Коренным наследником древних тюрков, расселившихся по бескрайним степям Евразии, является казахский народ. История наших предков, прошедших путь от Алтая до Дуная верхом на конях и на верблюдах, — это урок величия. Основоположниками евразийства, о котором сегодня много говорят, были древние тюрки.
Как же мы понимаем понятие «евразийство»? Об этом в недавно вышедшей книге-интервью Елбасы Нурсултана Назарбаева «Жизненные вехи» говорится: «По сути, мы считаем, что на Земле пять обитаемых материков: Азия, Европа, Африка, Америка, Австралия. Однако, если рассматривать чисто геологически и географически, Азия и Европа не являются отдельными материками. Из-за тесной связи на протяжении тысячелетий и, в основном, самостоятельного существования, а также по историческим, политическим, религиозным причинам и из-за огромных размеров территории, они условно называются двумя материками.
Мы должны знать, что Евразия — это самый большой материк Земли, состоящий из двух частей света — Европы и Азии. Однако российские евразийцы — Савицкий, Трубецкой, Бердяев и другие — придавали понятию Евразия не только географический смысл. Они называли Евразией территорию, занимаемую тогда Российской империей. Они считали Россию не Европой и не Азией, а «срединным материком». Для целостности империи не существовало понятий «европейская Россия», «азиатская Россия», была единая Россия — Евразия». Так понималось понятие Евразии в то время. Английский ученый Хэлфорд Макиндер писал: «Кто владеет Восточной Европой, тот владеет Хартлендом, то есть континентом Евразия, и господствует на огромной суше; кто господствует там, тот господствует над всем миром». Эти слова подчеркивают стратегическую важность евразийского пространства. Прошел век с тех пор, как Елбасы привел эти примеры. Если вникнуть в суть, нетрудно заметить, что истоки евразийской идеи берут начало в пространстве, созданном великими тюрками древности.
Известно, что до революции начала XX века и в период Советского Союза крупнейшим центром тюркской науки в мире была Россия, в частности, Санкт-Петербургский императорский университет. Репрессии, которым подверглись представители первого поколения тюркологов, возглавляемого Ахметом Байтурсынулы, не только в Казахстане, но и во всех тюркских республиках, а также их трудная и противоречивая судьба нанесли огромный ущерб развитию тюркологии в национальных республиках. Только после обретения нашей страной Независимости были устранены различные политико-идеологические барьеры, начался новый этап в истории тюркских народов. В рамках программы «Мәдени мұра» (Культурное наследие) были собраны тысячи материалов, касающихся истории казахов, из Китая, России, Ирана, Индии, Европы и многих арабских стран, и опубликованы в сотнях томов. Впервые в истории тюркских народов была создана Всемирная тюркская академия. Казахстан сегодня стал признанным мировым центром тюркологии.
— Идея евразийства, призывающая мир к согласию и миру, уходит корнями в глубину веков. Она связана с целостной кочевой культурой, сформировавшейся на протяжении тысячелетий, начиная с сакского периода. Конечно, на нашей земле может не быть памятников мирового значения, таких как египетские пирамиды или Колизей, но роль кочевников в мировой истории неоспорима, — говорил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
По словам известного ученого Мухтара Кул-Мухаммеда, сегодня численность тюркских народов, состоящих из более чем 30 наций и народностей, приближается к 200 миллионам. Они проживают на огромных просторах Евразии, от побережья Средиземного моря на юго-западе до Северного Ледовитого океана на северо-востоке, в шести независимых государствах, в том числе в самой Российской Федерации — в различных субъектах, а иногда и в автономных образованиях, а иногда и в крупных областях без каких-либо субъектов, более чем 20 тюркоязычных народов. Около 200 миллионов человек когда-то были частью одного государства. Если вспомнить историю человечества за последние 1,5 тысячи лет, то для защиты от тюркских воинов была построена Великая Китайская стена. В истории Китая, считавшего тюрков своим главным противником, прослеживается история единения, укрепления и становления. А история тюркского народа после распада Тюркского каганата в 745 году — это история распада, разделения, раздробления. В результате, к началу XX века на карте мира осталось только одно независимое тюркское государство — Турция, а около 30 крупных и мелких тюркских этносов общей численностью более миллиона человек стали зависимыми народами без власти в составе сверхдержав. Именно поэтому начался век объединения тюркского мира под лозунгом «Наши корни — едины, нам нужно вновь объединиться».
Конечно, познание и популяризация истории расширяют наше собственное понимание и понимание других, сближают народы. Успешное участие Казахстана, находящегося на перекрестке девяти дорог, в координации евразийских интеграционных процессов сродни выполнению исторической миссии примирения. В этой связи вспоминается организация международной миротворческой экспедиции «Алтай-Дунай» по постановлению Правительства Казахстана, принятому еще в девяностые годы, а именно в 1998 году. Этот караван был возрожден в прошлом году в преддверии 550-летия Казахского ханства. Конечно, основная цель экспедиции — общение между народами и народная дипломатия. Экспедиция, проходящая поэтапно, в 1999 году прошла через Казахстан, в 2000 году — через Россию, в 2001 году — через Украину, в 2005 году — через Венгрию, в следующем году — через Германию и Францию, через год — через США, а в 2019 году — через Китай и Монголию, и должна завершиться на Алтае. То есть, само начало и завершение этого каравана, опоясывающего Землю, на Алтае (Кулунда, Россия) является добрым знаком. Ведь Алтай — колыбель тюркского народа, один из золотых очагов, где человечество зажгло огонь. Возрождение алтайской цивилизации — это возрождение тюркского рода. Насколько мы заинтересованы в позитивных тенденциях глобализации и инновационных изменениях, настолько же мы открыты для жизнеспособных инициатив, предлагаемых братскими народами, и интеграционных шагов, направленных на достижение благородных целей. Этот караван должен укрепить наши давние связи, определить наши будущие отношения и открыть возможности для освоения духовных ценностей, найденных на Алтае — истоке нашей родовой истории. В результате, путем изучения номадической цивилизации — золотого столпа традиций и культуры тюркских народов — будут написаны исторические труды нового типа, учебники с назиданиями.
