ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Год рабочих профессий » Н.Назарбаев. Заветы Великой степи (3-я часть)

Н.Назарбаев. Заветы Великой степи (3-я часть)

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
3 ноября, 2016
in Год рабочих профессий
0

Нурсултан Назарбаев. Уроки Великой степи

Н. Назарбаев. Уроки Великой степи (Часть 2)

Опора родного языка

Пока существует казахский народ, будет жить и казахский язык.

Он будет расти. Он будет процветать. Великий язык нашей нации – вечен!

Разговор о языке – это самая живая наша часть. Есть слова Алаша арысы Мустафы Шокая: «Основа национального духа – национальный язык». Если мы будем изучать прошлое и настоящее, обратим внимание на суждения государств мира о языке, то увидим, что наш народ – один из тех, кто прославляет и почитает свой язык как «родной язык». Как представитель поколения, выросшего, слушая и впитывая в сердце на великом языке предков, их традиции, историю и летопись, песни и стихи, я уделяю особое внимание настоящему и будущему казахского языка.

Конечно, мы все знаем, что в прошлом советском периоде его положение было трудным, а статус – низким. Железные тигры колониального гнета сковали шаги нашего родного языка, препятствуя его развитию. Язык стал пестрым, вместе с ним помутнел дух, зародились сомнения в сознании. Это было время, когда язык, пробуждающий сознание, был скован. Если мы, нынешнее поколение, забудем это, то будущие поколения могут еще больше заблудиться и совершить ошибки. Возвысить родной язык, величайшее сокровище нации, на пьедестал нового века с честью – это разумный долг нынешнего поколения.

В советский период, а затем и на заре независимости, смысл слов поэта раскрывался иначе, и мы действительно оказались в положении, когда «словесное искусство равносильно болезни». Великий язык нашей нации, потеряв свою силу, стал придатком навязанного, властного языка, и мы оказались в положении, когда говорим на нем с трудом на своей земле. Те, кто держал в руках оружие колониального угнетения, не только сковывали язык, но и крепко взялись за идею сковывания мысли, отчуждения национального духа, и дети с родителями, невестки со свекровями стали шептаться на чужом языке, и общение в семье стало переходить на другой язык.

Иногда мы слышим ошибочные мнения о том, что «независимость мы получили легко, она досталась нам готовой». Это совершенно неверное суждение. Самым ценным, самым дорогим достижением, которое принесла независимость, стало повышение статуса нашего родного языка, его прочное закрепление в 7-й статье нашей Конституции: «Государственным языком в Республике Казахстан является казахский язык». Наш язык получил равноправие, его утраченная ценность была восстановлена, он занял почетное место, получил право решать и обрел законодательную основу.

Если мы не найдем опоры в этой статье, которая возвышает статус и величие государственности в величии Основного закона, и не сможем ее реализовать, будем винить самих себя. Число тех, кто пренебрегает своим языком и склоняется перед чужим языком, постепенно сокращается. Однако таких людей все еще много на государственной службе. Если будем действовать осторожно и прислушиваться к разуму, то и для них найдется удобный случай и время. Придет новое, молодое поколение, которое поднимет статус языка на еще более высокую ступень. И мы не сомневаемся, что так и будет.

Интересный парадокс: мы, вместо того чтобы руководствоваться статьей Основного закона, имеющей юридическую силу, поддаемся горячим словам и действуем опрометчиво. Если сами казахи, занимающие ответственные посты, особенно на виду у народа, пренебрегают государственным языком и предпочитают говорить на другом языке, то винить в этом нельзя ни народ, ни язык. Виноваты – недостаток национального достоинства, склонность к подражанию нелепым поступкам, пассивность по отношению к национальным традициям.

Анализируя эту ситуацию, я сказал, что за пятнадцать лет даже медведь мог бы выучить государственный язык. Это слово многие казахскоязычные издания включили в ряд крылатых выражений и растиражировали. Однако это было скорее способом выразить беспокойство о судьбе языка, пробудить чувство достоинства, чем крылатым выражением. Это была надежда на то, что положение дел в этой тупиковой ситуации исправится.

