В конце сентября мангистаусцев застало врасплох неожиданное известие. Люди, которые с самого рождения питались шубатом и употребляли продукты верблюдоводства, сначала не поняли, что произошло, но сейчас обращаются в соответствующие инстанции с просьбой выяснить и проверить обстоятельства дела.
В 70-е годы жители Мангистау ездили лечиться в тогдашний город Гурьев. Один мужчина, чья жизнь была тесно связана с животноводством, питался мясом и пил шубат, а также обладал острым языком, обратился в больницу указанного города с больным желудком. Возвращаясь в аул, врач сказал ему: «Брат, у тебя болит желудок, больше не ешь мясо, если будешь есть мясо, умрешь». На что тот сказал: «Милый мой, если мы не будем есть мясо, мы умрем». Как оказалось, после возвращения в аул он пил шубат, ел мясо и прожил после этого еще 20-30 лет, уйдя из жизни в глубокой старости. Подобным образом, вопрос, который взволновал жителей Мангистау и вызвал недовольство широких народных масс и предпринимателей, лишившихся средств к существованию, связан именно с нашим национальным блюдом, национальным напитком – шубатом.
Верблюжье молоко вредно…
Чешская экологическая организация «Арника», Карагандинский областной экологический музей и неправительственная организация «Эко Мангистау» проводят совместное исследование в Мангистау в рамках программы «Производство экологически чистых технологий». По словам руководителя НПО «Эко Мангистау» Кирилла Осина, одно из направлений данной программы посвящено исследованию влияния экологии на производство продуктов питания в Мангистауской области, в том числе на мясо и молоко. Исследователи говорят, что «в период с 2015 по 2016 год были взяты пробы у около 200 верблюдов из сел Шетпе, Таушык, Жармыш, Басқұдық, Ақтау, Қызылтөбе, Құрық, Ақшұқыр Мангистауской области и отправлены в Чешскую Республику, а также в лаборатории Нидерландов». И самое главное, в обеих лабораториях было установлено, что «в верблюжьем молоке и шубате превышено содержание цинка, имеется высокая концентрация токсичных элементов, вызывающих поражение печени и репродуктивной системы».
Исследователи заключают: «Наряду с цинком были обнаружены полихлорированные дифенилы. Эти элементы, воздействуя на организм, вызывают анемию, а при их накоплении могут привести к онкологическим заболеваниям». Таким образом, результаты исследования шубата иностранными учеными совместно с местными независимыми экологами заставили с опаской относиться к многовековой ценности нашего народа, навесив на шубат, который из поколения в поколение был и целебным напитком, и питательной пищей, ярлык «вызывает рак».
Сейчас жители Мангистау, которые без шубата испытывают голод и жажду, находятся в замешательстве. Особенно обеспокоены предприниматели, которые разводят сотни верблюдов, выставляют их продукцию на прилавки магазинов и поставляют на ряд промышленных месторождений по договоренности. Они собрались в здании партии «Нур Отан» по этому вопросу, обсудили шумную проблему и высказали свое мнение. Со стороны участников исследования был приглашен руководитель НПО «Эко Мангистау» К. Осин, который подвергся шквалу вопросов. «Пробы должны проводиться дважды на одно животное. Например, нельзя говорить, что кровь всего населения Мангистау такая же, взяв кровь одного человека и сделав ее анализ. Точно так же, если рассматривать отдельно скот, пасущийся в экологической зоне Мангистау, и отдельно другой скот, и сравнить их анализы, то разговор будет другим. Более того, заявленные в данных 200 верблюдов из села Акшукур или Баскудык совершенно не соответствуют действительности. В-третьих, что такое молоко 2-3-летних верблюдов? Разве верблюжонок в два года не является еще верблюжонком? Что за молоко у детеныша верблюда, который еще не отошел от материнского соска, ищет молоко, прислоняясь к боку матери, если найдет возможность?» – заявили предприниматели и специалисты, отметив, что они подготовили не один, а несколько научных и профессиональных вопросов.
Не является ли это атакой на национальную пищу под предлогом экологии?
«Я хотел рассказать об экологической ситуации в Мангистау по результатам исследования. Например, можно увидеть, как верблюды пасутся в районах нефтедобычи, в местах нефтяных отходов, урановой промышленности, вблизи озера Кошкар ата. Мы хотели донести эту ситуацию до предпринимателей и государственных органов. А утверждение, что от шубата бывает рак, – это искажение журналистов», – сказал К. Осин.
Действительно, экологическая ситуация в Мангистау вызывает тревогу. Ядовитое озеро Кошкар ата, расположенное у города Актау, до сих пор существует вместе с народом. Упомянутое ядовитое озеро, занимающее 77 тысяч квадратных метров, до сих пор не огорожено. Специалисты по этому вопросу сообщили, что проектно-сметная документация по данному озеру находится на государственной экспертизе, и после ее готовности будет направлено предложение в республиканский бюджет, стоимость проекта составит около 18,5 млрд тенге. Проблема Кошкар ата, ставшая «головной болью» для жителей Мангистау, теперь захватывает и шубат.
