Исследовательский взгляд на историческую личность, похороненную в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане
Турсынбай Буркитбайулы, выдающийся деятель XIX века, жил в среднем течении Сырдарьи, прославившись своим выдающимся талантом, глубиной ума, несгибаемой стойкостью и лидерскими качествами. Он родился в 1798 году на территории нынешних районов Шиели и Сырдарья, в местности Ботабай, Тартогай. Его родители были простыми скотоводами-казахами. С юных лет отличался живостью характера, сообразительностью, выдающимся интеллектом и физической силой, а также красноречием. Рано проявил себя в общественной деятельности. В молодости он завоевал доверие правящей элиты Кокандского ханства и получил титул датхи – четвертый по значимости пост в государстве.
Позднее российский император, завоевавший Ак-Мечеть, также присвоил ему звание зауряд-хорунжего (офицерское звание в походе) и пригласил его вместе с видными представителями казахской интеллигенции того времени, опорой и столпами народа, в столицу империи, Санкт-Петербург, на личный торжественный прием.
Своей активной жизненной деятельностью, врожденным гордым нравом, быстротой ума, выдающимся ораторским искусством, справедливостью и миролюбием Турсынбай Буркитбайулы получил от казахского общества единогласное признание и высокий титул бия. Это было не звание или должность, присваиваемые ханским указом или приказом высокопоставленного чиновника. Это была не выборная официальная должность, звание или степень. Это было высшее звание и признание, данное самим народом, признавшим в нем достойную личность, обладающую способностями, высотой мысли, умением читать жизнь глазами разума и в совершенстве владеющую искусством слова.
Турсынбай датха жил в очень трудный период, когда казахский народ терял свободу и начинал подчиняться. На земли Сыра, мать Алаша, с жадностью смотрели враждебные и чуждые силы, которые со всех сторон, подобно хищникам, рыскали вокруг. В такой критический момент народ обратил взор на своих героев, надеясь и полагаясь на силу, способности и героическую мощь своих гордых и пылких сыновей. Именно в этот непростой час одним из тех, кто смог стать для казахов и старшим братом, и защитником, был Турсынбай датха.
Исследователь тюркского мира, ученый Ауелбек Коныратбаев писал: «Турсынбай Буркитбайулы управлял территорией между Ак-Мечетью и Туркестаном. Герой, сумевший стать защитником своего народа, погиб от руки кокандского хана». Сегодня мы считаем своим долгом передать шежире-истории, дошедшие до нас от старейшин, молодому поколению в качестве примера.
Поэт Мансур Бекежанулы в своем историческом толгау «Письмо Иманжусупу», посвященном Иманжусупу Кутпанулы, внуку знаменитого Турсынбая датхи, воспевал:
«Пятым датхой был Турсынбай,
Слава его гремела в Коканде, Хиве, на просторах Сырдарьи.
Ни один враг не смог ему противостоять,
Когда он вынимал меч из ножен».
Бесспорно величие Турсынбая датхи.
Находясь на службе у российской власти в звании зауряд-хорунжего, Турсынбай Буркитбайулы прилагал усилия для защиты благополучия, спокойствия и хозяйства своего народа, стремясь облегчить его бремя. Этот человек, вышедший из народа и ставший подобным хану, действительно черпал силу из простых слоев общества и участвовал в крупных государственных делах. Как признавали сами чужеземцы, он искусно использовал различные интеллектуальные достижения, уловки, хитрости и методы ведения переговоров.
Широко известна поразительная история о том, что Турсынбай датха установил виселицы не в одном, а в двух местах вдоль Сырдарьи. Древние памятники подтверждают этот удивительный факт. Если быть точнее, первую виселицу он установил на острове Алтынбек в местности Боктыолен, в 90 километрах от тогдашнего города Ак-Мечеть, ныне село Ботабай, а вторую – в песчаном заливе населенного пункта «Кайырсуат» на мысе Мырыш, в 20-25 километрах от города. Для желающих и по сей день среди густых непроходимых зарослей Боктыолена сохранились страшные следы орудия казни, наводившего ужас на людей того времени. И сегодня вид этого места вызывает трепет и страх. Зачем местному правителю понадобилось это разрушительное сооружение, осуществленное по специальному указу хана? Примечательно, что на установленных виселицах никто не был повешен, и никто не был казнен. Тогда возникает закономерный вопрос: зачем понадобилось это грозное орудие, наводившее страх на всю округу?
На этот вопрос трудно дать однозначный ответ сразу. Для этого необходимо почувствовать дух того времени, попытаться мысленно проникнуть в политику правителя в этом отношении. Взвесив все «за» и «против» различных мнений, мы ухватились за одну устойчивую мысль. Те, кто анализировал и осмысливал причины и следствия этого вопроса, выдвигают аргумент, что виселицы были установлены не из жажды кровожадной жестокости или злодейства, и не для того, чтобы запугать народ и показать свою силу, а для обеспечения стабильности в обществе. Действительно, как датха, не имевший официального суда, прокуратуры и полиции, как это есть в современном государстве, мог пресекать кражи, грабежи, насилие и другие беззакония, которые постоянно случались в народе? Следовательно, эта жесткая мера была крайне необходима для ослабления угроз, исходящих издалека и вблизи, для предотвращения опасности, для общего управления народом, для поддержания порядка и справедливости, для обуздания буйных и непокорных, для пресечения жадных воров.