До обретения независимости многие наши старшие писатели, народные писатели активно участвовали в поддержке государственного языка, защищали его, боролись за него. Народный писатель Габит Мусрепов, даже когда его здоровье стало ухудшаться и силы начали ослабевать, выступил с докладом о родном языке на специальном пленуме Союза писателей Казахстана. Его беседа с коллегами-писателями о том, как ценить богатство и глубину казахского языка, прочитав их художественные произведения, стала уроком, который навсегда останется в памяти каждого казаха.

Его слова: «Родной язык – это вопрос вечности народа, который создал и продолжает создавать этот язык. То, чего не было вчера, может быть сегодня, то, чего нет сегодня, может быть завтра, но пренебрежение родным языком, неуважение к нему, несомненно, приведет к невосполнимым потерям. Родной язык презирают и попирают только его приемные сыновья», имеют глубокий смысл.

Наши уважаемые старцы когда-то говорили: «Без слушателя слово – сирота». Абай же говорил: «Слово исправилось, слушатель, и ты исправься». Если задуматься, то слова «пришло время понимать слово» имеют огромный вес, и нашим современникам, коллегам, работающим на государственной службе, следует всегда помнить об этом. Каждый гражданин должен начинать с уважения и ответственности к родному языку. Он должен начинать с семьи. Если воспитание в семье осуществляется через родной язык, то молодое поколение найдет свое место в жизни, не заблудится.

Примерно десять лет назад, перед очередным собранием, я дал специальное интервью корреспонденту газеты «Ана тілі». Основной темой разговора было текущее состояние государственного языка, пути расширения его развития, использования и применения, ход выполнения принятых законов и государственных программ, и самое главное – представить народу твердое и прочное убеждение «Будущее Казахстана – в казахском языке» и указать направление.

У нас есть одна плохая привычка, от которой мы никак не можем избавиться. Сначала мы сразу же откликаемся на инициативу и начинаем ее бурно развивать, затем со временем ослабляем ход дела, а иногда и вовсе сворачиваем некоторые необходимые мероприятия. Каков человек, видно не только по начатому им делу, но и по завершенному. В этом отношении мы иногда не доводим дело до конца, останавливаемся на полпути. От этого недостатка нужно избавиться.

Прошло уже более пятнадцати лет с тех пор, как я сказал: «Пусть казах говорит с казахом по-казахски». Если казах говорит с казахом на другом языке, что скажут чужие народы? Пятнадцать лет – немалый срок. Что изменилось? Каких высот мы достигли? Смогли ли мы донести до сердец людей смысл слов, трогающих душу нашего народа?

Конечно, по сравнению с ситуацией двадцатипятилетней давности, в этом направлении многое продвинулось. Мы многое приобрели и многое поняли. К сожалению, мы многое и забыли. Бывает, что мы проигрываем там, где не должны проигрывать, и теряем там, где не должны терять.

Если сказать, что одним из важных вопросов развития государства является вопрос трех языков, то это не будет преувеличением. В условиях глобализации нельзя оставаться только с одним языком. Мировая информация, технологии, новая инновационная индустрия идут на английском языке. Следовательно, мы должны свободно владеть и этим языком. Русский язык, как язык межнационального общения, также не утратил своей роли в развитии страны. Мы не можем вычеркнуть его из нашей истории. Если раньше знание нескольких языков было предметом гордости, то теперь оно стало необходимостью.

Необходимость в этом заключается в том, что, зная несколько языков, вы осваиваете больше информации, отличаете лучшее от худшего у других. Вы познаете примеры мощно развивающихся государств, обладающих экономическим, социальным, научно-техническим потенциалом. Приходится учитывать все. Время наглядно это показывает. Молодое поколение должно глубоко это понимать и быть всесторонне развитым. Нет вреда от знания нескольких языков. У вас будет много друзей, коллег, товарищей. Однако, при любых обстоятельствах, наш родной язык – казахский язык – должен сохранять свой высокий статус. Знамя родного языка всегда должно быть высоко.

Есть немало вопросов, которые следует поднять в связи с сферой применения языка. Для развития языка необходима языковая среда. Это – первое условие. Затем нужна потребность в языке. Третье условие – национальная гордость, которая почитает родной язык. Какой бы закон ни был, сфера его существования и функционирования напрямую зависит от времени. Такая ситуация часто встречается в истории государств, недавно обретших независимость и вставших на новый, собственный путь развития. Многие законы, принятые нами в период обретения свободы, со временем претерпели качественные изменения. Они были усовершенствованы, дополнены, изменены.

