ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » Даурен Куат. Хызыр-аулие и Муса Галайссалам (Рассказ)

Даурен Куат. Хызыр-аулие и Муса Галайссалам (Рассказ)

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
26 октября, 2016
in Культура
0

«Люби всех людей как братьев»

Абай

С народом Израиля он встретился через три тысячи лет. Сыны Израиля… Не старые, не новые. Старое с новым, новое со старым гармонично соединяется, продолжается. «Старое помнит, но не все», – пробормотал он про себя. Ведь он хорошо знал память сынов Израиля. Да, он видел и Мусу-каламаллу, который, отчаявшись в правлении фараона и коптов, привел сюда свой народ. У Мусы, которому было даровано пророчество, который получал откровения от Творца и пережил множество чудес, кто-то спросил: «Есть ли на этом свете существо, более знающее, чем ты?» Тогда Муса, говоря о единстве Бога, о милости Творца к сынам Израиля, о даре, которым он был наделен, о пути, открывшемся в море, о гибели фараона на дне морском, о силе своей волшебной руки и посоха, сказал: «Я – пророк Мурсал, я вижу чудеса, когда нуждаюсь в Аллахе, разве может быть большее уважение и слава?» Исходя из этого: «Я, наверное, самый образованный человек на земле», – сказал он. Тогда пришло откровение от Творца: «О, Муса, что это за слова твои? Даровав тебе безмерное знание и безграничные способности, разве я велел тебе сомневаться в Моих возможностях? Есть еще один, кто более знающий, чем ты, и кто омыт Моей милостью». «Господи, позволь мне встретиться с таким мудрым существом», – умолял Муса, да будет мир ему. «Ты встретишься, – сказал Господь, – ты встретишься в назначенный день». Итак, оставим этот разговор и перейдем к давним временам.

***

…Хотя старик казался многим чужим, он был уважаем. Его чужеродность проявлялась в его необычной внешности и поведении, которое не совсем соответствовало окружающим. В остальном он был одним из старейшин нашего села, занимался садоводством, разводил скот, никогда не расставался со своим белым посохом. Он не пропускал похорон и собраний. Я много раз видел, как он, надев свою черную шапку, край которой был больше, чем объятия ребенка, медленно шел к дому, где собирались старейшины. Наши старики, казалось, тянулись к нему: при встрече они оживленно болтали, хлопали по спине, спрашивали о здоровье. Только Есимбек-молда расспрашивал о его происхождении, отрицал его внешность и пытался приспособить его к себе.

Сколько мы себя помним, этого человека звали Абирем. «Он другой национальности. Кавказский ногаец, что ли, но не русский. А «фамилия» – Найман», – говорил мой дед. Смуглый. Нет, скорее смуглый. Глаза у него были голубоватые. Тем не менее, он не походил на русского. При необходимости он свободно говорил по-русски. По-казахски же он был непревзойден. «Его жизнь похожа на жизнь мусульманина. Он воздевает руки. Молится. Но его пророк кажется чужим», – говорили люди в деревне. Одной из причин таких разговоров было то, что старик Абирем переселился в нашу деревню из Арки. Обосновавшись здесь, он долго держался особняком и работал на совхозных работах. Позже, когда ему было разрешено поклоняться Богу и произносить имя нашего благословенного пророка, Абирем, видимо, перешел к особой набожности. С тех пор его стойкая набожность на пути Бога стала предметом различных разговоров в нашей небольшой деревне.

Летняя пора. Мой дядя приехал на каникулы из Алматы. Было видно, что он много учился, впитал городской воздух. Он не занимался ничем посторонним, уходил в горы, перелистывал толстые книги. Однажды, когда мы все собрались за дастарханом, он сказал: «Наш сосед – «жойит». Они скрывали свое происхождение до падения Советской власти. Его зовут не Абирем, а Абрам». Из слов ученого дяди я понял: от Абирема-аксакала происходило много пророков. Их язык тоже был одним из древних языков. Говорят, они часто подвергались гонениям и гневу Бога. Потому что Бог иногда испытывает Своих любимых рабов. Говорят, они были умны. Их ум и знания не нравились правителям и эмирам земли, и они много страдали от притеснений. Во времена Советской власти абрамы тоже не показывались открыто. Однако они хорошо знали друг друга, заботились друг о друге. «Пока не достигнем наших родовых земель, будем так жить, пропитание добывая», – договорились они. Говорят, это народ, который жил вместе с легендами о пророках. Они не забыли свой язык.