Тяжесть многократных налогов, наложенных Кокандским ханством, была очевидна для и без того небогатых жителей Сырдарьи. Согласно дошедшим до нас историческим сведениям, Турсынбай датха постоянно прилагал усилия для решения этой сложной социально-бытовой проблемы, неустанно искал пути снижения налогов и облегчения бремени, лежащего на его соотечественниках, и уделял этому пристальное внимание, по мере сил помогая своему народу. Это подтверждается тем, что он решительно пресекал попытки кокандских солдат притеснять и грабить подвластное ему население, смело выступал перед высокопоставленным ханом, отстаивая свои права, используя свой авторитет и даже готов был пожертвовать собой. Говорят, за это он даже сидел в тюрьме Кокандского ханства.
Неслучайно российские наблюдатели официально отмечали, что уровень жизни населения, находящегося под управлением Турсынбая Буркитбайулы, был высоким, скот был в хорошем состоянии, и они вели нормальную жизнь.
Турсынбай датха неоднократно доказывал в своей руководящей практике, что человек с высокими моральными качествами обладает богатым внутренним миром, щедростью и открытостью. Однажды 60 семей аргынов из Арки переселились в Сырдарьинский край и попросили разрешения на поселение. Старейшина выделил прибывшим издалека соплеменникам плодородный участок земли в своем владении. Сегодня народ является свидетелем того, как эта небольшая группа родственников, взятая под опеку Турсынбаем датха в те смутные времена, расширила свои владения и процветает.
В борьбе с чужеземцами Турсынбай датха был не одинок. Известно, что казахские крестьяне под предводительством хана Кенесары, батыров Наурызбая, Жанходжи, Бухарбая, Жаназара неоднократно захватывали крепости кокандцев и хивинцев в Туркестане, Созаке, Сауране, Жанакоргане, Жолеке и других местах в результате ожесточенных боев. Его родственник, Турганбай пансат, управлявший окрестностями Туркестана, выступил против власти Коканда с 4 тысячами воинов. Турсынбай также поддержал это восстание в Шиели, выражая сочувствие и оказывая помощь своим соотечественникам, пострадавшим от него.
Российское правительство признавало казахского бия Турсынбая мудрым и влиятельным местным лидером. Они прилагали все усилия, чтобы привлечь его на свою сторону и использовать в своих интересах. Они не забывали его поощрять, восхвалять и делать подарки. Самым почетным проявлением уважения к нему стало присвоение ему российского воинского звания зауряд-хорунжего, награждение лентой Станислава и золотой медалью, а также его приглашение в Санкт-Петербург в составе небольшой группы из 13 казахских знатных лиц для участия в торжественном приеме императора Александра II.
К Турсынбаю датха относились территории нынешних районов Шиели, Сырдарья, а именно Ботабай (Боктыолен), Тартогай, Айдарлы, Жетыколь и Аманкельды.
Он собирал вокруг себя не только благородных людей, но и отважных батыров, верных пир-муршидов на пути ислама, красноречивых ораторов и выдающихся поэтов, которых называли музами поэзии. Среди этих выдающихся личностей, чья звезда сияла на небе, были батыры Жаназар и Баспак, которые наносили сокрушительные удары враждебным захватчикам и защищали своих соотечественников от опасности, а также уважаемый человек всего Сырдарьинского края, мудрый и провидец, ставший известным своими святыми и целительскими способностями, Кулболды ишан, и пламенный поэт Будабай, изливавший жемчужины слов. Добрые люди тянулись к добрым, и это, вероятно, свидетельствует о том, что бий Турсынбай был ценителем человеческой души и характера, почитателем благородных качеств.
Хотя русские колонизаторы захватили Ак-Мечеть в 1853 году, они не смогли продвинуться дальше в течение 10 лет. Следовательно, территория, находившаяся под властью Коканда, простиралась до Туркестана, и владения Турсынбая датхи по-прежнему подчинялись хану. Более того, он служил обеим сторонам ради благополучия своего народа и проявлял миролюбие по отношению к русским. Он сознательно сопротивлялся давлению налогов, собираемых ханом с народа. Конечно, все это доходило до слуха хана, и было очевидно, что ему это не нравилось, и он затаил обиду. Тем не менее, времена изменились, и у правителя уже не было прежней возможности подавлять силой и ломать хребет. Ему пришлось прибегнуть к коварным действиям, подобно хитрому лису. Однажды он обманом вызвал к себе простодушного батыра и осуществил свой злодейский замысел. Притворяясь, что оказывает уважение и делает подарки, когда Турсынбай датха собирался уезжать, ему в попону коня подмешали сильный яд. Бедный герой, став жертвой внезапного предательства, умер, достигнув Шолаккоргана в Созакской земле. Его тело было похоронено в священном мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. Это было в 1863 году.
Доброе имя Турсынбая датхи, который жил два века назад на этой священной Сырдарье и служил своему народу в трудные времена, когда враги нападали спереди и сзади, живет вместе с его народом и продолжается через его потомков. Действительно, от этого правителя степи родилось десять сыновей и несколько дочерей. Среди них особенно выделяются сыновья Алмамбет, Жусупназар, Смайыл, которые, следуя по стопам отца, правили народом, и их заслуги до сих пор живы в памяти народа. Все они были волостными управителями.
«За мой народ я готов отдать жизнь, и если меня зарежут, как черного барана, ради моего народа, я не буду жалеть». Это жизненный принцип, непоколебимое кредо, яркий и сильный порыв Турсынбая бия, подобный развевающемуся флагу его безупречной совести. Не является ли это пламенное обращение, произнесенное с достоинством перед кокандским ханом в один из решающих моментов борьбы, противостояний и борьбы за выживание, ярким свидетельством патриотизма и несгибаемой стойкости, готовности пожертвовать собой ради своего народа? Если взглянуть на жизненный путь этого героического деятеля, бросается в глаза отсутствие расхождения между его словами и делами. Это, поистине, лозунг для потомков, жизненный пример для подрастающего поколения.
Куаныш МАХАНБЕТ,
журналист
Кызылординская область