Римма Тажибаева – одна из тех, кто основал объединение «Халық маркасы» и вносит вклад в развитие отечественного производства, в продвижение нашей продукции. В чем преимущества товаров, произведенных в Казахстане? Какие трудности существуют в этой сфере? Какая помощь нужна предпринимателям? Чтобы узнать ответы на подобные вопросы, мы побеседовали с госпожой Риммой.
– Римма, Федерация казахстанских товаропроизводителей «Халық маркасы» уже успела стать известной по всей республике. Что послужило причиной создания «Халық маркасы»?
– Вы знаете, год-два назад стартовала акция «Сделано в Казахстане». Слова Главы государства о развитии отечественного производства стали толчком к реализации моей идеи. Все услышали, что товары, произведенные в Казахстане, должны быть качественными, привлекательными и доступными по цене. Я пришла к решению, что если сам Президент поддерживает производство и рекламу отечественных товаров, то что может помешать мне реализовать задуманное. Я поняла, что никаких препятствий не будет.
До этого я работала в Национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» по специальному приглашению. Я изучала ход организации выставки международного уровня, ее цели, задачи, пользу. И когда началась акция по поддержке отечественной продукции, я взялась за «Халық маркасы». Сначала мы провели онлайн-конкурс среди лучших продовольственных брендов. Поначалу у меня были сомнения, что участников будет мало. Нет, участников оказалось в несколько раз больше, чем мы ожидали. Оказывается, компаний, производящих продукты питания, немало. По результатам онлайн-голосования народа победителями были признаны 25 брендов. Из этих 25 брендов 17 участвовали в прошлогодней выставке ЭКСПО-2015 в Милане. Тема этой выставки была «Накормить планету», в ней, наряду со 144 странами мира, участвовал и Казахстан. Знак «Халық маркасы» впервые был представлен вниманию народа в павильоне Казахстана в Милане. Мы представили народу 17 брендов и торжественно наградили победителей «Халық маркасы». Не для хвастовства, но я думаю, что представление и награждение казахстанских брендов за рубежом – это беспрецедентное событие.
– Количество брендов, объединенных «Халық маркасы», превышает сто. Каких товаров большинство?
– В целом, при первоначальной организации мы уделили внимание равномерному распределению товаров. Мы разделили на парк ремесленников, площадку одежды, продовольственную ярмарку и домашнюю мебель, и следили за тем, чтобы доля каждого была одинаковой. В этом году, поскольку желающих участвовать в Парке ремесленников в сентябре было много, мы увеличили его долю и провели акцию. В октябре мы открыли площадку одежды с участием более пятидесяти брендов. До конца ноября мы расширим площадку домашней мебели. Будут представлены южные ковры, постельное белье, изготовленное в Алматы, мебель из Северного Казахстана, сделанная только из дерева без использования гвоздей. В целом, будет представлена мебель из 7-8 областей страны. В декабре в продовольственной ярмарке примут участие 120 брендов. Ярмарка будет проходить не один-два дня, а на постоянной основе. Эта работа будет продолжаться до конца осени 2017 года, до завершения ЭКСПО.
– Рассматривался ли вопрос экспорта отечественных товаров?
– Конечно, рассматривался. Без этого никак. С февраля по июнь мы планируем посетить 12 стран мира и провести ярмарки казахстанских товаров. Не буду скрывать, выставки, которые Казахстан проводит за рубежом до сих пор, меня не очень удовлетворяют. Как мы их проводим? Казахстанская делегация останавливается в дорогой гостинице. Арендуют небольшое помещение на крыше этой гостиницы и выставляют там около десяти наших брендов. На эту выставку приходят наши дипломаты в этой стране, и на этом все. Людей, заинтересованных в дальнейшем продвижении казахстанской продукции, там нет. А мы будем придерживаться другого формата. Народ – это тот, кто продвигает любую марку. Качество, дизайн, цена должны нравиться народу. Только после этого можно заниматься рекламой. Для этого мы поедем в такие страны, как Индия, Россия, Китай, займем места в торговых точках и представим наши товары в формате рынка.
