ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Первые слова из раннего периода истории Казахского ханства

Первые слова из раннего периода истории Казахского ханства

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
4 ноября, 2016
in Национальная история
0

Если взглянуть на нашу историю и проанализировать ее, то мнения наших историков о времени основания Казахского ханства, которому исполнилось 550 лет, расходятся.

А.П. Чулошников в своем труде «Очерки по истории казак-киргизского народа» утверждает, что Казахское ханство было основано в XV-XVI веках, в то время как историк-ученый Ибрагимов С.К. в труде «К истории Казахстана» пишет, что казахская государственность сформировалась в 30-40-х годах XVI века.

Специалисты по истории Средневековья, ученые-историки Т.И. Султанов и С.Г. Кляшторный в разделе «О первом Казахском государстве» своего труда «Казахстан, Летопись трех тысячелетий» отмечают: «Казахское ханство – это не акт, осуществляемый одномоментно», и утверждают, что Казахское ханство было основано в 70-х годах XV века.

Наш земляк, поэт Жарылкасын Боранбаев, писавший об истории основания Казахского ханства, пишет: «Мы, опираясь на доказательные данные Т.И. Султанова, писали, что Казахское ханство было основано осенью 1458 года», – пишет он в своем исследовательском труде «Казахское ханство было основано в Сауране, по реке Шу». (Для полноты информации №3 (7021) 22 января 1998 г.)

Автор статьи Ж. Боранбаев отмечает, что здесь он опирается на труд Т.И. Султанова «Кочевые племена Приаралья в XV-XVII веках», опубликованный в Москве в 1982 году. Историк-ученый-археолог Мадияр Елеуов в своем научном труде «Шу өңірі: аңыз бен тарих» (Алматы, «Қазақ университеті» 1996 г.) утверждает, что Казахское ханство было основано в Шуском регионе в год Овцы. Учитывая, что казахский летоисчисление повторяется каждые 12 лет, год Овцы, о котором пишет М. Елеуов, приходится на 1456 год.

В средневековом историческом труде Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди», написанном в 1554-56 годах, который дает точные сведения о том, когда и где было основано Казахское ханство: «В то время Дешт-и-Кыпчаком правил хан Абулхаир. Он сильно беспокоил султанов из рода Джучи, и хан Жанибек и хан Керей бежали от него в Могулистан. Хан Есен-Буга радушно принял их и предоставил им западную границу Могулистана – долины Чу и Козыбасы. Когда они там обосновались, после смерти Абулхаира Узбекский улус распался: начались большие смуты. Большая часть его подданных перешла к хану Керею и хану Жанибеку, и число собравшихся вокруг них достигло двухсот тысяч человек. Их стали называть узбеками-казахами (узбек-казах).

Власть казахских султанов началась с восьмисот семидесятых годов, одному Аллаху ведомо все».

Хотя такие ученые, как С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов, С. Ибрагимов, выражали недоверие и сомнение в данных «Тарих-и Рашиди», согласно которым Казахское ханство было основано в 1465-66 годах, русский историк В.В. Вельяминов-Зернов в своем труде «Исследование о Касимовских царях и царевичах» предложил безоговорочно верить историческим сведениям из «Тарих-и Рашиди» об основании Казахского ханства.

Анализируя и сравнивая различные мнения об основании Казахского ханства, мы приходим к мысли, что данные «Тарих-и Рашиди» верны. Причина в том, что автор «Тарих-и Рашиди» М.Х. Дулати точно указывает причины и дату отделения султанов Керея и Жанибека от хана Абулхаира. Ни один другой историк не смог точно указать год основания Казахского ханства.

Исходя из принципа «Наука – это прежде всего доказательства и факты, а затем логика», и анализируя, по свидетельству автора «Тарих-Абул-хайр-хани», личного историка-летописца хана Абулхаира, хан Абулхаир умер в 1468 году.

Это точный исторический факт! Потому что его написал личный летописец-историк хана Абулхаира.

Если же, как пишут некоторые наши исследователи, Казахское ханство было основано в 1456 году, то султаны Керей и Жанибек отделились от ханства Абулхаира примерно, по крайней мере, в 1455-56 годах.

Между 1456 годом и годом смерти хана Абулхаира (1468 г.) ровно восемь лет! В политической борьбе за власть восемь лет – это слишком долгий срок.

Хан Абулхаир, вероятно, не дал бы своим извечным врагам в борьбе за трон, султанам Керею и Жанибеку, слишком много времени для накопления сил.

Тем не менее, не следует забывать следующее. За двадцать-тридцать лет до «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати, в научных трудах и исторических источниках средневековых историков, таких как Камал ад-дин Али Бинай «Таварих-и гузида-ий нусрат-наме», «Шайбани-наме», Шади «Фатх-наме», Рузбихан Исфахани «Михман-наме-ий Бухара» (Записки бухарского гостя), хотя и не указывается точная дата основания Казахского ханства, упоминаются имена ханов Жанибека и Керея и, как указано в «Тарих-и Рашиди», подтверждается прямо или косвенно информация о том, что Казахское ханство было основано не в другом месте, а в западном Семиречье, то есть в долинах Чу и Талас.