Но разве недостаточно открыто говорить об экологии, не связывая ее с шубатом, или есть скрытые намерения, направленные на национальную пищу казахов? Почему исследователей не интересуют вредные для здоровья продукты, такие как неизвестные продукты в блестящей упаковке и разноцветные напитки на тысячах прилавков магазинов в каждом городе? Есть ли скрытый смысл в том, чтобы покушаться на самый полезный шубат среди бесчисленных вредных продуктов? Жителей Мангистау беспокоят не результаты исследования, а именно эти вопросы, связанные с исследованием. «Никаких других намерений нет, и заказа тоже нет», – говорит К. Осин. Спорный вопрос был рассмотрен и на совещании в Управлении сельского хозяйства Мангистауской области на тему «Токсичные загрязнители, обнаруженные в составе верблюжьего молока (шубата) на территории Мангистауской области». В совещании приняли участие несколько представителей ветеринарной и сельскохозяйственной отраслей, а также исследователи. Менеджер ОО «Арника» М. Скальский сообщил: «В составе исследованных нами верблюжьих продуктов были обнаружены цинк, тяжелые металлы и органические загрязнители. Они в основном состоят из органических загрязнителей и накапливаются в организме человека. В целом, их производство запрещено. Но они все еще существуют на старых предприятиях. Отсюда возникает вопрос. Откуда они появляются в организмах животных? Возможно, где-то были разлиты старые конденсаторы. У меня есть протокол. Кроме того, мы обнаружили множество проблемных мест, на которые обращаем внимание. Среди них – отходы старых неисправных заводов, или, возможно, они были разлиты на полях, в степи. Мы не местные жители, мы не знаем, сколько в составе этого молока органических загрязнителей соответствует норме. Но сейчас тяжелые металлы являются важной проблемой среди всех загрязнителей, которые нам известны», – сказал он, добавив, что они обнаружили эти загрязнители почти во всех исследованных им 6 районах. «Но состав молока в каждом из них разный. Затем на приборе (датчике), определяющем состав молока, содержание загрязнителей в них превышает норму. Мы сравнили эти нормы с нормами Евросоюза. Потому что в Казахстане нет предельно допустимых норм содержания этих загрязнителей», – пояснил он.
Глава отдела биологической безопасности Мангистауской областной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Н. Дуйсебек: «Любое исследование начинается с отбора проб из исследуемого продукта. Я задал несколько вопросов этим людям, исследовавшим верблюжье молоко (шубат), особенно о том, как были взяты пробы молока (шубата). К сожалению, их ответы меня не удовлетворяют. У нас сейчас есть специальные Правила отбора проб биологического материала и объектов, подлежащих перемещению, утвержденные приказом Министра сельского хозяйства №7-1/393 (30.04.2015 г.) в соответствии с Законом «О ветеринарии», а также Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 94 (09.10.2014 г.) об отборе проб из товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Пробы верблюжьего молока (шубата) должны быть отобраны в порядке, указанном в этих документах. А эти исследователи, не зная этого, налили его в одноразовую бутылку для воды и отправили на дальнейшее исследование. Более того, современные одноразовые бутылки при высокой температуре или замораживании выделяют токсичные вещества в налитый продукт. Мне это не нравится, это нельзя назвать пробой, и тем более, пробы для отправки в авторитетные зарубежные лаборатории не должны отбираться таким диким способом», – сказал он.
«У нас действительно есть общая экологическая проблема, и я не против исследований в этом направлении. Но эти исследования должны проводиться в соответствии с порядком и правилами. Например, если бы эти люди попросили у нас ветеринарных специалистов, мы бы их предоставили, и эти специалисты есть во всех местах, где проводили исследования эти люди. Если бы эти специалисты участвовали в этом мероприятии, пробы были бы отобраны правильно», – говорит глава Мангистауской областной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ К. Мырзатов.
Исследователи же утверждают, что вся работа была проведена правильно, и что в верблюжьем молоке были обнаружены опасные элементы, но информацию о том, что это вызывает рак, они считают искажением журналистов. Таким образом, для выяснения истины в споре вокруг шубата в Мангистау должны вмешаться ведущие научно-исследовательские институты страны, Академия питания, чтобы определить, действительно ли в молочно-шубатной продукции верблюдов, пасущихся в природе Мангистау, содержатся опасные для здоровья элементы. Если да, то должно быть точно указано, в каких регионах пасутся верблюды. И, самое главное, как говорится, «начало спора – это зелёная корова Дайрабая», мы считаем, что экологической ситуации Мангистау должно быть уделено внимание.
Гулайым ШЫНТЕМІРҚЫЗЫ,
«Егемен Қазақстан»
Мангистауская область