Известно, что ценители киноискусства всегда внимательно следят за новостями, происходящими на киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова. Основная цель – вызвать интерес к появлению хороших фильмов, способных взволновать национальное самосознание, правдиво изобразить переломные моменты жизни народа, ставшие историей, и даже послужить духовным достоянием подрастающего поколения. Это большая необходимость для казахской души, прокладывающей свой уникальный путь среди сегодняшних информационных потоков. Хоть и не так часто, как хотелось бы, но мы все же с надеждой ждем этого. То, что о создаваемых фильмах не так много говорится, это одно, но иногда даже достойные внимания новости остаются в тени. Недавно новость о том, что главный приз кинофестиваля «Евразийский мост», появившегося в Российской Федерации, был присужден казахскому фильму, взбудоражила любителей искусства.
Говоря языком кино, фильм известного режиссера Акана Сатаева «Дорога к матери», постпродакшн которого занял больше времени, стал главным выбором этого фестиваля, и его выход на экраны страны совпал с этим событием. В Крыму не только фильм получил высокую оценку, но и актриса Казахского государственного академического драматического театра имени К. Куанышбаева, заслуженный деятель Казахстана Алтынай Ногербек, сыгравшая роль матери, была признана лучшей актрисой евразийского пространства. Вот в чем суть этой радостной новости, сообщаемой в информационном потоке. Это долгожданная победа казахского киноискусства! Во времена Советского Союза проводились Всесоюзные кинофестивали, которые ежегодно принимала столица одной из союзных республик. Первые три фестиваля (1958 – Москва, 1959 – Киев, 1960 – Минск) прошли подряд, а с 1964 года фестиваль стал проводиться поочередно. На первом таком очередном Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде, народная артистка Казахстана Амина Умурзакова впервые получила приз «За лучшую женскую роль» за роль в фильме Шакена Айманова «Легенда о матери». Вот спустя 52 года – второй раз приз за роль казахской матери на международных конкурсах! А главный приз – это вообще впервые!
Что такое национальный фильм? Акан Сатаев, похоже, искал ответ на этот вопрос через фильм, снятый по сценарию Тимура Жаксылыкова. Трудно найти народ, который бы пережил столько бедствий в XX веке, сколько казахи! Эти картины страданий демонстрировались на экране в течение 2 часов 8 минут. Коллективизация, голод, бегство, потеря естественной любви родной земли и матери, познание горького вкуса сиротства в детских домах, жизнь под вымышленным именем, вынужденное терпение и переживание потоков человеческой крови в ожесточенной войне, несправедливость и злоба, лишающие права на счастливую жизнь, пришедшую с победой, несмотря на пережитое унижение наград, полученных за героизм и отвагу, не сломленные, не отступившие, полные духа, стойкие Илияс и его жена Мукан, погибшие от пуль, потеря единственного сына Илияса, его неизвестная судьба и пережитые им горести, несчастья, беды и злодеяния в казахской степи и обществе, но не дрогнувшая, смело противостоявшая им, не забывавшая сына ни на минуту, мечтавшая увидеть его, чувствующая в объятиях сына силу будущего страны, сильная духом мать Мариям – ее жизнь захватывает зрителя. Две жизни: одна – Илияса в чужой земле, вторая – матери Мариим на родной земле. Страдания, иссушившие слезы нашего народа.
Двум скорбящим – тете Умит и Мариим – дают квартиру. Но и это не может остановить материнскую скорбь. – Я не могу привыкнуть, может, отвезешь меня в аул, если Илияс придет, он придет в аул… – Тогда я тоже поеду с тобой, в ауле тоже найдется работа. Так они переезжают в аул. В ауле Мариям находит себе место, она сидит у единственного тополя за околицей аула, встречая дорогу, с утра до вечера. Дети сообщают Умит, что тетя сидит там. Дома Мариям читает аяты и просит у Бога возвращения единственного сына. У Умит глаза не высыхают – она тоже плачет, желая возвращения Илияса. На работе тоже нет покоя. Она приносит тете чай. Слова, которые она говорит каждый день, здесь тоже звучат: – Ты потратила свою молодую жизнь, родная. – Тетя, почему бы тебе не перестать сидеть здесь? – Если бы я только увидела своего единственного сына, у меня не было бы желаний ни в этом, ни в другом мире! Бог исполнил мольбу матери! Герои и зрители обращают внимание на шаги мужчины, идущего по двум следам, ведущим к дереву! Тетя Мариям, как оживший увядший цветок, медленно встает и идет навстречу путнику. Умит, возвращающаяся в аул, тоже оборачивается и видит Илияса. Следует отметить, что сцена встречи матери и сына создает трогательное настроение, соответствующее волнующим моментам движения души. Сначала они вдвоем, к ним присоединяется Умит – (вид сверху) втроем они выглядят как единое целое… Да, В-Т-Р-О-Е-М – Е-Д-И-Н-О-Е Ц-Е-Л-О-Е!!!
… – Вот, дети, что пережила наша тетя, потом она вырастила внуков и прожила счастливую жизнь. Все благодаря терпению… – закончил урок учитель в школе.
Словами «Посвящается всем матерям» начинаются служебные ти