Мы часто слышим хвалебные слова: «Казах прекрасно разбирается в скоте», «Если разводить скот, то пусть разводят казахи!». Но… В советское время, конечно, не давали волю, а теперь сколько бы овец, лошадей, коров ты ни вырастил – разве это не твоя воля?! Несмотря на это, я не видел казаха, который бы гнал табуны скота.
«У Карабая было 90 тысяч лошадей…» Раньше я думал, что это преувеличения из эпосов, вроде «Козы Корпеш – Баян сулу», где говорят о «тысячах» в преувеличенном смысле. А что говорят исторические данные? Историки подтверждают, что у древних тюркских богачей было по 85 тысяч, 60 тысяч, 55 тысяч лошадей. Хорошо, не будем углубляться. Возьмем только предреволюционный период 1917 года. У отца известного ученого Каныша Сатпаева, Имантая, было 24 тысячи лошадей. В 1910-1925 годах в Арке было очень много богачей, имевших по 45 тысяч, 30 тысяч, 28 тысяч, 15 тысяч, 10 тысяч лошадей. В Южно-Казахстанской области, в Тюлькубасском районе, есть место под названием Иирсу. Там жил бай по имени Абдираман. У него было 17 тысяч лошадей. Я беседовал со многими стариками, видевшими и самого бая Абдирамана, и его лошадей. Я брал каждого старика в свою машину и возил его, спрашивая: «Где пасся этот 17-тысячный табун Абдирамана, где зимовал? Строил ли он загоны? Сколько у него было табунщиков? Покажите площадь пастбищ…» И я заметил, что 17 тысяч лошадей паслись на земле, которая была не больше земли одного совхоза, а лишь части его отделения, между двумя горами. У бая Абдирамана было всего два-три табунщика. Если не считать потерь от воров и хищников, лошади не гибли от болезней.
Видите ли, в 1927 году (в 1928 году бай Абдираман попал под раскулачивание) у одного человека было 17 тысяч лошадей. Можно сказать, я обошел весь Казахстан и пересчитал семьи и крестьянские хозяйства, где «были лошади». Самый большой табун насчитывал 250 лошадей. Чаще всего было 180, 200, 60, 40, 20, 15, 10 лошадей.
Почему мы сейчас не можем разводить лошадей? По этому поводу старики, видевшие таких баев, как Абдираман, говорят нам: «Лошадей разводят – породой. Мы должны уметь правильно выбирать породу лошадей. Мы должны разводить местную казахскую породу, хорошо приспособленную к местным условиям и климату. Жеребцы, которых бай Абдираман пускал в табун, знали, когда будет буран. Он угонял лошадей в глубокое ущелье, где их не касался ветер. Жеребцы, пускаемые в табун, были очень сильными, свирепыми, неукротимыми. Они не давали себя украсть, не отдавались волкам. Лошадей пасли недалеко, не отпуская далеко, и возвращали обратно. Есть ли сейчас такие жеребцы? Конечно, нет. Мы «улучшали породу лошадей», привозя из России, Украины рослых жеребцов, и сильно испортили породу лошадей… Если мы сможем развести казахских лошадей прежних времен (они есть, не исчезли!), то сможем развести и лошадей».
В словах стариков есть смысл. Почему бы нам не задуматься об этом всерьез?
Абиль КОНЫСБАЕВ,
этнограф, г. Тараз.
Газета «Жас Алаш»