23 декабря 1986 года на расширенном заседании Центрального Комитета Компартии Казахстана член Политбюро ЦК КПСС, председатель Комиссии партийного контроля М.С. Соломенцев (прилетевший в Алма-Ату 18 декабря) сказал: «события, которые произошли на площади, это не случайное явление, это не стихийное явление. Это организованное дело. Кто организатор нам неизвестно, удастся ли нам его найти, нет ли мне трудно сказать…». Похоже, он не осознавал, что, говоря это, признавал на партийном собрании, что выход молодежи на улицу тридцать лет назад был организованным выражением протеста против руководства партии и правительства.
К сожалению, «Алматинские три дня», которые не только привели в замешательство руководителей Советского Союза, но и обнажили миру непрочность «нерушимого Союза, скрепленного Великой Русью», долгое время не получали должной оценки.
Причина в том, что корни молодежного движения уходят слишком глубоко, и их широкое исследование было бы слишком противоречивым для советской идеологии того времени. М. Млечин, мастер политических биографий, автор труда «Назарбаев. Групповой портрет с президентом», пишет: «Почему в декабре 1986 года казахская молодежь вышла на улицы? Это был протест против того, что судьба Казахстана десятилетиями решалась в Москве, причем мнением самих казахстанцев не интересовались», отмечая, что за этим стояла «начинающая кризис социалистическая идеология».
Советские руководители, вместо того чтобы решать проблему, начали удерживать народ в своих руках путем запугивания и насилия. Как теперь говорят исследователи, если перед войной в Казахстане начали массово вводить исправительно-трудовые лагеря, то первый из них (Казлаг) был создан в Алма-Ате в 1930 году, а заключенные там люди создали «образцовое социалистическое предприятие» — совхоз «Гигант»; в Карагандинском лагере (Карлаг), созданном в 1931 году, 60 тысяч заключенных бесплатно трудились на благо общества.
Произвол советского правительства на этом не закончился. Особенно они жестоко преследовали представителей национальной интеллигенции. Не сумев подавить национальный дух таким образом, московские руководители приступили к русификации казахской земли. Проявления этого начались с передачи южных районов Казахстана в состав Узбекистана, затем — создание Немецкой автономии на казахской земле, и после того, как эти цели не были достигнуты, группа во главе с А. Солженицыным, ссылаясь на то, что русское население составляет большинство, начала утверждать, что Северный Казахстан — исконно российский.
Таким образом, когда национально-освободительное движение, происходившее более 300 лет «острием копья, силой мышц», казалось, утихло, безрассудная, как попало проводимая имперская политика Советского правительства вновь разжигала НАРОДНЫЙ ПРОТЕСТ и привела к национальному самоопределению.
Казахская молодежь также не осталась в стороне. Как писал писатель Амирджан Алпейсов, организованное в Москве в 1960-70-х годах 1438 юношами и девушками движение «Жас тұлпар» окончательно пробудило сознание молодежи и повело ее на борьбу за свободу, а сторонниками его идей были: «Жас қазақ» (Караганда), «Жас түлек» (Костанай), «Группа справедливости национальных специалистов» (Усть-Каменогорск), «Тай шұбыр» (Семипалатинск), «Ұшқын» (Гурьев), «Жас ұлан» (Павлодар), «Тың тұлпар», «Оян қазақ» (Целиноград), «Сарыарқа» (Алма-Ата).
Из информации Комитета национальной безопасности, представленной Центральному Комитету Компартии Казахстана: «в «Обращении Казахстанскому народу» от имени организации «Сарыарка» указывалось, что казахский народ подвергся русификации, его язык, культура и обычай подавляются. Все листовки отпечатаны на пишущей машинке… Участники кружка имели выработанную программу, предусматривавшую изучение ими трудов К. Маркса и В.И. Ленина по национальному вопросу, экономической и социальной литературы, создание независимого государства (сызған біз – Қ.А.). Было проведено несколько занятий, на которых рассматривались вопросы изготовления листовок, проводились диспуты….»
«Непосредственно перед тем, как вспыхнуло Декабрьское восстание, в городе Алма-Ате восемнадцатилетний Азамат Жәкібаев распространял листовки против великой империи — Советского правительства, вкладывая их в почтовые ящики для газет и журналов в жилых домах, — пишет в своем труде заместитель директора Казахского радио, директор радио «Шалқар» Болатбек Төлепберген, — Большинство листовок содержали призывы: «Долой Советскую власть!», «Да здравствуют свобода и равенство!»… Вскоре Азамат Жәкібаев был заключен в следственный изолятор».