Как бы то ни было, мнение ученого Мухаммеда Хайдара Дулати, которого сам выдающийся ученый Алькей Маргулан признал «первым историком казахов», изложенное в его всемирно известном труде «Тарих-и Рашиди»: «Власть казахских султанов начинается с восьмисот семидесятых годов (по нашему летоисчислению 1465-1466 годы)», официально признано наукой «История Казахстана» как основной источник: «В 1465-66 годах султаны Керей и Жанибек, отделившись от ханства Абулхаира, поселились в районах Козыбасы и Чу на западе Семиречья. Их число достигло двухсот тысяч человек. Переселенцы, в 1465-66 годах, посадив на белую кошму старшего Керея, избрали его ханом и основали Казахское ханство», – пишет С. Жолдасбеков в учебнике «История Казахстана», Алматы, «Мектеп» 2010 г.

«Это время – 870 год хиджры – по нашему летоисчислению 1465-66 годы, принято как время основания Казахского ханства», – пишет пятитомник «История Казахстана», составленный Институтом истории и этнологии им. Ш.Ш. Уалиханова и Институтом археологии им. А.Х. Маргулана. («История Казахстана» в пяти томах, том II, «Атамұра» 2010 г.)

Таким образом, опираясь на данные учебника «История Казахстана», изданного в 2010 году издательством «Мектеп», и пятитомника «История Казахстана», изданного в 2010 году издательством «Атамұра», мы можем сказать: Институт истории и этнологии Академии наук Казахстана, совместно с Институтом археологии, проанализировав и сравнив различные исторические данные из различных научных трудов об основании Казахского ханства, пришел к выводу, что исторические данные Мухаммеда Хайдара Дулати в «Тарих-и Рашиди», согласно которым Казахское ханство было основано в 1465-66 годах, были официально утверждены.

Говоря об основании Казахского ханства, невозможно не упомянуть ханство Абулхаира. Государство Абулхаира, существовавшее в 1428-1468 годах, в исторических источниках называется «Государство кочевых узбеков», «Ханство Абулхаира», иногда «Синяя Орда» (Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков). В 20-х годах XV века, в связи с распадом Белой Орды, началась борьба за власть между родом Джучи. Абулхаир, опираясь на поддержку правителей независимых владений и крупных феодалов ослабевшей Белой Орды, был избран ханом в 1428 году.

Абулхаир – потомок Шайбани, пятого сына хана Джучи. Территория ханства Абулхаира, возникшего на месте ханства Белой Орды, простиралась: на западе – до реки Урал, на востоке – до озера Балхаш, на юге – до Аральского моря и нижнего течения Сырдарьи. На севере – охватывала среднее течение рек Тобол и Иртыш. Эта территория иногда называлась степью «Дешт-и-Кыпчак». Эта степь «Дешт-и-Кыпчак» как географическая область была разделена на западный и восточный «Дешт-и-Кыпчак». Хан Абулхаир, стремившийся к безграничной власти над землями к югу от Сырдарьи, в Мавераннахр, постоянно вел войну с соседними странами.

В 1431 году Абулхаир победил потомков Тока-Тимура, затем подчинил Орда-Базар, бывшую столицу хана Батыя, и сделал ее своей столицей. В 1446 году хан Абулхаир победил хана Мустафу в районе Атбасара и захватил экономически важные города в регионе Сырдарьи и Каратау, такие как Сыгнак, Аркок, Сауран, Аккорган, Узкент. В этот раз он сделал город Сыгнак своим центром. Город располагался на пересечении девяти дорог, в удобном для торговли месте.

В 1446 году Абулхаир захватил Самарканд и начал нападать на Могольское ханство. Однако в это время ханство Абулхаира, ослабленное из-за социально-экономической напряженности, вызванной непрерывными войнами, было полностью разгромлено ойратами под предводительством Уз-Темир тайши у города Сыгнак в 1456-57 годах. Проиграв ойратам, хан Абулхаир был вынужден покинуть этот регион и уйти в земли Дешт-и-Кыпчака. В это время внутри- и внешнеполитическая ситуация в ханстве Абулхаира сильно обострилась.

Постоянное вмешательство Абулхаира во внутренние дела соседних стран, внутреннеполитический кризис в государстве, непрерывные войны и набеги привели ханство Абулхаира к упадку. Воспользовавшись этим кризисом в государстве, извечные политические противники хана Абулхаира, потомки хана Уруса, султаны Керей и Жанибек, вместе со своими племенами, объединились против Абулхаира и переселились в западное Семиречье, на территорию Могольского ханства. В это время хан Моголистана Есен-Буга (в некоторых источниках Исан-Буга), ослабленный различными обстоятельствами, радушно принял султанов Керея и Жанибека, откочевавших от ханства Абулхаира, чтобы использовать их против своих внутренних и внешних врагов. Им был выделен участок для поселения в западной части Моголистана, по реке Чу.

Стоит отметить, что исторические источники единогласно указывают, что султаны Керей и Жанибек, переселившись в западное Семиречье, прибыли туда не как беженцы в ханство Моголистана, а как переселяющийся народ.

В этот период истории общим врагом султанов Керея и Жанибека и хана Моголистана Есен-Буги был хан Абулхаир. Руководствуясь принципом «Враг моего врага – мой друг», казахские племена под предводительством султанов Керея и Жанибека переселились из южного и центрального Казахстана в западное Семиречье, в долины Чу и Талас. Основные причины этого переселения:

1. Этническая и геологическая близость казахских племен, подчиненных султанам Керею и Жанибеку, к племенам, проживавшим в то время в Могольском ханстве.

2. Общий враг султанов Керея и Жанибека и хана Моголистана Есен-Буги.

3. Давняя дружба между правителями северной части Моголистана и Ак-Орды.

4. Слабость феодально раздробленного Моголистана, неспособного удержать власть в Семиречье.

