с эпохой, внесла значительный вклад в общее достояние.
Хотя сценическая версия поэмы «Алпамыс батыр» в столичном театре не является чем-то совершенно новым для отечественной драматургии, этот спектакль по праву можно назвать прорывом, первой ласточкой среди произведений, посвященных эпическим творениям в истории русских драматических театров.
Известно, что поэма «Алпамыс батыр» имеет несколько вариантов у каракалпаков, узбеков, башкир, алтайцев и других тюркских народов. Казахский эпос «Алпамыс» был встречен в конце XIX века. Его первый вариант был опубликован в 1896 году. Казахскому народу этот жемчужный эпос достался как сказание о богатырях, в то время как у башкир и алтайцев встречаются различные варианты в жанрах легенды, предания, сказания, что развеивает сомнения и открывает широкие горизонты. Научно обоснован вывод о том, что дастаны, эпосы, эпические жемчужины тюркских народов схожи между собой, как близнецы, и берут начало из одного корня, распространяясь от одного древа. Ученые не отрицают, что способы их донесения до народа и исполнения на музыкальных инструментах также были очень схожи.
Богатырский эпос, занимающий особое место в устном народном творчестве, считается нашим бесценным наследием, передаваемым из поколения в поколение более 1000 лет. Сценическое произведение в жанре легенды, представленное театром Горького, открывает дверь к общему богатству казахов и всего тюркского мира языком театрального искусства, не идя по привычному пути, а прокладывая свой собственный путь в соответствии с духом времени. Здесь Алпамыс изображен не только как герой, боровшийся за справедливость, но и впечатляет своей духовной связью с современным поколением, ярко подчеркивая воинский облик независимого народа. А какое же завещание возложено на будущее поколение для сохранения этой независимости? Богатырские сказания поят молодое поколение живительной влагой патриотизма, воспитывают любовь к Родине, и есть ли более почетный долг, чем защищать родную землю, не щадя ради нее ни капли крови! Умение найти тему, столь необходимую современному обществу, сравнимо с действиями врача, который своевременно и точно определяет больной орган и назначает прави