Одной из важных задач, стоящих перед государственным языком, является необходимость расширения его возможностей в отражении новой социально-культурной действительности. В этом направлении должны проводиться конкретные, целенаправленные научные работы, экспертные мероприятия. До сих пор явное превосходство русского языка в сферах образования и науки, социально-бытовой сфере очевидно.

Закон напрямую не учит нас языку. Но человек, знающий закон, не так сильно будет беспокоиться из-за трудностей времени. Он будет знать суть ситуации. Он найдет выход, не ошибаясь. Конечно, нельзя требовать от всех, чтобы они знали закон наизусть и держали его статьи в голове. Однако закон Казахстана может служить защите чести и достоинства каждого нашего соотечественника. В том числе и проблемы, связанные с языком, могут быть полностью урегулированы на законодательном, правовом уровне.

Наш родной язык впитался в нас с белым молоком матери, родившей нас всех. Он вошел в наши сердца с колыбельной песней матери, сказанной при первом крике. Он поселился в нашем сознании, когда мы, бегая рядом с отцом, приносили ему камчу и помогали ему. Он наполнил наш разум, когда мы, учась в школе, читали литературу на национальном языке, сокровище нашего народа, на уроках наших учителей. Он записался в нашу юношескую память, когда мы, будучи юношами, начали смотреть на юных девушек, через любовные стихи поэтов.

Яркие краски казахского языка – в народных песнях. Ах, как прекрасны наши народные песни, наше истинное сокровище! На земле, наверное, мало народов, обладающих тысячами содержательных песен, звенящими кюями, удивительным звуком степи, как наш народ. Иногда в уединенные моменты, сидя в раздумьях, скучая по родине в дальнем пути, я беру в руки перо и записываю рифмы, приходящие на ум. Однажды, возвращаясь из очередной дальней поездки с приподнятым настроением, с радостной душой, в самолете родилось стихотворение «Моя Родина».

Рассвет мой, гора моя, вздымающаяся ввысь,

Небо мое, играющее мелодией, озеро мое, играющее кюем.

Достигли, вот, долгожданного дня,

Живи, живи, мой казах!

Чувство, которое я испытал, когда родилась эта первая строфа, было невероятным. Глядя с трепетом на бескрайние просторы моей родины из иллюминатора самолета, мне казалось, что моя душа поет. Как же меня охватило чувство достижения долгожданного дня…

В последние дни декабря 2005 года мы решили осуществить идею замены государственного гимна на начальном этапе независимости, посоветовавшись с соответствующими ответственными работниками, известными специалистами в области музыки и художественного слова. Тогда поступили предложения внести небольшие изменения в текст песни композитора Шамши Калдаякова и поэта Жумекена Нажимеденова «Мой Казахстан», чтобы он соответствовал новому времени, не повредив его содержательную основу, сохранив лексическую базу и соблюдая требования независимости. К этому были привлечены известные поэты и ученые-языковеды.

По итогам обсуждения Комиссией по государственным символам и экспертизы известных специалистов, предложенный мной дополнительный текст был признан соответствующим требованиям нового времени. Здесь я не использовал свою президентскую власть, никому не навязывал, не стремился к громкой славе или дешевому авторитету. Я, как простой рядовой представитель своего народа, не мог остаться в стороне от этого исторического момента. Я представил свои слова на всеобщее обсуждение, ощущая их как наиболее художественно оформленное выражение мыслей, волнующих меня и наполняющих мою душу.

Известные поэты и специалисты слова, ученые-языковеды, участвовавшие в этом вопросе, признали предложенное мной дополнение общественно-политически, идейно-художественно целесообразным, уместным и полностью соответствующим прежнему духу Гимна. Я считаю это одним из самых радостных, торжественных и счастливых моментов в моей жизни. Внести свой вклад в исторические события, происходящие в своей стране, как ее дитя, оставить свой след, насколько это возможно, – мечта каждого гражданина. Самое главное – это интересы государства. Статус Государственного гимна воспринимается как высокий уровень государственного языка. Я считаю, что величие и честь нашего родного языка также ясно отражаются в этом Гимне.

