Статья К. Жукешева, опубликованная на портале «Ұлт», вызывает у многих удивление. Статья действительно посвящена сложным вопросам и написана на уровне, заставляющем задуматься. Диагноз об искусстве, особенно о том, что «казахские театры остались на уровне сельских самодеятельных коллективов», соответствует действительности. (Возможно, у этого есть свои причины, связанные со сценариями и режиссурой). Тем не менее, автор во многих местах своей статьи опирается на красноречие и витиеватые фразы.
В этой статье чувствуется дыхание западной философии. Затем, один из главных недостатков многих авторов, пишущих статьи, заключается в том, что для убеждения читателей в истинности своих слов они начинают с осуждения политики бывшего Советского правительства. В этой статье тоже присутствует такой «стиль». В словах автора об искусстве в этой статье есть такие фразы, как: «Чтобы молодежь не уезжала из села в город, Советское правительство направило писателей на восхваление сельской жизни и пропаганду сельской культуры». На самом деле, во времена Советской власти не было специального указания или постановления правительства, предписывающего писателям «пропагандировать сельскую жизнь». Правда, в 60-е годы русский писатель Шукшин прославился, написав произведения о сельской жизни, о жизни русской деревни и образах русских людей. После этого среди казахских писателей нашлись и подражатели. Однако это была тенденция, порожденная подражанием Шукшину, а не постановлением правительства «пропагандировать село», как утверждает Жукешев.
Затем К. Жукешев много остановился на проблеме «городской культуры». Автор статьи — человек много читающий, образованный. Особенно несомненно, что он глубоко знает западную философию. Однако даже много читающий человек иногда может заблуждаться. Поэтому перейдем к вопросу «казахской культуры», затронутому автором в этой статье.
В начале своих слов автор статьи вскользь упомянул о трудах деятелей «Алаш» в казахской культуре. Проблема возникает из утверждения автора о том, что «культура не создается в селе, культура создается в городе».
Господин Жукешев даже, опираясь на положения западной философии, категорично заявил в этой статье: «Культура создается только в городе, а не в селе».
М. Дулатов, М. Ауэзов, Ж. Аймауытов, стоявшие у истоков казахской прозы начала ХХ века, вышедшие из села, жившие в селе, написали первые казахские прозаические произведения и подняли нашу литературную культуру на высокий уровень.
Учитель нации Ахмет Байтурсынов, находясь в селе, в степи, писал научные труды по языкознанию (фонетика, синтаксис, морфология, терминология, теоретические науки «Литературоведение») и развивал эти области культуры языка и литературы. Тогда, по философии господина Жукешева, будут ли эти научные области считаться «плодом городской культуры»! Мы КАЗАХИ! Мы КАЗАХСКАЯ НАЦИЯ! Мы когда-то были кочевым народом. Несмотря на это, у нас есть ЭПОСНЫЕ СКАЗАНИЯ, существующие столетиями, у нас есть ТРАДИЦИОННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ БОГАТСТВО! Это ВЕЛИКАЯ КУЛЬТУРА НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ! Все это казахский народ создал, находясь в степи, в селе! Поэтому я хочу сказать, что большая часть мнений о казахской литературе и культуре, высказанных господином Канагатом Жукешевым в его статье «Создавалась ли культура на казахском языке», построена на ошибочной логике.
В заключение, одним словом, КУЛЬТУРА НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ СОЗДАНА, И ОНА ЕСТЬ!
Жұмат ӘНЕСҰЛЫ
писатель, историк, литературовед
Портал «Ұлт»