В это время хан Абулхаир, пытаясь укрепить свое ханство, выступил против Керея и Жанибека, которые не подчинились ему и переселились на земли Могольского ханства, и погиб в местности Аккыстау близ Алматы. Поход закончился, и ханство было полностью ослаблено. С образованием Казахского ханства потомки Абулхаира полностью лишились права править в восточном Дешт-и-Кыпчаке.

Теперь перейдем к основным историческим причинам отделения и переселения родов и племен, подчиненных султанам Керею и Жанибеку, от ханства Абулхаира. Их несколько.

Во-первых, из-за последствий непрерывных войн хана Абулхаира, кочевья кочевых узбеков в ханстве постоянно меняли свои направления. Неэффективное использование пастбищных земель кочевыми племенами, занимающимися скотоводством, негативно сказалось на росте и процветании кочевых племен, основным источником существования которых были четыре вида скота. Кроме того, безграничный правитель хан Абулхаир мог по своему усмотрению изменять родовые земли племен, которые ему не нравились. В связи с этими причинами недовольство народа властью Абулхаира усиливалось. Они жаждали мирной жизни и просторных пастбищ.

Во-вторых, в XIV-XV веках в ослабевшей в экономическом и политическом отношении Ак-Орде, а затем в ханстве Абулхаира, Ногайской Орде и Моголистане в Семиречье активно шел процесс объединения и формирования единой нации, единого народа из тюркоязычных племен, имевших общий язык, религию, психологию и методы ведения хозяйства. Именно этот исторический процесс способствовал отделению и переселению кочевых племен, недовольных властью Абулхаира, из ханства.

Борьба за политическую власть в Дешт-и-Кыпчаке между ханом Абулхаиром, правителем государства «Кочевые узбеки», возникшего на месте государства Ак-Орда, и законными наследниками ханства Ак-Орда, потомками хана Уруса, султанами Кереем и Жанибеком, была закономерным явлением.

Извечные политические противники хана Абулхаира, султаны Керей и Жанибек, пользовавшиеся особым авторитетом среди кочевых племен, населявших Южный Казахстан, хорошо понимали и сочувствовали стремлениям кочевых племен в ханстве Абулхаира восстановить прежний порядок использования пастбищ в Дешт-и-Кыпчаке. Более того, султаны Керей и Жанибек, точно уловив стремления и психологическое состояние кочевых племен в ханстве Абулхаира того времени, которые хотели объединиться в единый центр, единую нацию с родственными им племенами других орд, искусно использовали политический и социальный кризис в ханстве в своих интересах и, чтобы установить единоличную власть, вместе со своими племенами переселились на территорию Могольского ханства в западное Семиречье.

В начале истории вновь образованного Казахского ханства, поселившегося в районах Козыбасы и Чу, предоставленных ханом Моголистана Есен-Бугой в западном Семиречье, с летними пастбищами в районе Улытау в Центральном Казахстане и зимними пастбищами в песках Кокше и Мойынкум в Южном Казахстане, к концу XV века стояли следующие исторические задачи:

1. Восстановить прежний порядок использования пастбищ для кочевого скотоводческого хозяйства в степи Дешт-и-Кыпчак.

2. Подчинить Казахскому ханству крупные города, имеющие стратегическое значение на караванном пути, такие как Сыгнак, Сауран, Сауран, Отрар, Ясы в Туркестанском регионе.

3. Объединить казахские племена и объединить казахскую этническую территорию.

Именно в это время кочевые племена, подчиненные султанам Керею и Жанибеку, начали называться казахским народом. Если сказать, что появление этнонима «казах» совпало с основанием Казахского ханства, мы совершим одностороннюю ошибку. Потому что известно, что слово «казах» использовалось и до основания Казахского ханства.

Многие ученые предлагают связать происхождение слова «казах» с названием сакских племен, живших на территории Казахстана в VII-IV веках до н.э. Историк А.Н. Бернштам, много исследовавший историю казахов посредством археологических раскопок, утверждает, что слово «казах» образовалось от слияния племен «Каспа», «Кас» и «Сак». Академик А.Х. Маргулан, подчеркивая наличие племени «Казар-уг» среди хазар, высказывает научное предположение, что слово «Казар-уг» могло трансформироваться в «каз-уг», «казак».

Н.М. Карамзин, признанный «отцом русской истории», в своем труде «История государства Российского» приводит сведения о стране «Казахия» на северо-западе Кавказа. А арабский историк и географ X века Аль-Масуди в своем произведении «Китаб ат-танбих ва-ль ишраф» называет этническую территорию кавказских народов на берегу реки Кубань «Аль-Касакия». Известный немецкий востоковед И. Маркварт утверждает, что термин «Касаг» обозначает название этноса. А в географическом труде «Худуд аль-алам», написанном на персидском языке в X веке неизвестным автором, слово «Касаг» пишется не как этническое название, а как название города на побережье Черного моря.

Известный лингвист А.Н. Самойлович в своем труде «О слове «казах» относит возникновение слова «казах» к XI веку.

В письменной литературе термин «казах» впервые встречается в мамлюкском Египте в 1245 году в «Арабско-кыпчакском словаре».

Опираясь на эти научные данные, мы можем сказать, что слово «казах» появилось задолго до основания Казахского ханства. Потому что этноним и государство во многих случаях возникают не одновременно. Это доказанная научная истина.

Что касается значения слова «казах», то «История Казахстана» пишет: «Известный специалист по тюркским языкам, академик В.В. Радлов пишет: значение слова «казах» – независимые, свободные люди». Это мнение поддержал и ученый А.Н. Самойлович.