В тот день, когда рассказ моего дяди утолил мою жажду знаний, я почувствовал, что буду смотреть на двор Абирема другими глазами. Ведь он был чужим, таинственным человеком, пришедшим в наше село Ащыбулак. Абирем не имел детей, они жили только вдвоем с женой. А его жена была несколько холодной женщиной, редко общавшейся со старушками своего возраста в Ащыбулаке. Она жила унылой, одинокой жизнью, словно обиженная на свою судьбу, всегда чего-то боялась, прижимаясь к земле. Мы никогда не слышали, чтобы эта женщина разговаривала со своим мужем. Молчание. Такое поведение его жены, казалось, еще больше привлекло меня к дому старика Абирема. Что в нем такого удивительного, что нужно исследовать? Что они скрывают от всех, не раскрывая? Конечно, нужно знать. Кого они боятся, от кого скрываются? Я посмотрел, Абирем сидел во дворе под своей черной шапкой. Казалось, он спрятал всю свою фигуру под черной шапкой – его самого не было видно. Бедняга, он совсем сгорбился.

Лето закончилось, наступила осень. Следующей весной я закончу школу. Моя душа стремится в Алматы. Я стану мудрым ученым, известным писателем и буду иногда навещать родное село. Я благодарен своему селу. Я насытился древними сказками и поэмами. Мои старики, спасибо вам! Теперь мне нужно поговорить с Абиремом.

Я ищу предлог, чтобы поговорить с Абиремом. «Аксакал, ассалаумагалейкум!» «А, салаумалейкум!». «Кәрия, позвольте вам помочь выгнать коров и коз на пастбище?», «Не беспокойся, хоть и стар, но еще могу ходить за скотом». «Ата, вы в курсе зимы? Не мало ли у вас дров и воды? Позвольте мне нарубить дров, где ваш топор?», «Брось, дитя мое, учись. Пока я не буду обременять других. Я еще могу рубить дрова». «Расскажите что-нибудь?», «Ой, дитя мое, что у нас может быть интересного?». «Куда вас Бог привел сюда из Арки? Хотя бы это расскажите?», «Какой Бог? О, тоба, разве Бог не один? Куда Бог захочет привести Своего раба, Он Сам знает. Он не спрашивает нас. И ты не задавай столько вопросов, не мучай голову!» Старику, кажется, трудно говорить.

Дома я мучаю деда.

– Я подумал, что наш сосед, старик Абирем, скупой на слова.

– Да, он человек, который мало говорит.

– Ой, разве вы раньше так оживленно болтали?

– Эй, это были просто пустые разговоры. О потомстве скота, о траве Салкынбеля и тому подобное. О чем еще может говорить человек, занимающийся хозяйством?

Значит, разговор с Абиремом окончен. Однако его имя интересно, да? Абирем. Может быть, Абдирейим?.. Он, наверное, не знает ничего о мудрости пророков… Если бы знал, сказал бы. Возможно, это из какого-то неизвестного кавказско-ногайского рода. Он был осужден, отбывал наказание в одной из тюрем Арки, женился и, устроившись, нашел «Ащыбулак». Нашел правильно, конечно. Деревня вдали от центра, уединенная. Мало дел с властями. Спокойное место, где все споры и жалобы решаются внутри, не доходя до чиновников.

***

Итак, рассказ моего ученого дяди забылся, а Абирем остался «адиремом».

Однажды Абирем, возвращая скот с пастбища, шел, тяжело нагруженный мешком. Красные сумерки. «Что, старик, собирает кизяк?» По своей привычке я заглянул во двор загадочного старика. Старик принес мешок к двери своей юрты и бросил его с грохотом. Затем высыпал. Высыпалось – с грохотом посыпалось из развязанного мешка. Камни? Да, камни. Кизяк так не гремел бы. Поспешно подойду.