На суде, состоявшемся 13 апреля 1978 года (председатель суда — Алексеев Г.В., члены — Морозов З.Н., Пучков В.Н.), Азамат Жәкібаев был обвинен по статье 170-1 Уголовного кодекса КазССР, его дело рассматривалось в закрытом порядке, и по решению суда он был принудительно, без его согласия, направлен на лечение в психиатрическую больницу. Азамат Жәкібаев, насильно удерживаемый в больнице Талгарского района, скончался там через шесть лет.
16 июня 1979 года на центральной площади города Целинограда было запланировано официальное награждение группы молодых юношей и девушек области за трудовые достижения. Такие мероприятия, проводимые ежегодно, становились традицией как один из способов стимулирования молодежи к труду. Однако в тот день первыми на центральную площадь прибыли студенты. И их основной целью было выразить протест против решения Центрального Комитета партии о создании Немецкой автономии на основе нескольких районов Карагандинской, Кокшетауской, Павлодарской, Семипалатинской областей, используя для этого организованное сверху мероприятие.
Из рассказа Жылкыбая Жагыпарова, находившегося в центре событий в те дни: «в то время я был рядовым корреспондентом газеты «Коммунизм нұры». По поручению главного редактора газеты Ыбырайыма Капарова я приехал на Центральную площадь 16 июня, чтобы написать репортаж о передовиках производства. Площадь была готова к проведению собрания. Была установлена сцена. Микрофон был готов.
В это время на площадь через улицу Кенесары (тогда улица им. К. Маркса – А.К.) начала стекаться группа молодежи. Позже мы узнали, что это были в основном студенты Сельскохозяйственного института. Среди них были и студенты Целиноградского педагогического института.
Один казахский парень сразу вышел на сцену и начал говорить через мегафон (позже я заметил – был подключен и специальный микрофон): «Верхи приняли решение о создании Немецкой автономии и собираются его утвердить. Центр – населенный пункт Ерейментау. Мы, молодежь, не согласны с этим решением». Затем выступили 1-2 казаха, 1 русский, 1 немец. Все говорили: мы против этого решения, не можем согласиться.
Митинг продлился около получаса. Затем, по призыву организаторов, люди с площади направились по улице Мира (ныне – улица Бейбітшілік) в сторону Железнодорожного вокзала. Организаторы неоднократно предупреждали собравшихся строго соблюдать порядок и не поддаваться на провокации.
Собравшаяся большая толпа, дойдя до площади перед Железнодорожным вокзалом, продолжила митинг там. Позже я узнал, что в то же время у железной дороги стояли пассажирские поезда, направляющиеся в трех направлениях! Организаторы знали и об этом. То есть, одним из целей организаторов, вероятно, было информационное сопровождение протеста против решения ЦК партии о создании Немецкой автономии в Целинограде.
К выступавшим здесь присоединились и несколько русских граждан. Один из них, ветеран войны, эмоционально заявил: мы против создания Немецкой автономии в Казахстане, если есть необходимость, пусть она будет создана, как и прежде, в районе города Саратова.
Митинг здесь долго не продлился. Парень с мегафоном предупредил, что сюда прибудут автобусы, следующие в нескольких направлениях, и что собравшимся следует сесть в специальные машины и разойтись по домам, не нарушая общественный порядок.
Люди разошлись. Никто никого не уговаривал. Было лишь сказано, что 19-го числа мы снова соберемся на центральной площади.
Я поехал в Учхоз (учебный комбинат – место расположения учебного заведения Сельскохозяйственного института того времени, ныне – населенный пункт Мичурино). Там не было никого, кого я знал. Никто ни с кем не общался, не разговаривал. Каждый, казалось, был сам по себе. Но, несмотря на внешнюю обособленность, постоянно ощущалось присутствие реальных организаторов за спинами протестующих. Здесь я встретил девушку по имени Алия, которая только что устроилась в редакцию. У нее были листовки, подготовленные на русском языке, и она попросила помочь перевести их на казахский и размножить. Мы приехали в город. В одном из домов на улице «Караганды» до полуночи мы переводили обращения на казахский язык, печатали их на машинке…
Таким образом, рожденные обращения были оперативно доставлены в несколько районов области.