– Какие товары вы повезете за границу?
– Продовольствие, продукция легкой промышленности, изделия ремесленников. В этих трех секторах выпускается более ста брендов. Известно, что в казахстанских торговых точках, выставочных залах проходят ярмарки товаров из Индии, Турции, Китая. Наши казахи покупают индийский чай, бижутерию, турецкие платки. Мы думаем, почему бы и нам не сделать так же.
– Предложений достаточно, а как насчет качества товаров?
– Я могу гарантировать качество любого товара, представленного здесь. Потому что все проверяется заранее.
– Как вы проверяете?
– Мы выезжаем на завод, знакомимся с процессом производства. У мебельных фабрик есть специальные залы. Там мы проводим различные испытания выбранной нами мебели: нагружаем ее тяжелым грузом, гнем, роняем. Если это изделие из дерева, проверяется, откуда привезено дерево, не гнилое ли оно, как обработано, сколько времени хранилось, какой клей использовался… все проверяется. Продовольствие, одежда – то же самое. В общем, любой товар полностью контролируется от сырья до готового продукта. Позвольте, я покажу вам этот стул. Известно, что многие стулья на рынке, если сядет тяжелый человек, сразу начинают скрипеть. А на наши стулья можно даже запрыгнуть, и ничего не случится. И вы видите, что они красивые. Думаю, в следующий раз, когда будете искать стул, вы придете к нам.
– Вы сами пользуетесь отечественной продукцией?
– Конечно. Мои ботинки сшиты в Петропавловске, из натуральной кожи. Я купила их за 17 тысяч тенге. А какая страна отправила бы нам товары из натуральной шерсти, кожи?! Даже если бы отправила, цена была бы очень высокой. Наша продукция не хуже их. Надела носки из Темиртау под ботинки (смеется). Вместо того, чтобы надевать несколько слоев синтетических леггинсов зарубежного производства, одного слоя теплой одежды, произведенной в Темиртау, достаточно, чтобы не замерзнуть. Мое платье сшито в Алматы, мои бусы, серьги… все сделано в нашей стране, из нашего сырья. Недавно, когда делал ремонт в доме, я выбрал все необходимое, такое как обои, краску, линолеум, среди товаров отечественного производства. Тогда я понял, что можно жить, не прибегая к зарубежной продукции, потребляя наши товары.
– Какая помощь нужна предпринимателям, производящим отечественную продукцию?
– Во-первых, ожидание поддержки от государства и сидение сложа руки – это нехорошая привычка для предпринимателя. Следует избавиться от менталитета «государство все сделает само». Особенно при начале какого-либо дела нельзя полагаться ни на кого. Великий Абай говорил: «Надейся на себя, и ты выйдешь из положения, труд и ум помогут тебе». Насколько важна уверенность в себе для простого человека, настолько же она важна для предпринимателя вдвойне. Приятно самому создавать, вкладывать пот, видеть трудности работы и чувствовать ее радость.
Тем не менее, это не означает, что государство не должно оказывать поддержку предпринимателям. Например, в нашей стране есть фабрики, выпускающие хорошую одежду. Их продукция в десять раз лучше продукции Кыргызстана, не уступает турецким товарам. Станки они купили в Германии. Не говоря уже о качестве их товаров, их производственная мощность достаточна для обеспечения всего Казахстана. А сырье, необходимое этим фабрикам, завозится из-за границы. Потому что, даже если мы выращиваем хлопок, у нас не хватает ткани. Тонны ткани завозятся из Индии, Турции, и при прохождении через таможню приходится платить налоги. Предприниматели, конечно, не уклоняются от налогов. Но если бы им предоставили какие-либо льготы на таможне, цена продукции тоже была бы ниже. То есть, товар будет хорошо продаваться, а государство будет получать налоги от прибыли предпринимателя. Как видите, одна лишь льгота в конечном итоге обернется пользой для самого государства. Короче говоря, у правительства есть множество механизмов поддержки предпринимателей, нужно только их реализовать. Мы доводим наши требования и пожелания до соответствующих органов.