А Ш. Кудайбердыулы, поддерживая высказанные мнения, пишет, что значение слова «казах» – народ, живущий свободно, как самостоятельное государство. А специалист по языкам Телкожа Джанузаков пишет, что первая часть слова «казах» – «каз», «кас» в алтайской, уральской, кавказской и других группах тюркских языков означает «свободный», «воин», «молодой воин». («История Казахстана», С. Жолдасбеков. Учебник «История Казахстана», «Мектеп» 2010 г.)

Выдающийся представитель отечественной тюркологической науки, академик А.К. Курышжанов в своем исследовательском труде «Исследование по лексике старокыпчакского письменного памятника ХІІІ века» блестяще научно доказал лингвистически, что слово «казах» означает «свободный», «кочевник», «независимый».

Обобщая мнения вышеупомянутых ученых, можно кратко сформулировать нашу мысль: этноним «казах» оказывается древнетюркским словом, означающим «свободный», «воин», «независимый», «свободные люди».

Говоря о раннем периоде истории Казахского ханства, невозможно не упомянуть три жуза, составляющих казахский народ, то есть Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз. Многие исследователи соотносят казахские «жузы» с арабским словом «джуз» – «главная часть», «ветвь» чего-либо. Конкретных данных о происхождении казахских жузов нет. Исследователи до сих пор признают, что вопрос о «жузах» не был полностью и всесторонне изучен, и делают свои выводы.

Например, исследователи Н.А. Аристов, Г.Н. Потанин объясняют происхождение жузов на основе широко распространенных в народе легенд. По мнению этих авторов, три казахских жуза произошли от трех сыновей одного человека. (Потанин Г.Н. Казак-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей.)

Подобные легенды до сих пор часто встречаются во многих недавно опубликованных родовых шежире и устных рассказах.

Например, в труде Ж. Бейсенбайулы «Қазақ шежіресі» (Алматы, 1994 г.) указывается, что три казахских жуза произошли от трех сыновей одного человека по имени Казак – Акарыс, Бекарыс, Жанарыс.

Понятно, что такие выводы о происхождении казахских жузов не могут удовлетворить научные запросы сегодняшней грамотной и образованной публики.

Мы относим эти выводы о происхождении казахских жузов от трех сыновей одного человека к предположениям, основанным на легендах.

По мнению ученых С.А. Аманжолова (Вопросы диалектологии и истории казахского языка. А-Ата 1959 г.) и Г.М. Адильгереева (К истории образования казахского народа. К.А.Н. «Хабаршы» 1951 г.), три казахских жуза начали формироваться в раннетюркскую эпоху и завершились в X-XI веках.

В.В. Вильяминов-Зернов, М. Красовский утверждают, что казахские жузы сформировались на рубеже XV-XVI веков на территории трех улусов, заложивших основу Казахского ханства. Ш. Уалиханов связывает происхождение казахских жузов с распадом Золотой Орды.

А В.В. Бартольд считает, что это произошло в соответствии с географическими особенностями и условиями кочевого скотоводства.

И. Вяткин считает, что на возникновение жузов повлияли экономические и политические условия. Т.И. Султанов, признавая отсутствие точных письменных данных о возникновении казахских жузов, предполагает, что казахские жузы возникли примерно во второй половине XV века на месте улусной системы. (Султанов Т.И. «Кочевые племена Приаралья в XV-XVII в.в М.., 1982г.)

Хотя мнения ученых о происхождении казахских жузов различны, среди ученых нет споров относительно определения слова «жуз», наоборот, они единодушно приходят к общему мнению. Это мнение таково: «Жуз – это племенно-родовые объединения, сформировавшиеся в XV-XVI веках как регионально-административные части Казахского ханства. (Аргынбаев Х.Л., Муканов М.С., Восторгов В.В. О казахских шежире. Алматы, 2000 г.)

Опираясь на данные и доказательства вышеупомянутых ученых, мы приходим к следующему выводу. Три жуза, составляющих казахский народ, являются не родо-геологической связью, как говорится в казахских шежире, а территориальным, административным делением.

В качестве доказательства наших слов, один из шести родов Алим Младшего жуза – род Каракесек. А этот же род Каракесек присутствует и в составе племени Аргын Среднего жуза. Род Каракесек, населяющий западную часть Центрального Казахстана, вероятно, частично вошел в состав Младшего жуза, а оставшаяся часть осталась в составе Среднего жуза, в зависимости от географической территории и прилегающих земель.

Известно, что на территории Казахстана в III веке до н.э. – X веке н.э. существовало Уйсунское государство, в III веке до н.э. – VII веке н.э. – Кангюйское государство, в XI веке – Кыпчакское, в XII веке – Найманское, Кангюйское государства. Если для тюркских племен, живших в период с III века до н.э. по XII век н.э., таких как Уйсуны, Канглы, Кыпчаки, Найманы, Кереи, понятие «жуз» было непонятным, то в настоящее время племена Уйсун, Канглы входят в объединение Старшего жуза, а племена Кыпчак, Керей – в объединение Среднего жуза. Из этого видно, что «жузы» возникли позже как территориально-административное деление.

В составе Среднего жуза есть племя Конырат. Как известно из «Тайной истории монголов», мать Темучина – Чингисхана, Улым, и его жена Борте были из племени Конырат. В XII-XIII веках, когда жил Чингисхан, название «жуз» было совершенно непонятным.