– Оу, кәрия, это у вас камни?

– Камни.

– Вы собирали камни вместо кизяка?

– Я всегда собираю камни.

– Горящие камни?

– Камни не горят, дитя мое.

– Если не горят, зачем они нужны?

– Нужны. Их секрет тебе неизвестен.

– Только вам известен?

– Мне тоже неизвестен. Их секрет заперт.

Я уставился на камни, которые старик с трудом принес, усталый и измученный. Странные камни. Например, этот можно назвать камнем для веретена. А другой похож на наконечник копья. Острый. На поверхности некоторых камней были выбиты знаки-узоры.

– Ата, ваши камни похожи на камни, которые использовали люди древних времен. В те времена люди использовали их как орудия труда, оружие для охоты.

Старик удивленно посмотрел на меня.

– Заходи, зайди в юрту.

Я заглянул в старую, загроможденную всяким хламом, обычную земляную юрту, которую мы называли «килет үй». Здесь тоже было полно камней.

– Ух ты, ата! Вы навалили камней!

Старик перевел дух и сказал:

– Дитя мое, это глаза твоих предков, населявших эту степь. Одни – имущество, другие – оружие, третьи – язык. И имущество, и оружие, и язык готовы говорить. Но вы этого не замечаете!

– Что вы имеете в виду под «глазами ваших предков»? Вам чужды эти вещи?

– Дитя мое, не буду скрывать от тебя то, что ты стремишься узнать и что гложет тебя. Я – еврей. Как сказал мой ученый дядя, можешь называть меня «жойит». Я не раскрывал, что я еврей, раньше. Даже если бы раскрыл, что бы люди Ащыбулака сделали с евреем? Приехал из Арки? Приехал. Остальное мои родственники и народ не расспрашивали, не копались. Я доволен этим. Казахи – удивительный народ. Благодаря одному благородному казахскому аксакалу, я, наконец, стал человеком, обретя возможность видеть и пить воду.

Абрам-аксакал, глядя на луну, взошедшую на синее небо, глубоко вздохнул и продолжил говорить. Деревня затихла. Днем прохладная грудь Аршалы горы, ласкаемая ветром, лежала, раскинувшись. Ночь поглощала ее. Из садов, которые осень начала окрашивать в пестрые цвета, доносилось сухое кваканье лягушек. Рассказ Абрам-аксакала перешел к Арке.

– В Арке нет таких высоких гор. Там одни красивые, похожие на головные уборы, вершины, – сказал он.

Он попал в пасть чудовища под названием «Карлаг» в Карагандинской области в 27 лет. В то время он начинал становиться ученым с блестящим будущим. Историк. Его душа стремилась познать Азию и Африку. Он хотел пройти по следам пророка Мусы, исследуя времена фараонов. Песнь Великой степи тоже звучала в его груди. Он решил рискнуть и поговорить с Конфуцием, пройдя через вечно синее небо. Проклятие его решения, в итоге он был признан политически опасным человеком, противником официальной истории, слабым и больным, и пополнил ряды заключенных в «Карлаге».

– В «Карлаге» я встретил множество удивительных ученых людей. «Карлаг» стал для меня не тюрьмой, а Академией, – сказал Абрам-аксакал, вздохнув, словно рыдая, и замолчал. Затем: «Какую мучительную жизнь прожил Абай. Жизнь мудрости и пророчества, полную страданий», – сказал он, выпрямившись и выпрямив тело.

***

Наш разговор с Абиремом-аксакалом сложился хорошо. Старик был сокровищем. Сначала он рассказал воспоминания о мучительных днях в тюрьме.

– «КарЛАГ» – это общее название множества тюрем в Караганде, – начал он, раскрывая тайны своей загадочной души.

Из рассказа Абирема-аксакала я понял: мыслители, изобретатели, мудрые ученые, художники, музыканты, поэты-писатели, короче говоря, выдающиеся представители человечества, благородный род, жили в «КарЛАГе».