Позже меня немного потрепали люди из органов. Пригласили в обком. Здесь я хочу особо остановиться на одном моменте. Это позиция некоторых казахских граждан, работавших в партийных органах, по отношению к тем событиям. Например, сотрудники органов, вероятно, думали, что меня арестуют. Тогда я думаю, что против их действий выступила заведующая идеологическим отделом областного комитета партии того времени Есмагамбетова Магауия Сейлкызы. С одной стороны, она сильно отругала меня. Были и обидные слова. Но она спасла меня от рук тех, кто хотел наказать…»
Подобные действия мы слышали и от других участников событий. Позже я узнал, что в первых рядах тех, кто выступил против решения высшего руководства, направленного на раздел казахской земли и нарушение единства сплотившейся нации, были мои земляки – атбасарцы, а среди организаторов были, наряду с ветеранами войны и труда, школьные учителя Тайык Абылгазина (когда-то преподававшая нам химию в школе-интернате – А.К.), Мынжан Сутбаев (окончил Атбасарскую казахскую школу-интернат на несколько лет раньше нас, в то время преподаватель физкультуры – К.А.), продавец Майдаш Опабекова, Сабыр Кенжебаев (этот гражданин также выпускник Атбасарской казахской школы-интерната – А.К.).
Мы встретились с этими людьми 8 июля 2013 года в Литературном музее имени Ильяса Есенберлина в Атбасаре. По словам Сабыра Кенжебаева, в город Атбасар приехали несколько студентов Целиноградского сельскохозяйственного института. Они привезли листовки и попросили распространить их среди населения. «Мы собрали около тридцати молодых людей, — вспоминает С. Кенжебаев, — В основном с помощью молодых парней мы распространили листовки по улицам. Ночью мы клеили их на стены домов, на столбы. Но те парни не участвовали в митинге. У этого были свои тактические причины. Даже если люди, участвовавшие в митинге, привлекались к ответственности, у них не было конкретных обвинений. А если бы там задержали организаторов, ситуация была бы иной. Мы учли и это».
Продавщица Майдаш Опабекова: «Мы с моей невесткой Тайык Абылгазиной узнали о решении о создании немецкой автономии несколько дней назад. Накануне дня митинга, вечером, мы решили обойти дома казахов, живущих в окрестностях, и пригласить их на собрание. Мы вышли на улицу. Интересно, что в окнах казахских домов не было света. Свет горел только в домах, где жили немцы…
На следующий день мы участвовали в митинге. Людей было много. Все говорили: «Мы не отдадим свою землю! Мы против автономии!».
Таким образом, если в 1979 году казахская молодежь смогла остановить действия высшего руководства, намеревавшегося разделить казахскую землю и изыскивавшего новые пути власти, то через шесть лет власть жестко пресекла продолжение освободительного движения в Алма-Ате. Московские руководители, строго наказывая молодежь, участвовавшую в алма-атинских событиях в декабре 1986 года, не оставили без внимания и их сторонников во многих городах Казахстана. Так Советское правительство «отомстило» за события, произошедшие в Целинограде в прошлом.
Радость руководителей Советского правительства была недолгой. Громкий крик мужчин, искренне переживавших за прошлое, настоящее и будущее страны, достиг своего апогея, и огромная сила, долгое время остававшаяся незамеченной в нации, в итоге привела к СУВЕРЕНИТЕТУ и НЕЗАВИСИМОСТИ. В эпоху Независимости, достигнутой таким образом, Глава государства – Первый Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, уделяя особое внимание декабрьскому движению, подписал 16 декабря 1991 года Указ «Об амнистии граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане». Это означало, что крышка над закрытым котлом была открыта, и «декабрьский ветер» впервые официально начал достигать широкой общественности, а 9 декабря 1996 года Президент Н.А. Назарбаев своим Указом присвоил молодому гражданину, погибшему на «декабрьском пути», Кайрату Ногайбаевичу Рыскулбекову, самое почетное звание страны – «Халық қаһарманы» (Герой Народа).
Вот так мы отдаем дань уважения величию, особенно молодежи, в истории страны.
А.Н. Кашкынбаев,
к.т.н., доцент
Институт истории государства Министерства образования и науки РК, заместитель директора
Национальный портал
Использованная литература
1. Әлпейісов Ә. «Жас тұлпар дүбірі» . Алматы. – 2013. 216 с.
2. Млечин Л.М. Назарбаев. Групповой портрет с президентом. – М., 2010. – 344 с.
3. Төлепберген Б. Ұлттық идея – тәуелсіздік тұғыры: Ғылыми-танымдық талдаулар мен публицистикалық толғаулар. – Алматы, 2016, — 240 с.
4. Табеев Қ.Т. Қазақтың желтоқсаны (Деректі хикаяттар мен мақалалар). – Алматы: «Дайк-Пресс», 2006. – 328 с.