Лично я считаю, что племя Конырат – древнетюркское племя, издревле населявшее территорию от современного Узбекистана до Монголии. В качестве доказательства наших слов, в современном Созакском районе, в населенном пункте «Ран ата», относящемся к сельской администрации «Карагур», проживают потомки Конырака Шунака из рода Жиенбет племени Конырат.

Вот в этом селе «Ран ата», после проведения похорон по мусульманскому обряду, умершего не закапывают в землю, а укладывают вместе со всей семьей в заранее вырытую и подготовленную комнату, по древнетюркскому обычаю, методом «сагана», погребальный обряд сохранился до наших дней, хотя бы частично. Если такой вид погребального обряда у тюркских племен является доказательством того, что Коныраты относятся к древнетюркским племенам, то это должно быть так.

История нашего народа состоит из совокупности историй родов и племен, составляющих казахский народ. Это – истина!

В прошлом советском периоде, опасаясь быть названными «родоплеменниками», наши ученые не имели возможности всесторонне и полно исследовать историю племен и родов. Исследование «племенной эпохи» в науке «История Казахстана» до сих пор остается пробелом, это ни для кого не секрет.

История – это череда великих переселений. Из-за различных исторических факторов и причин, если целый народ исчезал с исторической арены, то некоторые народы и племена, разделившись на мелкие части, входили в состав других крупных племен и окончательно сливались с ними. Без понимания этой закономерности истории невозможно понять целостную историю человечества.

Вхождение тюркоязычных племен, имевших схожий язык, религию, психологию и формы хозяйствования, из ослабевшей и начавшей распадаться Ногайской Орды и Могольского ханства в состав Казахского ханства, формировавшегося как самостоятельное государство во второй половине XV века, было исторической закономерностью.

Ученый С. Аманжолов, исследовавший язык и историю казахского народа лингвистическим методом, сравнительно изучив начальные и поздние формы родовых тамг, пришел к выводам о вхождении рода Ысты и родов Тилик, Ойык в союз Канглы, а родов Мангыт и Сангыт Ногайцев – в союз Конырат. (С. Аманжолов. Вопросы диалектики и истории казахского языка.)

Мнение нашего ученого С. Аманжолова, высказанное более полувека назад, кажется верным. Потому что в составе племени Конырат есть роды Мангытай, Сангыл. В исторических шежире казахских родов они до недавнего времени считались родственными родами, между которыми не заключались браки. По историческим данным, в XV-XVI веках племя Конырат и род Мангыт Ногайской Орды совместно кочевали по Сырдарье. Мангыты, имевшие тесные этнические связи с Коныратами, после вхождения в состав Казахского ханства, вероятно, были включены в союз Коныратов по причине удобства прилегающих земель и как этническая группа, хорошо знавшая друг друга, управляющей аристократией вновь образованного Казахского ханства. Названия родов Мангыт и Сангыт Ногайской Орды, вошедших в состав племени Конырат в Казахском ханстве, спустя много лет могли претерпеть языковые лингвистические изменения, и название «Мангыт» могло измениться на «Мангытай», а название «Сангыт» – на «Сангыл».

Ведь мы не должны забывать, что язык казахского народа, образовавшегося путем объединения различных тюркских родов, с самого начала претерпел изменения и приобрел другую форму. Как бы то ни было, объединение тюркоязычных родов и племен с общим языком, традициями в тюркоязычные племенные союзы было исторической правдой в начальный период истории Казахского государства, в период формирования казахского народа как единой нации. Обращаясь к историческим данным: «Один из великих ханов в истории казахской земли, хан Хакназар, объединив мелкие семь родов Младшего жуза, создал племенное объединение «Жеты ру», – пишет «История Казахстана» (С. Жолдасбеков. Учебник «История Казахстана». «Мектеп» 2010 г.)

Это племенное объединение «Жеты ру» (Тама, Табын, Кердери, Керейт, Жагалбайлы, Рамадан, Телеу) существует в составе Младшего жуза по сей день.

Для процветания Казахского ханства и противостояния внешним врагам, было исторически необходимо, чтобы различные тюркские племена, составляющие казахский народ, и вновь вошедшие в их состав роды, путем территориального и административного деления, жили в согласии и единстве.

Наши мудрые аксакалы и мудрые юноши, думающие о будущем нашей нации, мечтали о мирной и дружной жизни родов, входящих в состав казахского народа. Поэтому наши предки говорили, что три жуза, входящие в состав казахского народа, являются потомками трех сыновей одного человека по имени Казак. Казахи, не делившие наследство, все братья и родственники друг другу.

Потому что они – потомки одного человека, – эту легенду они придумали.

Легенда всегда рождается из веры народа в будущее, из его фантазии. Тюркские племена, мечтавшие о создании государства и нации, имевшие общий язык, религию, психологию и формы хозяйствования, с высокоразвитой устной литературой, поверили в эту легенду всем своим существом и восприняли ее. Эта легенда приносила свои плоды веками.

А сейчас, когда мы обрели вековую независимость, и наше национальное самосознание и память возрождаются, эта легенда о трех сыновьях казаха-прародителя, Акарысе, Бекарысе, Жанарысе, не может удовлетворить наши исторические национальные запросы. Поэтому мы считаем необходимым тщательно и глубоко переисследовать историю казахских племен и их роль в формировании казахской нации.

Это исторический запрос, порожденный необходимостью!

Мы считаем, что настало время комплексно и всесторонне исследовать историю нашей нации, опираясь на данные и факты, письменные научные источники и устную литературу, археологические исследования, лингвистические рассуждения.

Как мы упоминали в начале нашего выступления, одним из наиболее актуальных вопросов, стоявших перед Казахским ханством, основанным в 1465 году, было включение городов Туркестанского региона, расположенных вдоль караванного пути, в состав Казахского ханства.

Без этого, Казахскому ханству, стремившемуся подчинить себе восточный Дешт-и-Кыпчак (восточный Дешт-и-Кыпчак – степное пространство от Каратау до нижнего течения Сырдарьи и к северу от Арала), было невозможно управлять всем восточным Дешт-и-Кыпчаком, не подчинив себе зимние пастбища для скота вдоль Сырдарьи и города Туркестана. Более того, города в Туркестанском регионе на караванном пути, где развита оседлая культура, торговля, различные ремесла, были очень необходимы для удовлетворения повседневных нужд кочевых племен, занимающихся скотоводством, в Казахском ханстве.

Говоря о городах Туркестанского региона, стоит дать представление о Туркестанском регионе.

Туркестанский регион – это средневековый историко-географический термин. В то время «Туркестанский регион» простирался от среднего течения реки Сырдарьи, на юге – водораздел рек Чирчик и Бадам, на юго-востоке – город Сайрам в окрестностях Шымкента, на северо-востоке – хребет Каратау, простирающийся вдоль северного берега Сырдарьи. К югу от хребта Каратау начиналась степь «Дешт-и-Кыпчак».

В средневековом труде Ибн Рузбихана Исфахани «Михман – наме – ий Бухара» (Записки бухарского гостя) отмечается: «В Туркестанском регионе тридцать крепостей. Крупнейшие из них – Ясы (Туркестан) на правом берегу Сырдарьи и ее притоках, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на левом берегу – Аркок, Узкент, Аккорган, Кожан, на северной стороне Каратау – Созак, Кумкент».

По историческим энциклопедическим данным, город Созак возник в X веке и просуществовал до XVIII века (Казахская энциклопедия, Алматы, 2005 г.)

Город Созак, возникший в X веке на Малом Шелковом пути, в период ханства Абулхаира входил в состав улуса султанов Керея и Жанибека. Это потому, что: «В то время города и мелкие крепости, такие как Созак, в Южном Казахстане и к северу от Каратау, вероятно, находились под властью султанов Керея и Жанибека», – пишет «История Казахстана». (История Казахстана, в пяти томах, том II. Алматы, «Атамұра» 2010 г.)

Город Созак, относившийся к улусу султана Жанибека, потомка хана Уруса, после образования Казахского ханства, вероятно, сразу же вошел в состав Казахского ханства.

Казахское ханство, стремившееся править в восточном Дешт-и-Кыпчаке, после смерти хана Абулхаира в 1468 году, воспользовавшись ослаблением ханства Абулхаира, подчинило себе город Созак к северу от Каратау и ряд мелких крепостей. Об этом раннем периоде Казахского ханства «История Казахстана» пишет: «К зиме 1470 года казахские правители добились значительных успехов в Туркестане (здесь речь идет о Туркестанском регионе). Старший сын Жанибек хана, султан Махмуд, взял Созак у подножия Каратау. Другой его сын, султан Еренши, овладел Саураном, а сам хан Керей приблизился к Туркестану. Активизация действий казахов к югу от Каратау вынудила Мухаммеда Шайбани спешно уйти в Мавераннахр под власть потомков Тимура», – отмечается, что в результате первого нападения на Сырдарьинский регион казахские правители закрепили за собой Сауран и Созак. (История Казахстана. Пятитомник. Том II «Атамұра» 2010 г.) Борьба между Казахским ханством и Мухаммедом Шайбани, внуком хана Абулхаира, за пастбища Сырдарьинского региона и города Туркестанского региона, неспособность Мухаммеда Шайбани восстановить прежнее ханство Абулхаира и стремление различных ветвей потомков Джучи установить свою власть над кочевыми и полукочевыми узбеками в восточном Дешт-и-Кыпчаке, оказали большое влияние на ускорение этнических и политических процессов в этом регионе.

В этот период истории, бывшие «кочевые узбеки» и «оседлые узбеки» в казахской степи разделились на две части по способам хозяйствования и стали отдаляться друг от друга, становясь «казахами» и «узбеками».

Одним словом, в последней четверти XV века, в связи с выходом казахского народа на историческую арену, «кочевые узбеки» и «оседлые узбеки» из бывшего государства «Кочевые узбеки» разделились на два разных этноса – «казахов» и «узбеков», выбрав два разных способа хозяйствования, и различия в обычаях и традициях, а также этнические различия углублялись.

В войне за города Туркестанского региона, стремительное наступление Казахского ханства вынудило Мухаммеда Шайбани бежать в Бухару.

Через два года, получив военную помощь от потомков Тимура, Мухаммед Шайбани захватил города Аркок, Сыгнак в Туркестанском регионе. Стремясь укрепить свое влияние, опираясь на Сыгнак, Мухаммед Шайбани отправился на захват города Созак к северу от Каратау. В средневековом труде «Таварих – и гузида-ий нусрат-нама» об этой битве за город Созак между Мухаммедом Шайбани и казахским войском пишется: «Битва между Мухаммедом Шайбани и казахскими войсками произошла на перевале Согунлык горы Каратау. Хотя сын Жанибек хана, эмир города Созак, султан Махмуд, погиб в битве, Мухаммед Шайбани потерпел поражение». Мы считаем, что читателям следует знать, что перевал «Согунлык» в этом историческом труде – это нынешний перевал Суындык, относящийся к сельской администрации Созакского района.