– Сталин собрал там все лучшее и благородное Советского Союза, – говорил Абеке.

– 500 знаменитых пианистов работали там в «КарЛАГе», истекая кровью из пальцев, выполняя ужасную работу. В короткий перерыв эти бедняги, хватаясь за воздух, играли на воображаемом пианино, – говорил Абеке.

– Тело мое, измученное страданиями и морозом Арки, ослабло, дух сломился, и я заболел неизлечимой болезнью. Туберкулез. Меня не лечили, посчитав, что я умру, и выбросили из «КарЛАГа». Вокруг меня – белые кости. Кости умерших. Разбросанные волосы – женщины, связанные льдом. Дети с детскими, нежными лицами, схваченные смертью, как чудовища. Скелеты, в которых невозможно различить, мужчина это или женщина. Трупы, сложенные в кучу, с глазницами, вырытыми как ямы, с челюстями, раздвинутыми, словно что-то показывая Аллаху. Я мог только стонать. Когда я открыл глаза, я лежал в какой-то хижине. Старик приподнял мою голову и влил мне в рот что-то белое. Я снова потерял сознание. Когда я пришел в себя – та же картина. Сколько месяцев, сколько дней я пролежал в постели, неизвестно, но однажды я почувствовал в себе слабое движение силы. Я почувствовал, что вернулся в этот светлый мир. Тот старик, который вернул меня к жизни, был моим отцом, дорогой Кадыр-аксакал. Он сам вытирал мои испражнения и мокроту с кровью и червями, выходившие из меня. Позже он познакомил меня с женщиной в доме, которая тоже была несчастной, умершей от страданий в тюрьме, и это тоже сделал мой отец Кадыр, – рассказывал он в другой раз еврей Абрам.

– Эй, ты, ребенок, пока никому не рассказывай о «КарЛАГе».

Он также не забывал предупреждения: «Чтобы люди не отшатнулись, услышав, что я был в тюрьме», – этот загадочный, полный тайн старик.

***

Мой ребенок, старик, который лишь в общих чертах рассказал о «КарЛАГе», сказал: «Ну, отец, если хочешь знать, перейдем к историям о пророках», – сказал он в одну долгую зимнюю ночь, когда ноябрь закончился и землю покрыл белый снег.

Адам ата… Все мы – потомки первого пророка, Адама ата – Сапиоллы.

Бог приводит перед собой Землю и Небо, которые Он Сам сотворил.

– Слушайте Мою волю, Земля и Небо, хотите вы того или нет!

– Мы пришли по своей воле, – говорят они.

Я чувствовал, как Земля дрожит, а Небо выпрямляется, стоя с руками, сложенными перед величием некой силы, когда мои мысли летали.

– Ата, значит, Небо и черная Земля пришли к Аллаху?

– А как же иначе? – говорит мой старик-сказочник, – если не придут, Он разорвет Небо и расколет Землю пополам. Да не разгневается Аллах.

Он также призывает Своих ангелов. «Я сотворю Моего наследника – Адама», – предупреждает Он их. Ангелы, хлопая крыльями, гудят, не находя покоя: «Разве не мы были теми, на кого низошла милость Творца? Разве мы в чем-то ошиблись?»

– Разве не вы знаете, что вы не знаете этого, – говорит Аллах. Затем Он создает Адама из глины и учит его именам восемнадцати тысяч миров.

Ангелы – любимые рабы Аллаха. Они не сомневаются в могуществе Аллаха. Тем не менее, они спрашивают: «Чем он лучше нас?» Аллах говорит: «Ну-ка, назовите имена восемнадцати тысяч миров и опишите их». Ангелы склоняются перед Аллахом и подчиняются мудрости Адама ата.

Аллах, видимо, особенно благоволил Адаму, иначе, если бы Он сообщил ангелам, они бы облетели восемнадцать тысяч миров. Или, может быть, они облетают их?.. Так и есть, ведь ангелы – в раю. Адам ата и Ева, поддавшись искушению Иблиса, съели плод, который Аллах запретил есть, нарушили обещание, отступили от договора и были изгнаны на землю. Если бы Иблис не совершил своего дьявольского поступка, Адам ата и Ева жили бы в раю без забот. Пришли бы мы тогда на этот свет или нет? Ангелы – свидетели, Аллах создал Адама ата с любовью. И Иблис – тоже Его. Ему было дано отсрочка до Судного дня. Или, чтобы Иблис боролся с человеком до Судного дня, Он надел ему на шею проклятую петлю и сказал: «Пусть твои глаза будут как черви, пусть тьма поглотит тебя, ничтожество!» Если бы Адам ата и Ева жили в блаженном лоне рая, не мучаясь, питаясь готовой пищей, не заботясь о бедах, а только поклоняясь с восторгом, как бы существа, живущие на этой черной земле, одной точке восемнадцати тысяч миров, поняли бы повеление Аллаха?.. Возможно, Всемогущий Бог изначально планировал, чтобы потомки Адама ата жили на земле. Поэтому нужно быть осторожным, в любой момент рядом может появиться сатана.

Когда я вышел из дома Абрам-шала, эти мысли пришли мне в голову. Дом, вот он, совсем близко. Но все вокруг кажется мне очень страшным. Все, что темнеет, похоже на чудовище. Готово напасть. Мычание сытых коров, пережевывающих жвачку в теплых сараях, и лай сторожевых собак, время от времени лающих: «Ой, скорее, беги, Иблис преследует тебя!» Все мое тело дрожит, тело мое стынет. Но я не боюсь. Разве у меня нет своего ангела?

***

Адам ата, Нух (мир ему), Худ, Салих, Ибрахим (мир ему), Исмаил, Якуб, Юсуф, Шуайб, Муса, Талут, Дауд, Сулейман, Айюб, Юнус, Закария, Лаут, Иса (мир ему), Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)… один за другим они проникали в мой разум и закреплялись в сознании благодаря рассказам Абрам-аксакала.

Адиты, самудиты, народ иудеев, древний Вавилон, племя курайшитов во времена пророков тоже сомневались в единстве Творца, поклонялись идолам, загрязняли свою сытую жизнь греховными делами, похотью. За это они понесли наказание и попали под гнев Творца. Их спасали только молитвы пророков к Аллаху и их поклонение. Хакт Тагала, посылая Своих пророков-посланников в разные времена, предупреждал о Судном дне.

Когда рассказы Абирем-аксакала продолжались в том же духе, я, увлеченный удивительными историями, вспоминал «Сказания о богатырях». «Меч не брал, стрела не пробивала, эх, мои храбрые предки!»

– Абрам-аксакал, – говорю я в такие моменты, когда кровь кипит, – почему у казахов много богатырей, а пророков нет?

Еврейский старик внимательно посмотрел мне в лицо. Затем его смуглое лицо необычайно потеплело, и он, словно найдя мудрость в словах, которые собирался сказать, с любовью ответил:

– Потому что казах – это неиспорченный, неразвращенный, проницательный народ, нашедший путь в разуме и мудрости, не считавший духов предков чужими, воздевавший руки только к Тенгри, – сказал он. Сказав это, он сделал знак, словно говоря «запомни это», и начал новый разговор, отличный от нашего. Это была длинная история о Хызыр-аулие и Мусе (мир ему).

***

У Мусы, которому было даровано пророчество, который получал откровения от Творца и пережил множество чудес, кто-то спросил: «Есть ли на этом свете существо, более знающее, чем ты?» Тогда Муса, говоря о единстве Бога, о милости Творца к сынам Израиля, о даре, которым он был наделен, о пути, открывшемся в море, о гибели фараона на дне морском, о силе своей волшебной руки и посоха, сказал: «Я – пророк Мурсал, я вижу чудеса, когда нуждаюсь в Аллахе, разве может быть большее уважение и слава?» Исходя из этого: «Я, наверное, самый образованный человек на земле», – сказал он. Тогда пришло откровение от Творца: «О, Муса, что это за слова твои? Даровав тебе безмерное знание и безграничные способности, разве я велел тебе сомневаться в Моих возможностях? Есть еще один, кто более знающий, чем ты, и кто омыт Моей милостью». «Господи, позволь мне встретиться с таким мудрым существом», – умолял Муса, да будет мир ему.

– Ты встретишься, – сказал Господь, – ты встретишься в назначенный день.

Однажды Господь сообщил пророку Мусе:

– Сплети корзину из коры анапыского дерева, положи в нее рыбу и отправляйся в край, который ты никогда раньше не видел и не знал. Это край степей, край сардарских гор. Иди, не останавливаясь, иди в том направлении. Идя, ты достигнешь места, где соединяются два моря. Рыба из корзины выпадет. Ты увидишь ее там.

Муса (мир ему) дал сыну корзину с рыбой и отправил его в путь. Прошли месяцы, годы. Измученный и голодный, он шел вдоль берега места, где, как было сказано в откровении, два моря впадают в один рукав, и остановился отдохнуть. И задремал. Рыба из корзины в руках ребенка выскочила. Ребенок не заметил этого. Когда отец проснулся, он двинулся дальше. В какой-то момент Муса сказал: «Сынок, посмотри на свою корзину». Сын открыл корзину и посмотрел – рыбы нет. «Где же могла выпасть рыба?» Пока он думал, сын хлопнул себя по бедру и сказал: «Наверное, выпала там, у плоского камня, где мы останавливались». Муса обрадовался. Забыв об усталости, он поспешил туда. Придя, он увидел у высокого черного камня, где соединялись два моря, стоял мудрый, задумчивый, благочестивый человек. Муса подошел и поприветствовал его. Рассказал, откуда он пришел.

– А-а, ты, наверное, Муса, пророк сынов Израиля? – сказал тот человек. Муса (мир ему), узнав, что встретил того, кого так долго искал, с величайшим уважением и кротким голосом, как подобает мудрецам, сказал:

– Уделишь ли внимание пришедшему к тебе рабу, и примешь ли его в соответствии со своим достоинством? Если ты проявишь такое внимание, – он последует за тобой, научится у тебя науке, обогатится знаниями и, поделившись тем, что узнал, продолжит свое поклонение Аллаху и обретет покой души.

Человек, которого Муса так глубоко уважал и с таким нетерпением ждал, был Хызыр Илияс. Тогда Хызыр-аулие сказал:

– О, Муса, я бы взял тебя с собой, но у тебя не хватит терпения говорить о том, что ты видел, и спрашивать о том, чего не знаешь.

Муса сказал:

– Нет, я буду стойким. Я согласен с тем, что увижу и чего не знаю. Только возьми меня с собой, о святой.

Тогда Хызыр-аулие снова сказал:

– О, особенный пророк Аллаха, как же быть? Если ты из-за недостатка терпения будешь говорить и просить, разве мы не поссоримся, и наши отношения не испортятся?

Пророк Муса снова повторил свое обещание.

Они облачились в одежду странников и направились к морю. Там стоял корабль, готовый к отплытию. Капитан корабля, увидев спокойный и терпеливый вид путников, взял их с собой. Когда корабль зашумел, поднял якорь и начал движение, Хызыр-аулие вырвал доски его днища и сломал их. И корабль остался на мели.

Когда они вышли, Муса возмутился:

– Ах, как же вы поступили с добрыми людьми, которые каждый день, данный им Аллахом в долг, отрабатывают трудом! Что вы сделали? – сказал он.

Хызыр-аулие тоже тут же ответил:

– Я же предупреждал тебя, что ты так скажешь, зачем ты пошел за мной?! – обратился он к своему спутнику. Пророк вспомнил свое обещание и, пожалев о своей забывчивости, продолжил следовать за Хызыром.

Пусть святой и пророк продолжают свой путь.

Навстречу им выбежали играющие дети. Среди них был один ребенок с сияющим лицом, особенно привлекательный среди других. Святой обманом отвел ребенка в сторону, заколдовал его, усыпил и убил.

Увидев это, пророк Муса пришел в еще большее негодование.

– