«Столица – это личный отпечаток Елбасы». Мы так говорили. Потому что этот город является плодом и победой уникального решения Первого Президента. «Астана, ах, какая желанная, мечтательная столица!» – восхищались мы. И этому есть ясная причина: как может город, рожденный из шедевров, признанных чудесными и удивительными, созданных архитекторами из дальних и ближних стран, которые советовались и «кроили» его, не радовать глаз, не быть прекрасным?! Мы также говорили: «Астана – это площадка для уникальных, глобальных идей».
ЭКСПО, привлекшее внимание страны
Сначала поговорим о международной выставке ЭКСПО-2017, привлекшей внимание всего мира. Строительные работы, проводимые на обширной территории, будут завершены к концу года. По словам председателя правления АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» Ахметжана Есимова, в масштабном мероприятии примут участие 100 государств и еще 18 международных организаций. Во время выставки около двадцати стран проведут национальные дни. По мере приближения времени проведения выставки наблюдается большой интерес со стороны стран мира. Например, недавно Финляндия подписала соглашение об участии в выставке. Финские компании, являющиеся лидерами в области энергосбережения и «зеленых технологий», решили создать экспозицию для выставки ЭКСПО-2017.
Развитие туризма в столице – это вопрос, стоящий на повестке дня. А выставка ЭКСПО за три месяца примет около 5 миллионов гостей. Подготовительные работы для их обслуживания уже начались. Конечно же, в первую очередь были взяты на себя туристические информационные туры. Например, для 100 зарубежных трэвел-компаний было разработано более семидесяти туристических маршрутов. Управление туризма Акмолинской области предложило туроператорам Астаны, Алматы, Акмолинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей информационно-рекламный тур по курортной зоне «Щучье-Бурабай» под названием «Бурабай – сокровище Казахстана». Таким образом, посетители выставки получат возможность увидеть живописные места страны, культурные и исторические объекты. На сегодняшний день заключены договоры между представителями 30 ведущих курортных объектов и региональными туроператорами. Специалисты говорят, что каждый иностранный гость, прибывающий на выставку, проведет в стране около четырех дней и потратит около 1,5 тысячи долларов США.
Эта система облегчит передвижение
Только в середине лета мы объявили: «Жители столицы превысили миллион». 33 процента населения города, ставшего мегаполисом, пользуются общественным транспортом. Этот показатель, конечно, невелик. Сравним: 54,3% жителей Нью-Йорка, 63% сингапурцев, 66% жителей Москвы, 37% жителей Лондона, входящих в первую группу «умных городов», прибегают к помощи общественного транспорта. Тем не менее, городское руководство планирует довести это число до 45 процентов. А для этого необходимо продолжать благие дела. Например, электронная система оплаты проезда в общественном транспорте «ASTRA PLAT» – один из важных шагов в развитии этой отрасли столицы. Мы не ошибимся, если скажем, что это неотъемлемая часть плана модернизации транспортного комплекса. Мера, направленная на то, чтобы сделать перевозку пассажиров более комфортной, чем раньше, позволит легко формировать статистику пользователей общественного транспорта и эффективно планировать маршрутную сеть. Кроме того, она освободит от необходимости носить с собой наличные деньги и снизит количество краж наличных. Также решаются такие проблемы, как сокрытие доходов работниками общественного транспорта и общая неудобство системы оплаты проезда.
По словам специалистов, электронная система оплаты проезда улучшит качество обслуживания жителей, увеличит финансовые обороты и налоговые поступления, сократит время посадки и высадки пассажиров, а также поможет выявлять «безбилетников». На сегодняшний день дизайн транспортных карт для оплаты проезда утвержден, и специальное оборудование установлено на около 320 автобусах.
Первый этап этого проекта, в котором использован опыт таких стран, как Италия, Франция, Германия, Великобритания, Израиль, Корея, США, близится к завершению. «По результатам предварительного мониторинга мы увидели, что первый этап системы был хорошо принят пассажирами. Это впервые в истории развития транспортной отрасли столицы было применено на пригородных автобусах. А положительная оценка новой системы связана со снижением стоимости проезда в среднем на 50 тенге, а в некоторые районы, например, в Бабатай – до 120 тенге, в Аршалы – до 100 тенге. Количество тарифов сократилось с 84 до 5. Граждане, имеющие социальные льготы, ездят бесплатно», – говорит специалист по пассажирскому транспо