О битве на перевале Суындык в своем средневековом труде «Шайбани-наме» пишет личный историк-летописец Мухаммеда Шайбани, Камал ад-дин Али Бинай. Хотя он и восхваляет хана Шайбани, он не может написать, что хан Шайбани захватил Созак, и искажает исторический факт, написав: «Хан Шайбани не пытался взять крепость Созак, он получил большую добычу и вернулся в Сыгнак», – единодушно отмечают ученые-историки.

Историки Л.Н. Гумилев, Э. Харе-Даван в своих трудах отмечают, что искажение исторических фактов и восхваление своего хана было обычным делом для многих личных историков-летописцев ханов средневековья.

После поражения на перевале Суындык, хан Мухаммед Шайбани был вынужден покинуть Туркестанский регион. Согласно «Шайбани-наме», он отправился в Мангышлак, а согласно данным «Таварих – и гузида – ий нусрат наме» – в Хорезм.

К концу XV века, в результате длительной борьбы, по договору между Казахским ханством и ханом Шайбани, города Отрар, Ясы, Аркок, Бозкент и часть Туркестанского региона отошли к Мухаммеду Шайбани, внуку хана Абулхаира, а города Сыгнак, Сауран, Созак и северная часть Туркестанского региона остались в составе Казахского ханства.

Города Ташкент и Сайрам вошли в состав Могольского ханства. Казахское ханство укрепилось, и внутри страны, казалось, наступил кратковременный мир.

Первый период истории Казахского ханства, состоявшего из трех жузов, имевших общее название «казахи», общий язык, религию, обычаи и формы хозяйствования, кочевых тюркских племен, завершился к концу XV века.

Впереди казахский народ ждали многочисленные испытания истории…

Теперь несколько слов о древнем городе Казахстана – Созаке.

Согласно мнениям, изложенным в научных трудах известных ученых-историков, таких как А. Маргулан, К. Байпаков, Л.Б. Ерзакович, З. Акишев, А.Н. Бернштам, по результатам археологических исследований, город Созак возник в X веке на караванном пути к северу от Каратау.

Во всех средневековых трудах – исторических источниках – почти повсеместно упоминается город Созак. Один из них, средневековый исторический труд Рузбихана Исфахани «Михман – наме – ий – Бухара», отмечает: «В Туркестанском регионе тридцать городов, один из них – город Созак».

История города Созак тесно связана не только с историей государств XIII-XV веков на территории Казахстана, таких как «Ак-Орда», «Ханство Абулхаира», «Казахское ханство», но и с историей формирования и объединения нашей нации.

По словам И. Есенберлина, автора исторической трилогии «Кочевники», являющейся большим достижением казахской литературы и художественно изображающей пятисотлетнюю историю нашей нации, в Созаке похоронены два казахских хана – Абулхаир и Жанибек хан.

А некоторые читатели-исследователи, интересующиеся казахской историей, говорят: «Нет, по Ильясу Есенберлину, Жанибек хан похоронен не в Созаке, а в Жуантобе».

Эти споры читателей иногда появляются и на страницах прессы.

Что мы хотим сказать по поводу этих споров читателей: Художественное произведение никогда не может быть историческим документом.

Сколько бы мы ни называли трилогию И. Есенберлина «Кочевники» историческим произведением, это художественное произведение в форме письменной литературы.

А художественное произведение, повторимся, не является историческим документом, это плод воображения писателя.

Тем не менее, мы должны признать, что «Кочевники» И. Есенберлина – это историческое произведение высокого художественного качества, написанное на основе средневековых исторических трудов. Писатель, готовясь к написанию трилогии «Кочевники», ознакомился практически со всеми первоисточниками средневековых источников и исторических трудов, и его большая подготовка к написанию исторического художественного произведения очевидна.

Есть один вопрос, который вводит в заблуждение читателей относительно двух ханов, похороненных в Созаке. Об этом чуть позже. А пока предоставим слово самому писателю И. Есенберлину. Отрывок из «Кочевников»: «Вдруг пришло еще одно известие. Хан Абулхаир, который около сорока лет держал в трепете весь Дешт-и-Кыпчак, Мавераннахр, Хорасан, отправился в иной мир. Его тело, начавшее желтеть, как сушеный лист, чтобы не испортиться в жаркий день, было доставлено в город Созак Бахтияром бахадуром и Карашын батыром и помещено в шестилокотный чан, наполненный медом. Хотя этот город был в руках казахов, разве есть лекарство от смерти, высекли гробницу из специального черного мрамора с золотой надписью и почтительно похоронили его (Кочевники. Историческая трилогия, стр. 204, Алматы, «Фонд им. И. Есенберлина» – 2002 г.)

Продолжим чтение: «Тело Жанибека обернули в белую кошму, погрузили на белого верблюда и направились в Созак, которым правил второй сын Махмуд. Печальный народ, сокрушаясь и вздыхая, проводил в последний путь первого хана, Жанибека, с почестями. Рядом с синим мавзолеем в Жуантобе, где покоился Абулхаир, появился еще один величественный мавзолей с золотым полумесяцем. Не вместившие в себя при жизни бескрайние степи всего Дешт-и-Кыпчака, два титана теперь покоились рядом на земле площадью десять квадратных локтей. (Кочевники. Историческая трилогия, стр. 216, Алматы, «Фонд им. И. Есенберлина» – 2002 г.)

