В Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова 12 ноября в 17:00 состоится юбилейный вечер, посвященный 80-летию выдающейся актрисы, народной артистки Казахстана, кавалера ордена «Парасат» Нүкетай МЫШБАЕВОЙ.
Выдающаяся актриса театра и кино, народная артистка Казахстана, кавалер ордена «Парасат» Нүкетай Мышбаева родилась в 1936 году в Алматинской области, Райымбекском (бывшем Нарынкольском) районе. В детстве она мечтала стать певицей, и по совету своей матери, Шалипы, известной в народе певицы-импровизатора, в 1954 году приехала учиться в Алматинскую консерваторию имени Курмангазы. Неожиданно для себя она поступила на актерский факультет этого учебного заведения. На этот путь талантливую девушку направил великий наставник Аскар Токпанов. Интересные годы, проведенные в стенах консерватории, научили ее тонкостям сценического искусства и актерскому мастерству, которое шло рука об руку с певческим. Окончив учебу в 1959 году, Нүкетай вместе с группой талантливых друзей была принята в актерскую труппу Казахского государственного академического театра драмы имени М. Ауэзова. Почти шестьдесят лет она непрерывно трудится в этом родном театре, вместе с коллегами неся тяжелую ношу сцены. Сегодня актриса является любимицей народа, выдающейся личностью казахского искусства.
Первой ролью Нүкетай стала Айсулу в спектакле молодого режиссера А. Мамбетова «Беу, қыздар-ай!» (К. Шангытбаев, К. Жандарбеков), которая оказалась очень удачной. В тот период она в основном исполняла комедийные роли: Айбала, мечтающая стать актрисой, в спектакле А. Тажибаева «Той боларда», Роза в драме «Көңілдестер», добрая и преданная Марфуга в комедии К. Мухамеджанова «Құдағи келіпті». Постепенно она стала мастером своего жанра. Она сыграла: Мэнсулу, избалованную дочь богача, в спектакле Ш. Кусаинова «Алдар Косе»; Анжелику в спектакле И. Саввина, Ж. Ташенова «Көшеде жүрген пақырды, әкім бол деп шақырды»; хитрую, сплетничающую невестку Саттыхан в спектакле С. Ахмада «Келіндер көтерілісі»; деловую женщину Гульбарам в спектакле Т. Нурмаганбетова «Бес бойдаққа бір тойда»; Фатиму, прожившую жизнь в служении неким идеалам, с черствой душой, но жаждущую любви, в печальной комедии башкирского драматурга Ф. Булякова «Отыз ұлың болғанша…», которая успешно идет в репертуаре. В этих ролях за смехом скрывалась острая критика общества и социальных проблем.
Первой сложной работой актрисы Н. Мышбаевой в драматическом жанре стала роль Алиман в спектакле режиссера А. Мамбетова «Ана-Жер-ана» (по мотивам «Пути Матери» Ч. Айтматова, сценическая версия Б. Львова-Анохина). Этот спектакль, отличавшийся новаторским изображением и новым художественным языком на казахской сцене, с сильным жизненным стержнем и тяжелой общественно-социальной нагрузкой, позволил актрисе ярко и мощно раскрыть психоэмоциональное состояние и положение Алиман. В день первой премьеры Ч. Айтматов высоко оценил игру: «Н. Мышбаева сыграла Алиман глубже, чем в моем произведении». Этот образ стал успехом не только актрисы, но и национального театра.
В целом, уместно особо отметить народный характер творчества Нүкетай как его главную особенность. Еще одним ярким примером этого является ее следующая сложная роль – певицы Майры. По словам известной поэтессы Исы, дочери актрисы М. Байзаковой, когда Нүкетай своим звонким голосом с глубоким тембром исполняла знаменитые песни Майры, они были так тронуты, будто перед ними стояла сама легендарная певица Майра, чьи песни они слышали от своих родителей. А сам автор пьесы, выдающийся поэт-драматург А. Тажибаев, с радостью сказал: «Нүкетай прекрасно поет песни Майры. Настоящая Майра родилась сейчас».
Н. Мышбаева – актриса, которая своим природным талантом раскрывает национальные характеры и ярко проявляет себя в сложных социальных драмах. Среди ее работ, основанных на национальном мировоззрении, казахском понимании и проницательности, с сильным внутренним драматизмом, можно назвать: Зейнеп, поэтессу с твердым характером, в «Абае» М. Ауэзова; Жуздайлак, меняющуюся сорок раз за короткий день, в «Ночной песне»; добрую сноху Акбалу в «Карагозе»; Айшу, женщину, пережившую тяжелое горе, в «Сырымбет саласы» Ш. Кусаинова; Ажар, изначально беззащитную девушку, а к финалу – смелую и уверенную в себе женщину, в «Ажар и ее судьбе» С. Джунисова; Акбалу, чья судьба была непростой, в «Крови и поте» А. Нурпеисова; Бекей, мечтающую об одном ребенке, в «Белом корабле» Ч. Айтматова; Ардак, председателя сельского совета, женщину с мужским характером и сильным духом, в «Маленькой деревне» Д. Исабекова; Секретаршу, готовую на все ради начальника, и Уркию, прожившую жизнь в угождении начальнику, в драматических диалогах А. Сулейменова «Четыре доски – намаз» и «Девушка-вдова – сокращение штатов», и многие другие образы.
Н. Мышбаева успешно проявила себя и в постановках зарубежной классики, драматургии дальнего и ближнего зарубежья. В ее исполнении роли Миранды в «Веселом празднике Дон Жуана» М. Фриша; Амелии, «замкнутой, но при этом весьма хитрой», по мнению известного театроведа А. Кадырова, в «Трагических женщинах – в доме Бернарды Альбы» Г. Лорки; Манолы в «Сегодня праздник» А. Вальехо; Донны Лючии, певицы Корины в комедиях Б. Томаса «Я ваша тетя» и «Лисичка»; Служанки в «Фархад и Ширин» Н. Хикмета – все они раскрывают тайны человеческой души и стремятся найти в ней добрые качества. Например, в драме киргизского драматурга Б. Жакиева «Жүрейік жүрек ауыртпай…», которая идет в репертуаре, невозможно спокойно смотреть на сцену, где актриса за несколько минут передает историю жизни и душевные страдания героини – женщины по имени Кулегеш. Это под силу только истинному мастеру. Всего на сцене родного театра ею сыграно около восьмидесяти ролей, больших и малых, главных и второстепенных, каждая из которых является отголоском сердца актрисы, следом ее творчества, плодом и победой жизненного опыта и великих духовных поисков.
Хотя основной сферой творчества Н. Мышбаевой является сцена, она также является дочерью кино и дубляжа. Ее первая главная роль в кино – женщина-конюх в художественном фильме киностудии «Казахфильм» «Восточная дорога» (1968 г.). Она также снималась в фильмах: «Снег, выпавший летом» (1965 г.) в роли Хатши; «За невесту брата» в роли Озген; «Алпамыс идет в школу» в роли медсестры; «Жамбыл» (1996 г.) в роли матери Жамбыла; «Брошенные» в роли Сабитхан апа. А ее недавняя значительная работа – роль Майры апа в телесериале «Будущее», снятом национальным каналом «Казахстан». Говоря о телевидении, актриса Нүкетай была известна зрителю еще в 80-х годах по роли любимой героини Тенгетай в многосерийном телетеатре «Кымызхана», а также как исполнительница народных песен и песен современных композиторов.
Нүкетай