Религия и традиции

Религия – одна из самых прочных крепостей, воздвигнутых перед лицом бездуховности и нетерпеливости.

Разговор о религии, в конечном счете, – это разговор о чистоте и человечности души человека. Религия – это устоявшиеся принципы условия существования человека и закономерность развития человечества.

Религиозные верования возникли вместе с человечеством. Первые действия человека при восприятии тайн и загадок природы породили его познание. Источник религии берет начало с тех древних времен, и со временем она начала формироваться как различные течения, многогранные пути веры. Несомненно, первые поиски в направлении изучения религии, ее понимания начали формироваться в первобытно-общинном строе. В наше время она стала огромным научно-общественным феноменом, философской категорией, публикуется бесчисленное количество научных трудов и бесчисленные аналитические размышления.

В целом, кажется, существует несколько направлений, касающихся шариата. Одно из них – придерживающиеся атеистических взглядов. Второе – относящиеся к исламу с чисто националистической точки зрения. Третьи – глубоко понимающие основы ислама с народно-государственнической точки зрения и ценящие его. Во всех этих трех направлениях ведется пропагандистская работа.

Сейчас среди первых двух направлений много тех, кто пропагандирует религиозные течения, много тех, кто очень часто пишет об этом и неустанно работает. Люди с недостаточной религиозной грамотностью, прочитав их книги и сборники, думают, что это и есть основная религия. Отсюда они допускают ошибки. Потому что недостаточная религиозная грамотность, бессильная работа религиозных учреждений по различению чистой религии от ложной порождают такую ситуацию.

Исламская религия, из-за того, что жители тех стран не обладают полной информацией, воспринимается как чудовищная религия, течение, придерживающееся насилия. Навязанная извне пропаганда также проповедует это. Не будем говорить об арабском мире, обратимся к известным нам данным: научно-аналитические труды и работы, посвященные истории и философии ислама, его праву и экономике, цивилизации и искусству, культуре и литературе, еще не были всесторонне проанализированы и опубликованы. Мы живем на основе общих начальных канонов поклонения Аллаху. Понимание и знания народа об исламе еще не вышли далеко за пределы первоначального восприятия. Незрелость религиозного чувства постоянно проявляется в повседневной жизни.

Когда религиозное сознание народа будет крепким, его взгляды – устойчивыми и надежными, тогда его единство и сплоченность, вера в настоящее и будущее своей страны укрепятся, и сформируется основной принцип объединения для достижения одной цели. Мы придерживаемся дружбы народов как предпосылки развития. Это тоже – твердое суждение. Теперь, если мы укрепим это с точки зрения религиозных верований, патриотический дух народа превратится из пустого лозунга в пылкий дух.

Нельзя отвергать все прошлое, как нельзя терять надежду на будущее. Еще до ислама на этой бескрайней земле существовали искренние намерения и благородные человеческие отношения. Начиная с древнего царства хунну, наш народ жил, поклоняясь синему небу Тәңірі. Традиционные элементы этого до сих пор существуют в жизни нашего народа.

Наше уважительное отношение к природе, почитание солнца и луны как историческое проявление религии наших предков до сих пор живет вместе с нашим народом. Мы не можем вычеркнуть эти верования из нашей жизни. С точки зрения логики и жизнеспособности, его роль в воспитании казахов к добру, благородству, человечности не утратила своей духовной силы. Мы до сих пор используем тенгрианские представления о сохранении нашей духовной чистоты как деяния благородной религии.

В этом отношении основные принципы и установки ислама переплетаются с верованиями, которых придерживались наши предки. Кроме того, такие хорошие обычаи, как гостеприимство, радушие, помощь нуждающимся и бедным, братство в исламе, также перекликаются с необходимостью доносить их другим как пример. И разве не чудесно, что они совпадают с мусульманскими принципами?! Насколько мне известно, в одном из хадисов Пророка Мухаммеда есть понятие, гласящее, что вопрос, не имеющий конкретного действия в сурах и аятах Корана, следует искать в национальных традициях. Следовательно, почитание духов предков, чтение молитв на могилах, радостное приветствие Наурыза и поздравление с новолунием не имеют никакого греха перед религией. Все это – лишь традиционное уважение к благам, созданным самим Всевышним Аллахом.