Как вы видите, по И. Есенберлину, оба они похоронены в городе Созак. Однако многие читатели путают Жуантобе в городе Созак, где похоронены Жанибек хан и Абулхаир хан рядом, с Жуантобе на зимнем пастбище четвертой фермы бывшего совхоза «Кокше» Созакского района. По описанию писателя, в то время в городе Созак была возвышенность под названием Жуантобе. На этой возвышенности были похоронены два казахских хана.

Писатель, ради воспитательного смысла и глубокой мысли, похоронил двух ханов, не вместивших в себя бескрайние казахские степи при жизни, на одной возвышенности. Философская мысль и воспитательный смысл – очень удачное художественное решение! Но это не исторический документ. Согласно исторической трилогии «Кочевники», Жанибек хан похоронен в городе Созак, которым правил его второй сын, султан Махмуд.

Средневековые исторические труды «Таварих-и гузиде-ий нусрат-наме» и «Шайбани-наме», написанный Камал ад-дином Али Бинаем, единодушно утверждают, что город Созак управлялся сыном Жанибек хана, султаном Махмудом, как во времена Жанибек хана, так и во времена хана Бурындыка, ставшего ханом после Жанибека.

Еще один момент, который стоит отметить: средневековый исторический труд Масуда Кухистани, личного историка-летописца хана Абулхаира, написавшего «Тарих-и Абулхайр-хани», утверждает, что хан Абулхаир похоронен в Сыгнаке, а согласно другому средневековому труду «Тарих-и Кипчак-хани», хан Абулхаир похоронен в Созаке.

Возможно, писатель, опираясь на данные «Тарих-и Кипчак-хани», написал, что хан Абулхаир похоронен в Созаке. Я считаю, что вопрос о месте захоронения хана Абулхаира еще требует дальнейшего изучения.

Что касается Жанибек хана, то, на мой взгляд, он похоронен в Созаке. Причина в том, что город Созак в то время был главной опорной крепостью Казахского ханства, нынешним языком говоря, столицей. Тот факт, что сам второй сын Жанибек хана, султан Махмуд, управлял городом Созак и был его эмиром, свидетельствует о важности города Созак для Казахского ханства. Как бы то ни было, ясно, что эмиром города Созак в то время был сын Жанибек хана, Махмуд султан. Эти данные подтверждаются средневековыми историческими трудами «Шайбани-наме», «Таварих гузиде-ий нусрат-наме». Где же еще мог быть похоронен хан Жанибек, которого народ называл «Аз Жанибек» за его мудрость и справедливость, как не в Созаке, развитом средневековом городе, который был опорой Казахского ханства в то время, и которым управлял его сын, эмир города Созак, Махмуд султан?!

Опираясь на исторические данные и логические рассуждения, есть все основания полагать, что хан Жәнібек был похоронен в городе Созак. Как иначе?! На месте старого города внутри современного села Созак до сих пор сохранились названия «Хан мазары», «Бура хан». Мы полагаем, что Жәнібек хан похоронен на месте старого города в Созак-шахаре, который казахи называют «Хан мазары», а узбеки – «Бура хан».

Мы хотим сказать, что все исторические источники Казахстана и средневековые исторические документы единодушно признают, что в ранний период Казахского ханства, до того, как Казахское ханство усилилось и подчинило себе города Дашти-Кипчака и побережья Сырдарьи, то есть в период с 1465 по 1510-20 годы, более полувека (это немалый срок) опорным городом Казахского ханства был Созак-шахар.

Вероятно, поэтому выдающийся ученый, старейшина нашей истории, академик А.Х. Маргулан сказал: «К северу от хребта Каратау, рядом с нынешним поселком Созак, находится город с таким же названием. Он был опорой казахских ханов на начальном этапе объединения казахских земель». В этих словах, кажется, кроется глубокая историческая тайна.

К средневековой истории нужно относиться со средневековой точки зрения, только тогда наше историческое познание углубится. Возможно, для Казахского государства того времени, которое сочетало оседлую и кочевую культуру, понятия «столица» не существовало. Возможно, само слово «столица» не употреблялось в повседневной речи.

Однако, несомненно, что города с постоянным населением, мечетями и религиозными учебными заведениями, небольшими предприятиями и торговыми центрами, удовлетворяющими повседневные нужды кочевых племен, где казахские ханы, уходя летом на джайляу, шесть месяцев зимой жили и решали государственные вопросы, были опорными городами Казахского ханства. Это была историческая реальность, порожденная необходимостью. Поэтому в ранний период Казахского ханства то, что город Созак был опорным городом казахского государства, является истиной! Но назывался ли этот опорный город «столицей», «центральным городом» – это неважно.

Важно то, что казахское национальное государство – Казахское ханство – было создано и начало свое существование. Это самое главное!

Следуя священному принципу нашего народа: «Сын благословенного народа останавливается на словах предков», опираясь на слова старейшины казахской исторической науки, академика А.Х. Маргулана, кажется, пришло время единодушно прийти к выводу: «Созак – был первым опорным городом, столицей Казахского ханства».

Где есть государство, там есть и его столица. Это историческая истина!

А история – это наука, идеология и инструмент воспитания!

Только народ, осмысливший свою историю, сможет достичь цели «Вечный народ».

Дай Бог дожить до этого дня! Аминь!!!

Нурғали Махан

ЮКО

Созакский район

Портал «Ұлт»

Previous Post

Тасмагамбетов: Для нашей страны приоритетными будут проекты в аэрокосмической отрасли

Next Post

Государственные льготы для желающих учиться

Next Post

Государственные льготы для желающих учиться

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.