В мае этого года отечественный анимационный фильм «Қазақ елі» вышел в прокат, но, честно говоря, я не успел посмотреть его вовремя. Мне представилась возможность, и я не спеша посмотрел анимационный фильм, который впервые снимается в нашей стране. Как зритель, я был удивлен, что многое упустил и почему эта работа не получила широкой огласки.
Фильм начался очень удачно. Развитие событий, их связь между собой и удержание зрителя до конца – это большое достижение в наше время. Особенно, если работа, снятая для детей, неинтересна, то все усилия напрасны. Что мы хотим сказать? Речь пойдет об анимационном фильме «Қазақ елі» и огромном труде студии «Сақ», снявшей его. Картина, снятая по заказу Министерства культуры и спорта РК к 550-летию Казахского ханства, честно говоря, сейчас осталась незамеченной. Видимо, утомительно постоянно подпитывать массовую психологию, которая спрашивает «Что интересного сегодня в интернете?» или «Что я упустил?». Тем не менее, воспитание поколений – это не игрушка, которую можно отложить на потом. Если сегодня не исправить то, что упущено, придется бороться с последствиями годами.
Итак, кратко об анимационном фильме «Қазақ елі». В картине продолжительностью более часа рассказывается о жизни основателей Казахского ханства – ханов Керея и Жанибека. Действие начинается с момента, когда ойраты во время древних набегов хотят захватить нашу землю. Однако решающий момент отложен до конца фильма, и действие сразу переносится на живописные виды современной молодой Астаны. То есть, это картина нашего времени. Двое детей, играющих во дворе, начинают спорить из-за найденного золотого кинжала. Вдруг от памятника ханам Керею и Жанибеку исходит неизвестный луч света, и кинжал исчезает. Пожилой человек, наблюдавший за их действиями издалека, рассказывает детям о героических подвигах ханов на памятнике. Невозможно не восхититься решением режиссера и сценариста, которые нашли прекрасный способ развития сюжета.
Обычно мы не задумываемся над такими вопросами, как: как два хана могли сидеть на одном троне и управлять страной, какими они были в юности, о чем мечтали, через какие трудности прошли, чтобы управлять страной. А для того, чтобы фильм получился удачным, режиссер и все создатели фильма должны работать как один. Итак, Керей и Жанибек с юных лет учатся тонкостям войны благодаря старому воину. Позже, из-за того, что отец Жанибека, хан Барак, погиб в засаде от рук врагов, они уезжают учиться в Отырар. Им также нужно было сохранить себя ради будущего страны. В это время страной правит хан Абулхаир. Из-за чрезмерного повышения налогов, некоторые местные жители переселяются в другие страны. Налог – это зло, существовавшее с давних времен. Даже современная цивилизация не смогла найти выход или другой метод. Поэтому Керей и Жанибек стремятся избавить народ от тяжелого гнета и создать собственное государство. Становление независимой страны – непростое дело. Нужны не только сила и мускулы, но и хитрость, знания и компетентность. Благодаря этому Керей и Жанибек побеждают своих врагов и даруют народу долгожданную свободу. Они создают Казахское ханство и остаются в истории.
Посмотрев анимацию, ребенок узнает историю страны, старые города, Отырарскую библиотеку, имена великих ученых с Востока, героизм, патриотизм и величие. Еще один момент, который стоит отметить: в фильме есть сцена битвы добра и зла, где камень, являющийся символическим знаком каждого рода на знаковых камнях, получает огромную силу от света, льющегося с неба, и отражает зло. Предупреждение знаменитого мудреца той земли хану Бараку о пробуждении темных сил во время появления кометы, видимой раз в 77 лет, также является интересной деталью. Если единство объединится, никакая сила не сможет его разрушить. Чтобы разрушить его, темные силы подговаривают родака Карабека. Приятно, что символы, знаки и философские выводы в анимации представлены так, чтобы быть понятными ребенку, хотя и немного сложными. Ведь пока Керей и Жанибек сражаются с ойратами-налогосборщиками на земле, на облаках сражаются силы Добра и Зла. Представление Добра в виде льва, а Зла – в виде летучей мыши и змеи в фильме также запомнится детскому сознанию. Режиссер мультфильма Батырхан Дауренбеков говорит об этом следующее:
«Министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы сказал нам: «Создайте произведение, которое будет радовать людей, а не просто говорить, что этот хан плохой, а тот хороший». Поэтому я включил битву добра и зла. Недавно в Астане прошли «Дни культуры Южно-Казахстанской области». Тогда мы были в гостях в Университете искусств. Там студенты сказали, что заметили «голливудский стиль» в фильме. Я им ответил: «За пятьдесят лет страна меняется», наши нынешние дети не смотрят мультфильмы, которые смотрели мы раньше. Когда я спросил почему, они ответили: «Скучно». Им нужна захватывающая история каждую минуту. Мы должны давать детям то, что они хотят. Например, актер Эдди Мерфи озвучил персонажа осла в «Шреке». То есть, многие зарубежные актеры участвуют в таких проектах. Я был рад, когда такие люди, как Сакен Майгазиев, Нурлан Абдуллины, пришли и озвучили бесплатно. Я показал ему, как сказать, и он превзошел мои ожидания. В мультфильме Жанибек говорит: «Керей, давай посмотрим на разбойников, я никогда в жизни не видел разбойников». Ведь любой ребенок, даже испугавшись, побеждает любопытством. Анимацию нужно делать на языке ребенка, его мышлением. Ребенок, посмотревший этот мультфильм, даст два четких ответа. Во-первых, если спросить, кто основал Казахское ханство, он, не задумываясь, скажет Керей и Жанибек, даже не читая историю. Это могут сказать даже дети, не ходящие в школу. А если спросить, как они основали ханство, они смогут сказать: «О, они научились стрелять из лука, скакать на лошадях, фехтовать. Повзрослев, они поехали учиться в Отырар». Услышав это, современные дети тоже говорят: «Мы тоже станем героями, защищающими нашу страну». Видите, пропагандируется патриотизм. Также, что касается Отырара, о котором вы только что спросили, в истории этот город несколько раз горел и снова отстраивался. Например, Москва дважды сгорела. Это только то, что мы знаем. Она восстала из пепла. Точно так же города на Великом Шелковом пути восстанавливались. В целом, если мы будем воспитывать детей через анимацию, наше будущее будет светлым. Поэтому в нашей стране нужно открыть государственную детскую киностудию. Если она будет открыта, мы будем первой страной в СНГ, где она была открыта».
Короче говоря, было бы хорошо, если бы главные телеканалы страны представляли анимацию на каждом празднике наряду с такими фильмами, как «Кочевники». Это первое. Во-вторых, фильм получился очень качественным. В этом плане нельзя не отметить большой труд шымкентской студии «Сақ». Ведь на подготовку анимации ушло 8 месяцев. В производственной работе над фильмом участвовало более 60 человек. Исторический консультант фильма – доктор исторических наук, профессор – Жамбыл Артыкбай, литературный консультант фильма – Дулат Исабеков, режиссер – Батырхан Дауренбеков, сценаристы – Сагадильда Усипалиев, Бахытжан Кулжабай, композитор – Руслан Шыныкулов, художник-постановщик – Азамат Ерназаров, директор фильма – Нуриддин Патеев, главный продюсер – Сабит Абдыкаликов. В озвучивании персонажей приняли участие члены группы «Музарт» и театральные актеры. При создании картины использовались 2D и 3D технологии.
Ибрагим МАУЛИТ, город Астана.
Национальный портал