Поэтому неслучайно, что первые четыре этапа каравана прошли под лозунгом «Мир и добро в Великой степи!» и были посвящены народам, населяющим Великую Евразийскую степь. По подсчетам организаторов, за четыре года, охвативших маршрут от Алтая до Дуная, в СМИ Казахстана, России, Украины и Венгрии было опубликовано более 2 тысяч телерадиопрограмм и статей, проведено более тысячи встреч и шествий на миротворческую тематику. Это беспрецедентная пропаганда. Именно поэтому мы говорим, что, познавая нашу историю, мы сближаемся и открываем друг другу широкую дорогу. Например, экспедиция, начавшаяся 3 мая 1999 года в Алтайском крае России, прошла по маршруту Павлодар, Астана, Атбасар, Есиль, Лисаковск, Житикара в Казахстане, а затем продолжилась через заповедник «Аркаим» Челябинской области, Башкортостан, Оренбург, через Уральские горы. Это был первый этап. Второй этап был организован в сентябре-ноябре 2000 года. Продолжив путь, начавшийся на границе Казахстана и России, на этом этапе члены экспедиции прошли через Саратовскую, Воронежскую, Белгородскую области. А с августа по ноябрь 2001 года они пересекли 11 областей Украины. В ходе четвертого этапа в октябре 2005 года экспедиция продвинулась по территории Венгрии. «Венгерский этап» завершился у границы Австрии, недалеко от города Дьёр. В проекте приняли участие Российское географическое общество, Союз венгерских кыпчаков, украинский телеканал «Перша столица». Проект спонсировался Министерством культуры и спорта нашей страны.
Основной целью экспедиции «Алтай-Дунай» было освещение вклада кочевой культуры в мировую цивилизацию, пропаганда достижений Казахстана за последние 25 лет и распространение мирных инициатив Елбасы. В этом контексте следует отметить, что в нашей стране реализуются различные научно-социальные народные проекты. Например, особое значение имеют археологические памятники и петроглифы (II-I тысячелетия до н.э.), а также знаки на камнях, найденные в Восточном Казахстане — курганы Берель на Алтае (I тысячелетие до н.э.), берельская лошадь (IV век до н.э.), являющиеся документальной летописью тюркского мира, и нумизматические данные. В каждом городе работают институты, такие как научно-исследовательский центр «Алтайтану» в Восточно-Казахстанском государственном университете, который позволяет анализировать сотни, тысячи письменных памятников, таких как труд Сапожникова «Пути по русскому Алтаю» 1734 года, посвященный истории Алтая, эпическое произведение Михаила Хераскова 1786 года, повествующее о завоевании Казанского ханства Иваном IV, сборник «Ученые записки академии наук» 1853 года, дающий много информации об историческом периоде от Дешт-и-Кыпчака до Туркестана, и один из главных трудов братьев Харузиных — «Курганы Букеевские степи».
Одним из ярких результатов экспедиции стало создание видеофильма и телепрограммы «Казахстан — за мир», публикация путевого очерка и фотоальбома «Наследие евразийских кочевников», а также организация телефильма и фотовыставки «Евразия. Степь. Народы». Здесь — результат масштабной работы, проделанной участниками путешествия. В прошлом году в столице состоялась презентация V этапа международной казахстанско-венгерской экспедиции «Алтай-Дунай». На площади перед стадионом «Астана-Арена» были установлены юрты, палатки и этноаул. На мероприятии присутствовали главы правительств Казахстана и Венгрии. Венгерские гости ознакомились с выставкой экспедиции и насладились зрелищем боевых искусств древних предков верхом на лошадях. В конце вечера участникам экспедиции пожелали удачи в новом направлении и проводили их.
Международная археоэтнологическая экспедиция, изначально организованная Историко-археологическим музеем Жезказгана с целью привлечения внимания мира к историческому взаимодействию народов Евразийской степи путем прохождения по поясу Великой Степи на верблюдах, сегодня превратилась в уникальный проект, отражающий самобытность всей страны.
Самое главное, отчет руководителя экспедиции государственной важности был заслушан в Мажилисе Парламента и получил положительную оценку депутатов. Глава государства Н. Назарбаев и председатель Государственной Думы России Г. Селезнев выразили благодарность участникам экспедиции. Есть слова Елбасы: «Цивилизация Великой Степи по своей исторической актуальности не уступает другим и требует дальнейшего тщательного изучения. Мы должны представить Казахстан на мировом уровне как колыбель цивилизации Великой Степи. Это одна из великих целей программы «Мәдени мұра». Действительно, экспедиция «Алтай-Дунай» является одним из уникальных проектов, соответствующих благородным целям «Мәдени мұра». Впереди еще долгие путешествия. Это великое путешествие, великий поход, великий караван, посвященный прославлению национальных ценностей!
Думан Нурланулы