– координатор взаимодействия между государственной властью и обществом на основе использования электронных средств коммуникации и информационных систем.
Реализация нового этапа масштабных реформ, предложенных Елбасы Нурсултаном Назарбаевым – Плана нации – началась с января этого года.
Известно, что План нации состоит из 5 институциональных реформ, подробно изложенных в «100 конкретных шагах по их реализации». Эти реформы тесно связаны и последовательны. Как государственный служащий с 40-летним стажем государственной службы и работающий в Администрации Президента с мая 1990 года, мне понятна эволюционная логика новых реформ Главы государства. Являясь основателем нового государства, наш Президент поэтапно формирует современную государственность, соответствующую всем параметрам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то есть наиболее развитых стран.
Есть все основания утверждать, что Казахстан стал лидером в проведении реформы по «Созданию профессионального государственного аппарата» в рамках Шага 1. Наш опыт изучают многие дальние и ближние соседи. Однако, не останавливаясь на достигнутом, наш Президент поставил новые задачи по их приумножению. На данном этапе выполнено две трети поставленных задач.
Важно отметить, что работа по реформе № 2 «Обеспечение верховенства закона», являющейся одним из сложных шагов, идет активно. Следует отметить, что работы по 11 из 19 шагов выполнены.
Реформа № 3 «Индустриализация и экономический рост», отличающаяся масштабностью, охватывает 50 шагов. Сегодня выполнены 13 из них, 33 находятся в процессе выполнения, 4 будут выполнены в 2017-2021 годах. По реформе № 4 «Единство и согласие» приняты и реализуются конкретные мероприятия и «дорожные карты».
Следует более подробно остановиться на реформе № 5 «Формирование подотчетного государства». Я считаю, что она принесет кардинальные изменения (в частности, выполнены 4 шага, 4 будут выполнены до конца года, 2 должны быть выполнены в 2017-2018 годах).
Сегодня стоит задача активного вовлечения общества в государственное управление, привлечения граждан к процессу принятия государственных решений и повышения гражданской активности населения и бизнес-сообщества. В этом направлении проделана определенная работа. Сформирован значительный пул неправительственных организаций, охватывающий практически все сферы. Недавно было создано Министерство по делам религий и гражданского общества. Благодаря поэтапной реализации президентской программы информатизации созданы необходимые технологические условия: в 2006 году создан «Электронный акимат» (eGov), развиваются интернет-ресурсы. На этой основе начала работать корпорация «Правительство для граждан».
Шаг 94 в рамках реформы № 5 предусматривает такие новшества, как внедрение «Открытого правительства», разработка закона о доступе к информации, позволяющего открывать любую информацию, находящуюся в распоряжении государственных органов, за исключением государственных секретов и иной охраняемой законом информации.
Для фактического участия граждан и их объединений в управлении государственными делами должен быть обеспечен доступ к документам министерств, ведомств и акиматов. Они должны иметь право запрашивать и получать необходимую и интересующую их информацию. При этом не должно быть очередей в приемные и к чиновникам различных уровней. Государственные органы, в свою очередь, обязаны предоставлять им необходимые сведения в установленные сроки.
Не будет преувеличением сказать, что до недавнего времени государственные учреждения были закрыты для населения, информация даже по запросу предоставлялась в ограниченном объеме. Однако после принятия Парламентом Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» и его подписания Президентом страны 16 ноября 2015 года начался новый этап формирования гражданского общества в Казахстане. Следует отметить, что на Всемирном форуме по вопросам информационного общества, проходившем в мае этого года в Женеве, наша группа экспертов получила значительное количество положительных рецензий на наш закон.
Кстати, наша страна сможет стать членом международной организации «Партнерство «Открытое правительство» (Open Government Partnership – OGP), основанной в 2011 году странами, такими как Норвегия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Мексика, Филиппины, ЮАР и США, именно после принятия данного закона. В настоящее время в партнерство входят 66 стран мира.
В октябре 2015 года в Мехико состоялся саммит «Открытого правительства», в котором приняли участие представители более 60 стран, Программы развития ООН, Всемирного банка, бизнес-сообщества и других международных организаций. В работе саммита приняла участие и казахстанская делегация, состоящая из представителей Администрации Президента, Аппаратов Правительства, Мажилиса Парламента, Министерства по инвестициям и развитию, АО «Национальные информационные технологии». В ходе саммита наша делегация провела встречу с представителями OGP. Мы сделали обзор развития «Открытого правительства» в Казахстане, обсудили порядок вступления Казахстана в OGP.
Ежегодно в ноябре-декабре OGP проводит оценку стран по развитию «Открытого правительства» и их готовности к членству в OGP. Оценка осуществляется по 16-балльной шкале. По последней оценке Казахстан получил 12 баллов. Этому способствовало принятие Закона «О доступе к информации».
Страны-участницы партнерства принимают план мероприятий по развитию «Открытого правительства», который согласовывается с общественными объединениями. Согласно Доктрине OGP, «Открытое правительство» является «новой границей демократии» и, более того, «значительно эффективным антидотом для снижения коррупции и устранения недоверия народа к власти».
В целях удобства взаимодействия государственного аппарата и граждан в информационной системе «Электронное правительство» в 2014 и 2015 годах были открыты следующие веб-порталы «Открытого правительства»: «Открытое правительство», «Открытые данные», «Открытые НПА (нормативно-правовые акты)», «Открытые бюджеты», «Открытый диалог», а также «Оценка эффективности деятельности государственных органов» (будет запущен до конца текущего года).
Как видно из названий порталов, любой гражданин со своего компьютера или через ЦОН может в режиме онлайн обратиться напрямую к руководителям государственных органов. Важно, что граждане страны могут запрашивать и получать необходимую информацию или сведения, используя инфокоммуникационные системы. Учитывая огромную территорию страны, это способствует экономии времени и средств граждан.
Кроме того, наши граждане знакомятся с проектами законов, актами Правительства и министерств, проектами бюджетного планирования, участвуют в их обсуждении, дают оценку работе государственных органов и т.д. Создана комиссия по вопросам доступа к информации.
На портале «Открытые нормативно-правовые акты» Министерства информации и коммуникаций, которое было недавно создано, сегодня на общественное обсуждение вынесен разработанный ими проект закона о деятельности СМИ, связи и информатизации, и это ведомство демонстрирует образец открытости.
В законе утвержден перечень информации, доступ к которой не ограничен. Следовательно, государственные органы и учреждения, имеющие монополию на определенную информацию, а также другие организации и компании не имеют права ограничивать доступ граждан к информации, относящейся к категории сведений, установленных законодательством, и скрывать ее от них. К такой информации относятся: чрезвычайные ситуации и аварии, угрожающие безопасности и здоровью граждан, их последствия и официальные прогнозы; состояние здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также состояние преступности; факты совершения террористических актов; экология, пожарная безопасность, а также санитарно-эпидемиологическая и радиационная обстановка, безопасность пищевых продуктов; льготы, компенсации и привилегии, предоставляемые государством физическим и юридическим лицам; факты нарушения прав и свобод человека и гражданина; золотовалютные резервы Национального банка; тексты нормативных правовых актов (за исключением актов, содержащих государственные секреты), а также их проекты; формирование и расходование средств республиканского и местного бюджетов, а также контроль за расходованием этих средств (за исключением сведений, содержащих государственные секреты); факты нарушения законодательства владельцами информации, их должностными лицами; лица, подвергшиеся массовым репрессиям по политическим, социальным и иным причинам, в том числе информация из архивов (за исключением государственных секретов).
Впервые в законе четко отражена подотчетность населения руководителей всех центральных исполнительных органов (кроме Министерства обороны), акимов и руководителей национальных высших учебных заведений. Например, с начала года акимы всех уровней провели около 7 тысяч отчетных встреч, в которых приняли участие около 800 тысяч человек. В ходе отчетности выступили около 18 тысяч человек, ими было поднято около 16 тысяч проблем, 18 из которых относятся к компетенции центральных государственных органов и национальных компаний (большинство из них выполнены и решены). Гражданам были даны обоснованные ответы и разъяснения по всем волнующим их вопросам. В мае-июне перед общественностью отчитались 12 министров. Все отчеты были опубликованы в местных и республиканских СМИ и размещены на сайтах государственных органов. Также была внедрена практика приема граждан посредством видеоконференцсвязи.
Новшеством является доступ к заседаниям коллегий министерств и ведомств, а также онлайн-трансляции открытых заседаний палат Парламента, маслихатов областей, городов Астаны и Алматы, итоговых заседаний коллегий министерств и ведомств на интернет-ресурсах.
Положительное влияние на максимальную открытость органов власти оказывает размещение информации о своей работе в СМИ, на интернет-ресурсах и компонентах веб-портала «Электронное правительство». Информация на интернет-ресурсе предоставляется на казахском и русском языках, а также может быть на других языках. Пользователи получают и используют информацию, размещенную в компонентах веб-портала, а также участвуют в ее обсуждении при регистрации на веб-портале «Электронное правительство». Ответ на письменный запрос предоставляется в форме, выбранной автором, в бумажном и (или) электронном виде на языке обращения. Ответ на устный запрос также дается в устной форме.
Портал «Открытый диалог» состоит из трех сервисов: блог-платформа первых руководителей госорганов, интернет-конференция, опросы. По отчету за октябрь текущего года на портале зарегистрировано 152 тысячи обращений.
Также в законе предусмотрена возможность отказа в предоставлении информации. В этом случае мотивированный ответ об отказе доводится до сведения заявителя в течение пяти рабочих дней с момента регистрации запроса. В случае незаконного ограничения права на доступ к информации можно обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд.
Проведенная проверка 17 интернет-ресурсов центральных государственных органов на соответствие требованиям закона показала, что в среднем на интернет-ресурсах имеется 38 из 52 обязательных индикаторов, что составляет 74%. В связи с этим государственные органы проводят работу по обеспечению полноты и актуальности информации на интернет-ресурсах. Работа в этом направлении ведется и с интернет-ресурсами акиматов.
Закон фактически работает. Например, на портале «Открытые НПА» для общественного обсуждения размещено 3438 проектов нормативно-правовых актов и концепций законов. С начала года на портале «Открытый бюджет» размещено 3374 проекта бюджетных программ (из них 366 проектов проходят общественное обсуждение, 2485 проектов переданы в общественные советы) и около 1,5 тысячи отчетов, которые включают отчеты об исполнении республиканских и местных бюджетов, а также отчеты центральных и местных органов о реализации бюджетных программ за прошедший финансовый год.
В частности, по итогам отчета Open Budget Index (Международное партнерство по бюджету) в 2015 году Казахстан получил 51 балл из возможных 100, что на 45 баллов выше среднемирового показателя. А в рейтинге Global Open Data Index за 2015 год Казахстан за один год поднялся на 48 позиций и занял 50-е место среди 122 стран мира (в 2014 году был на 98-м месте). В этом году мы поднимемся еще выше.
С 2012 года на блог-платформу министров и первых руководителей других госорганов поступило более 190 тысяч обращений, на 143 тысячи из которых даны ответы. Порталом «Электронное правительство» сегодня пользуются более 5,6 миллиона человек – это более половины экономически активного населения страны. За 10 лет его сервисами было оказано более 150 миллионов услуг. С 2008 по октябрь 2016 года казахстанцам было бесплатно выдано более 12,5 миллиона электронных цифровых подписей, из которых 5 миллионов записаны в их удостоверениях личности. С 2013 года более 84 тысяч бизнес-компаний прошли онлайн-регистрацию. Через платежный шлюз eGov было проведено 3,4 миллиона транзакций на сумму около 25 миллиардов тенге, из которых 10 миллиардов тенге пришлось на 2015 год.
В рейтинге ООН по развитию «Электронного правительства» наша страна за период с 2008 по 2016 год поднялась с 81-го на 33-е место. Это означает повышение нашей Родины на 48 ступеней.
Для всестороннего разъяснения населению норм нового закона совместно с Программой развития ООН и ОБСЕ проводятся циклы семинаров во всех регионах страны. На вопрос «Знают ли граждане о работе портала «Открытое правительство»?» по результатам опроса в феврале 2016 года: 30% ответили положительно, 20% – «только знакомимся», 4% – «мне не интересно», 46% ответили «нет, не знаю». В Шымкенте в апреле прошел первый семинар для государственных служащих, представителей органов местного самоуправления, неправительственных организаций и журналистов. Такая работа будет не только обучающей площадкой, но и каналом обратной связи с высокой отдачей.
Говоря о теме «Открытое правительство», следует отметить, что Администрация Президента проводила открытую работу с общественностью и до принятия данного закона. Например, информационная система «Веб-сайт Главы государства» функционирует с 2005 года, она предназначена для представления имиджа страны международному сообществу и информирования казахстанских и мировых пользователей Интернета о деятельности Елбасы, комиссий и советов при Президенте и его Администрации в глобальной сети Интернет.
На сайте функционируют сервисы «Защита бизнеса Президентом» (работает с 2010 года и предназначен для прямых обращений предпринимателей к Главе государства), «Письмо Президенту» (внедрен в 2015 году, представляет собой систему обратной связи). В 2016 году в Администрацию Президента поступило около 2 тысяч электронных писем, а на сервис «Защита бизнеса Президентом» поступило 81 обращение.
Жители любого региона страны через сайт akorda.kz могут ознакомиться с графиком приема граждан руководством Администрации Президента, записаться на прием к конкретному должностному лицу. Большинство посетителей приема выражают благодарность за созданные удобные условия во время приема и отмечают, что попасть на прием в Администрацию Президента стало проще, чем попасть на прием к акиму своего района.
Также пресс-служба Президента в 2012 году открыла официальные аккаунты в социальных сетях: на сегодняшний день количество пользователей сервиса Twitter составляет около 193 тысяч подписчиков, Instagram – 164 тысячи, Facebook – около 22 тысяч человек, видеосервис YouTube – 1530 подписчиков, а количество просмотров – 250 тысяч человек. Таким образом, открытость, демонстрируемая Главой государства, является наглядным примером для всех руководителей государственных органов и национальных холдингов.
В настоящее время мы с гордостью можем сказать, что в стране создана благоприятная законодательная база «Открытого правительства». Она фактически позволяет реализовать наше конституционное право каждого из нас на получение и распространение информации любым законным способом. Это – выполнение одного из шагов Плана нации Президента «100 конкретных шагов», который выводит Казахстан в число самых развитых стран мира! Самое главное – чтобы наши граждане ощущали свое участие в выполнении важной задачи по воплощению этой национальной идеи в нашей жизни.
Мирболат ЖАКЫПОВ,
Заведующий Общим отделом Администрации Президента Республики Казахстан