– Вас удовлетворяет реклама отечественной продукции?
– Есть моменты, которые удовлетворяют, и моменты, которые не удовлетворяют. Конечно, в этом направлении оказывается определенная поддержка со стороны государства. Сам наш Президент непосредственно участвовал в этом. Но есть аспекты в методах рекламы СМИ, которые мне не нравятся. Например, потребителей не интересует технология производства какого-либо товара. Для них главное – конечный продукт. Важную роль играют качество и эффективность конечного продукта, а затем его привлекательность. Из какого металла сделана мебель, как ее плавили, гнули… потребителю все равно. Люди приходят в магазин и покупают то, что первым бросилось в глаза на полке, что понравилось. Это особенно касается продуктов питания. Если бы во время рекламы точно указывалось, какой товар находится в каком торговом месте, в каком киоске, это было бы лучшим для предпринимателя. В наше время, когда информации так много, я считаю, что не следует перегружать людей ненужной информацией, а нужно предлагать только то, что им действительно нужно. К сожалению, СМИ много говорят о заводах, фабриках, о технологии производства товаров.
– Каков спрос на отечественные товары?
– Спрос очень высокий. Всего за три месяца оборот торговли составил 50 миллионов. С 6 июля павильон заполнился лишь наполовину, когда он заполнится полностью, торговля должна удвоиться.
– Сколько видов товаров представлено здесь прямо сейчас?
– Более десяти тысяч видов товаров от ста брендов. Наиболее ходовыми товарами являются изделия легкой промышленности. Очень большой спрос на обувь, постельное белье. Хорошо продаются мучные изделия, виды чая. В целом, мы убедились, что если есть предложение, то будет и спрос. Поэтому мы хотим довести количество брендов до 500 и увеличить количество товаров.
– Как вы планируете участвовать в выставке ЭКСПО-2017?
– Если мы войдем в туристическую карту международной выставки, это будет большим достижением для нас. Туристы, приезжающие на ЭКСПО, могли бы посетить наш павильон, увидеть и купить отечественную продукцию.
У нас есть идея открыть павильон на территории выставки, где будут представлены национальные блюда. Мы хотим предложить там десятки видов шубата и кумыса. Например, во Франции, Италии с гордостью представляют различные виды вина, рассказывая, из какого винограда приготовлено каждое вино, по какой технологии. В Турции туристам предлагают двести видов пахлавы. Почему бы и нам не представить так же наш кумыс и шубат?!
Мы приготовили пятьдесят видов құрта из молока коровы, лошади, верблюда. Различные формы, цвета. Если все пройдет успешно, до выставки ЭКСПО мы подготовим 17 миллионов құрта и выставим их в специальном бутике.
– За короткое время вы успели внести огромный вклад в развитие и продвижение отечественного производства. Расскажите о себе.
– Я родилась в городе Алматы и выросла на Юге Казахстана. Мой отец – специалист в области спорта и туризма. Моя мать окончила музыкальный факультет Женского педагогического института. Она училась вместе с Мадиной Ералиевой, жила в одной комнате, была близкой подругой. Но после замужества она переехала с отцом на Юг и осталась там.
Хотя я выросла в деревне, благодаря родителям я 7 лет училась в музыкальной школе по классу фортепиано, профессионально занималась танцами. Вместе с отцом я посещала кружки по баскетболу, волейболу, легкой атлетике. Короче говоря, с тех пор, как себя помню, я бегала между актовым залом и спортзалом школы. Я безмерно благодарна родителям за то, что они способствовали моему познанию природы, мира, любви к искусству и красоте.
– Спасибо за интервью.
Арнур АСКАР,
«Егемен Қазақстан»