Вчера на заседании Правительства в селекторном режиме под председательством Премьер-Министра Бакытжана Сагинтаева был рассмотрен вопрос развития транспортно-логистической инфраструктуры.
Казахстан, оставив позади четверть века независимости, ныне, слава Богу, находится в числе «народов, обладающих знаниями и ремеслами». Как говорил наш предок Ыбырай, мы успели присоединиться к «рядам ушедших далеко» за тез четверть века. Кажется, даже осталось немного до присоединения к тридцатке лидеров. Не говоря уже о строительстве дворцов из камня и получении вестей издалека, мы сегодня построили в стране 2,5 тысячи километров железных дорог, 75 тысяч километров автомобильных дорог.
В целом, развитие транспортной инфраструктуры в мире оценивается по двум международным индексам. Во-первых, это Глобальный индекс конкурентоспособности, оцениваемый по 4 показателям, то есть по качеству авиационной, автомобильной, железнодорожной и портовой инфраструктуры. По словам Министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека, показатель нашей страны в этом соревновании за последние 5 лет вырос в 19 раз. Во-вторых, это Индекс эффективности логистики, оцениваемый Всемирным банком на основе 6 индикаторов. Эти индикаторы позволяют отслеживать изменения в логистическом климате страны. Благодаря предпринятым мерам за последние два года Казахстан смог улучшить свои позиции на 11 пунктов.
«За полдня добирались на тысячу километров»
«За последние пять лет было отремонтировано 5000 автодорог для устранения физических препятствий в транспортной инфраструктуре. Железнодорожные линии были продлены на 1700 километров», — сказал Ж. Касымбек в своем докладе. По его словам, из 8 аэропортов страны, нуждающихся в модернизации, четыре прошли капитальный ремонт. Пропускная способность морского порта Актау увеличилась до 20 миллионов тонн.
«Несмотря на то, что мы являемся континентальным государством, мы должны использовать наш транзитный потенциал, строя новые международные коридоры и создавая максимально благоприятные условия для грузоперевозок. Для этого путь с востока на запад сократился на 1000 километров. Скорость контейнерных поездов увеличилась до 1100 километров в сутки», — сказал Ж. Касымбек. Кроме того, введенная в эксплуатацию в прошлом году линия Аркалык – Шубаркуль протяженностью 214 километров сократила расстояние перевозок в среднем на 550 километров в северные регионы из Центрального Казахстана и на 1,5-2 суток время транспортировки. Соответственно, сокращение транспортных расходов казахстанских грузоотправителей на этом направлении составило в среднем 30 процентов.
«Крупные проекты привели к строительству множества дорог»
«Большинство планов по развитию транспортно-логистической инфраструктуры сегодня реализуются через государственную программу «Нурлы жол». Программа предусматривает 16 проектов в отрасли, основная доля которых приходится на строительство и реконструкцию автомобильных дорог республиканского значения. 11 проектов в рамках программы «Нурлы жол» реализованы в сфере автомобильных дорог. Конечно, реализация проектов государственной программы имеет большое социальное значение. По данным министра, на сегодняшний день на основе этих мер создано 75 тысяч рабочих мест. А уровень местного содержания при строительстве автодорог составляет 95 процентов.
В соответствии с государственной программой «Нурлы жол» до 2020 года вдоль основных автомобильных дорог будет размещено 260 объектов обслуживания, соответствующих требованиям национальных стандартов. Сейчас местными исполнительными органами утверждены схемы расположения указанных объектов. «Большинство действующих объектов обслуживания не соответствуют требованиям национальных стандартов. 91 из 260 объектов обслуживания соответствуют категориям А-Б, которые могут предоставлять все необходимые виды услуг. Остальные объекты соответствуют категории С, предусматривающей парковку, пункты питания и торговые точки. На сегодняшний день в республике функционирует 2,5 тысячи объектов обслуживания, расположенных вблизи населенных пунктов. 80 процентов из них не соответствуют требованиям национальных стандартов. Мы проведем проверку и инвентаризацию их соответствия требованиям категорий А, В, С, D совместно с местными исполнительными органами», — сказал министр. В связи с этим глава Правительства Б. Сагинтаев, вмешавшись в разговор, подчеркнул необходимость учета интересов простого народа при изменении стандартов придорожных объектов. Он предупредил о недопустимости сноса существующих объектов обслуживания или ликвидации объектов предпринимательства, обеспечивающих жизнедеятельность людей.
«Платные дороги принесли значительные средства в бюджет»
Министр по инвестициям и развитию сообщил, что к 2020 году объем доходов от платных дорог увеличится. Сегодня многие автомобильные дороги модернизируются и строятся. Поэтому вопросы качественного содержания дорог и обеспечения безопасности на дорогах остаются актуальными. В целях снижения нагрузки на государственный бюджет и обеспечения самоокупаемости содержания дорог планируется поэтапное введение в платную систему всех автомобильных дорог, прошедших модернизацию, по примеру платной дороги от Астаны до Щучинска. «Такая мера позволит увеличить объем сборов с платных дорог до 33 млрд тенге к 2020 году», — сказал Ж. Касымбек. Ожидается, что в этом году с этой дороги будет собрано 1,2 млрд тенге.
По словам министра, к 2022 году протяженность платных дорог в Казахстане достигнет 7 тысяч километров. В связи с этим он отметил, что среднегодовая интенсивность движения на самой первой платной автодороге Астана – Щучье составляет 8 тысяч автомобилей в сутки. При этом 30 процентов поступивших средств взимается с легковых автомобилей. Остальное приходится на грузовые автомобили. У нас тариф для легковых автомобилей составляет 1 тен