Отсюда и слова мудреца Абая: «Божественность – в сердце. Сохраняй свое состояние чистым».

Этим вопросом также должны глубоко заняться наши богословы и теологи, работающие в этой сфере, дать разъяснения, подкрепить их доказательствами и фактами.

Из-за незнания цивилизационных, гуманистических основ древней исламской религии, существует, начиная с древних времен, понимание ее как религии силы, насилия. Это – следствие невежества. Мы должны не отвергать это, а, наоборот, давать разумное объяснение, подкрепляя его основательными, историческими, научными доказательствами. Такое заблуждение особенно опасно в наше время, когда бушуют разрушительные болезни нового века, такие как терроризм и экстремизм.

Исламская религия – вовсе не чудовищная религия. Любой мусульманин должен говорить и объяснять это, где бы и при каких бы обстоятельствах он ни находился. Это – долг веры.

Если вы совершите благое дело, защищая свою религию и опровергая необоснованные вредные представления о ней, это – великая награда. Коран гласит: если один человек убьет одного мусульманина, это равносильно убийству всех мусульман на земле. Точно так же каждый мусульманин, говорящий о благородной стороне и благих качествах исламской религии, получает награду, причитающуюся всем мусульманам. Мы должны всегда помнить об этом. Однако это не означает одностороннего взгляда на то, что исламская религия выше других религий. Тем не менее, каждый мусульманин должен знать это, чтобы пресечь необоснованные оценки и нелепые мысли, направленные против нашей религии.

Сейчас в исламе есть вопрос, о котором говорят многие, не зная его сути: вопрос джихада. Действительно, джихад – это понятие, упоминаемое в исламской религии. Но если мы ограничим его только терроризмом, мы сильно ошибимся. Его казахское значение – это прилагать усилия, проявлять рвение, бороться ради достижения определенного результата, цели. Сейчас это слово используется в значении вооруженной борьбы, самопожертвования. В Коране слово «джихад» встречается 35 раз. Только в четырех из них оно используется в значении «война». Многие люди, считая себя мусульманами, не знакомы с общим смыслом Корана. Поэтому поверхностное понимание порождает неполное знание.

В трудах религиозных ученых оно трактуется как путь познания Аллаха, стремление к нему. Это значение ближе к истине. В широком смысле его значение – это борьба человека с самим собой, устранение негативных качеств в себе, борьба с невежеством, воля к улучшению жизни, пробуждение сознания. В шариате это слово также используется как ощущение благодати Творца. Исследователи законов веры не отрицают, что «джихад» может быть и вынужденным. Именно это положение со временем превратилось в вооруженную борьбу при малейшем поводе, пролитие крови невинных людей и бремя тяжкого греха. Мы считаем такое понимание преступлением и грехом. Следовательно, в этом отношении нам следует действовать против невежества.

Жестокость красного террора в советский период, преследовавшая народы, вместе с бытовыми тяготами, пережитыми казахским народом, была его молчаливым внутренним сопротивлением. Возможно, укрытие казахами беженцев и протягивание им руки помощи было внутренним сопротивлением той беде? Применение простого разума против грубой силы – это великая борьба, битва веры. Следовательно, наш народ – это народ, показавший лучший пример светского джихада. Это должно быть вечной гордостью, жизненным примером для нашего нынешнего поколения.

Эту прекрасную нравственность в исламе сейчас совершенно неправильно используют разрушители религии и бунтари. Джихад – это не способ убийства человека, а действие, позволяющее найти выход в враждебных ситуациях без причинения вреда. Само понятие «личный джихад» является весьма условным. Возможно, это действие можно отнести к случаю, когда одна страна или государство официально объявляет войну другой стране, но самовольные действия отдельного человека или убийство человека не соответствуют шариату. В нынешней ситуации, когда растет мировой терроризм, действия банды насильников, считающих себя ведущими коллективную борьбу, не могут быть оправданы никакими законами религии.

В последнее время, под влиянием различных чужеродных течений, стали проявляться неприятные действия, когда люди, служащие интересам страны и народа, безоглядно обвиняются, даже подвергаются жестокой расправе. Не будем говорить «скрывай плохое, возвышай хорошее», но нельзя бросать грязь на многих. Нет необходимости прикрывать очевидное. Не следует забывать и то, что «пока не исправится форма, не исправится недостаток». То есть, высказываемая критика должна быть обоснованной и способствовать развитию общества. А поверхностная, пустая критика, блуждающая в невежестве и подсчитывающая очки для таких людей, – это настоящее преступление. Об этом не следует забывать.

Кроме того, нельзя забывать, что демократия возлагает не только права, но и значительные обязанности. Поэтому каждый должен нести ответственность за свои ошибочные, провокационные действия. Только благое дело приведет к благородной цели. Вместо того чтобы обвинять государство в том, что оно не оказало мне помощи, не будет лишним задуматься: «Какую поддержку оказал я обществу?»

В этой связи невольно вспоминаются слова одного из известных поэтов мирового уровня А.С. Пушкина: «Я могу ругать свое Отечество, когда оно дойдет до крайности. Но я никогда не позволю никому другому его оскорблять!». А причина в том, что мы должны быть страной, которую иностранцы не осуждают, а восхищаются и безоговорочно признают, и это должно быть образцом проявления благородных духовных качеств нации.

Хорошо бы, если бы это поняли те, кто сейчас бьет в Сирии в барабаны фанатиков, жертвуя не только собой, но и всей семьей, кто с оружием в руках несет на себе кровавый груз, кто, не желая трудиться, хочет жить хорошо и заблуждается, совершая преступления. Пусть их воспитывают не только бессмысленные сведения, льющиеся из телеканалов, интернета и других средств массовой информации. Кому нужно, чтобы юноша, способный свернуть железо, брал в руки окровавленное оружие, стрелял и нарушал общественный порядок? Чего они добьются, отправляя на тот свет невинных людей, делая вдов из жен, сирот из детей? Как Бог простит грех человека, разрушившего очаги десятков семей своим бесчеловечным, ужасающим злодейством и заставившего их глотать горе?

Вопросы о том, каковы предпосылки для предотвращения таких ситуаций и каковы эффективные механизмы совершенствования работы с молодежью, несомненно, волнуют каждого. В этом направлении государство будет всесторонне и последовательно заниматься мероприятиями и государственной идеологией. Тем не менее, каждый совершеннолетний гражданин должен обдуманно совершать каждое свое действие, беспрекословно подчиняться нормам общественного порядка. Никто не имеет права забывать о добре и зле, законности и человечности и улучшать свое положение за счет слез невинных!

За годы независимости Казахстан провел пять съездов лидеров мировых и традиционных религий. Наша цель, прежде всего, заключалась в гуманизации меняющихся человеческих устремлений в современном меняющемся мире. Для этого мы поставили цель объединить их на одном пути на основе общих ценностей человечества, сформировав единство и сплоченность классических религиозных течений. Выполненные в этом направлении работы мы оцениваем как вклад народа Казахстана в деятельность, направленную на улучшение человеческой жизни. Не будем хвастаться, что проделали великое и благое дело, но мы приложили все усилия, чтобы донести до людей, что язык межрелигиозной дипломатии – это доброта и вера.

Казахстан – светское государство, как открыто написано в его Основном законе. Религия и государство независимы друг от друга. Однако, если какая-либо религия будет оказывать негативное влияние на развитие государства в данном регионе, мы не можем этого допустить. Для нас стабильность государства, мир, единство – главные ценности. Используя благие и добрые качества любой религии, мы проводим планомерную работу на пути общего согласия ради мирной жизни и нормального существования народа. Для выполнения этой задачи мы используем не только силу власти, но и дело разума, понимание мудрости.

Мы решительно осуждаем кровавые террористические акты, произошедшие в Париже в ноябре 2015 года, в Ницце в июле 2016 года, а также часто повторяющиеся по всему миру, и официально заявляем о нашей бескомпромиссной позиции в борьбе с мировым терроризмом и терроризмом. Мы понимаем это как злодейские и невежественные действия отдельных злоумышленников. Как мы открыто говорили в то время, ислам здесь ни при чем. Мы всегда подчеркиваем, что в исламе совершение таких нечестивых действий считается тягчайшим грехом. Казахстан всегда выражал свою позицию в этом отношении. Казахстан – государство, которое своевременно и бесстрашно противостоит любым террористическим противоправным действиям.

У нас есть воспитание, полученное с детства от родителей, есть уроки, которые мы усвоили, наше понимание полностью соответствует основным условиям и принципам исламской религии. В любой религии четко прописаны благие качества, предназначенные для человека. Одна религия не превосходит другую. Однако безбожники, разжигающие межрелигиозную рознь, люди, преследующие свои личные цели, прикрываясь именем религии, совершают насилие и доходят до неверия. Они пытаются оправдать такие негативные действия, как ложь. Эта привычка особенно обострилась в нынешнее время, когда бушует болезнь терроризма. Когда термин «международный терроризм» прочно вошел в лексикон, стала очевидной и неспособность отдельного государства противостоять ему.

В целом, если смысл и цель любой инициативы направлены на добро и благо, то не найдется человека, который не поймет ее, и уха, которое не услышит. В мировой истории лидеры традиционных религий, сидя вместе, действуя сообща, демонстрируя коллективную мудрость в возрождении гуманистической роли религии в цивилизации человечества, устранении межрелигиозной вражды, превращении межрелигиозного диалога в площадку для обмена мнениями, полезными для всего человечества, – это историческое событие, которого раньше не было.

Наш народ издревле впитал в себя доброту и человечность, высоко ценил чувство добра и братства. Это народ, который с детства усвоил принцип не нарушать чужих границ, передал потомкам великое наставление и воспитание предков, придерживался передовых образцов обычаев и традиций. Если посмотреть на слова и приметы казахов, касающиеся воспитания детей, то здесь есть только воспитание к добру и благородству. Глубокая человечность, зрелые духовные качества, отношение к кому бы то ни было с человеческой заботой берут начало в народных принципах и продолжаются веками как понятие нашей нации.

Возможно, если мы достигли своей независимости на этой огромной территории, на земле, оставленной нам предками, и живем счастливой жизнью в мире, то это – воздаяние за те добрые дела, милость и благоволение Аллаха к нам. Мы – дети народа, выросшего с принципом «Если вижу добро – от себя, если вижу зло – от себя». Если мы будем придерживаться этой традиции, будем широкими, не будем бедными.

Мир меняется каждый день. Насилие умножается, злой умысел жестокости приобретает свирепый характер. Появилась болезнь – религиозный экстремизм. Жертвы терроризма среди невинных людей стали восприниматься как очередное интересное событие. Самое тревожное то, что мир не задается строгим вопросом «Почему это происходит?», а каждая страна начинает проводить эгоистичную политику «лишь бы мы были в безопасности».

Терроризм – мировая болезнь. Если человечество, все государства не объединят усилия и не выступят против этой беды целенаправленно, ситуация будет только ухудшаться с каждым годом, даже с каждым месяцем, и мир превратится в объятия огня. Нейтральная политика, окутанная облаком скорби и скрывающаяся за заботой о собственном благополучии, больше не может быть оправданным действием, своевременным шагом. Против мирового зла необходимо решительное противостояние, говоря языком религии, – светский джихад против зла.

Сейчас много пустых разговоров об исламском фундаментализме в конфликте цивилизаций. Человечество начало бояться ислама. Раньше говорили «Бойся того, кто не боится Бога», теперь стали бояться тех, кто боится Бога. Это – противоречие. У террористов нет нации, религии. Они прикрываются именем религии, но в их сердцах нет духовных качеств. То, что есть, – погасло. Когда гаснет доброта в сердце, поднимает голову вражда. Властная сила вражды разрушает духовные ценности и приводит человеческое сознание в тупик противоправных действий. Путь выхода из тупика – духовная стабильность, религиозная здравомыслие.

После 11 сентября 2001 года возникло понятие «началась новая эра». Действительно ли это так? Нужно смотреть на это широко. Сейчас происходят события еще более ужасные, чем религиозные действия. Генная инженерия, клонирование человека, бактериологическое, химическое оружие массового поражения – такие безбожные явления, представляющие огромную опасность для существования человечества на земле, оцениваются как достижения науки, и многие получают огромную прибыль от этого. В Коране все это считается неверием, грехом. Это, вероятно, и есть неуместное проявление сомнения в могуществе Аллаха. Следование великому принципу «человек – друг человеку» – это особое проявление вечного восхваления Аллаха.

Событие сентября, потрясшее Америку и взбудоражившее мир, перевело термин «религиозный фундаментализм» в понятие «исламский фундаментализм». Если обратиться к истории, фундаментализм относится не только к исламу, но и к католицизму, христианству. Если вспомнить историю Европы Средних веков, то там происходили ужасные события. Религиозные войны того времени происходили в сознании людей. Тенденция воспринимать арабский мир, Иран как истинный исламский фундаментализм иногда выходила за пределы истины. Потому что монолитный мир выходит из-под контроля.

Каноны мировых традиционных религий, вообще религиозных течений схожи. Они гласят: не убивай, не лги, усмири свою похоть, делай добро человеку. Основные принципы всех четырех книг, ниспосланных с неба, таковы. Они дополняли и развивали друг друга в соответствии со своим временем. Основные условия, суждения, общая идея этих благородных сборников, дополняя друг друга, проложили путь к ниспосланию последней книги – священного Корана – по великому повелению Великого Творца. Очевидно одно – религия является концепцией, адаптированной к благодатной истине духовных качеств человечества.

В связи с этим есть еще один вопрос, который стоит упомянуть. Как нынешняя молодежь понимает духовные благодатные качества и на каком уровне воспринимает их? Сейчас в нашей стране стало больше мечетей. Вместе с тем, увеличилось и число молодых людей, посещающих мечети и совершающих намаз. Исламская религия имеет множество путей. Есть и те, кто принимает их все без разбора разумом, без выбора сердцем. Аллах и вера – в сердце. Прежде всего, молодежь должна хранить свое сердце чистым. Конечно, в молодости склонность к подражанию сильна. Но не следует забывать, что подражание чужим религиозным течениям, увлечение ими опасно.

Появились люди, которые отрицают традиции предков, приписывая их какому-то чужому течению, и принимают выбранное ими направление как правильное, не вникая в суть религиозного течения. Наш благородный долг, в том числе и тех, кто несет прямую ответственность за эту сферу, – открыть духовные и иманные источники молодежи, которая, бросая грязь на многих, подчиняет свои сердца злым намерениям. Направить заблудших на правильный путь, направить сомневающихся к руслу истины – это огромная работа, которую нам предстоит выполнить. Это и долг, и обязанность, и награда.

Некоторые наши молодые люди, не зная основных условий джихада, поддаются влиянию корыстных групп, отрекаются от семьи, даже отдаляются от родителей и оказываются в местах, где совершаются террористические или бандитские действия, заблуждаясь. Попытки оправдать такие самоотверженные действия шариатом, считая правильными кровавые события, происходящие в арабском мире, совершенно несовместимы с гуманистическими принципами религии.

В религиозные праздники, Курбан-айт, Ораза-айт, ночь Кадыр, число приходящих в мечеть людей очень велико. Это – добро. Это – вера. Если посмотреть на молодых людей, совершающих намаз, можно заметить, что их религиозные убеждения также неоднородны. Молодежи мы хотим сказать: цените свою религию, не преклоняйтесь перед чужой религией. Аллах – в искреннем намерении, держите свое сердце чистым. Сочетайте добро с милосердием, делайте добро своей стране. Не будьте групповыми, будьте общительными, цените свой народ, уважайте обычаи и традиции своего народа. Религия – это наука, гармонизируйте душевную гармонию с природой. Выбирайте путь науки, используйте свои знания во благо. Понимайте суть времени, будьте не празднующими, а думающими.

Бескорыстная любовь и горячая привязанность к потомству нужны нам не только ежедневно, но и ежечасно. Для этого мы должны сначала накопить в себе человеческие качества, а затем привить эти духовные качества в сознание наших детей, подобных ангелам. Только тогда молодое поколение будет свободно от некоторых грубых ошибок и будет держаться подальше от жестокости. Только такое поколение сможет взвесить добро и зло в своем сознании.

Все это – драгоценность для знающего, дешевка для незнающего. То, что превращает дешевое в дорогое, – это разум и мудрость. Да не лишит нас Творец разума и мудрости. Только тогда мы не будем посмешищем для друзей и объектом насмешек для врагов.

Газета «Егемен Қазақстан»

Previous Post

«Открытое правительство»

Next Post

Теплицы в Тарбагатае

Next Post

Теплицы в Тарбагатае

Свежие записи

  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.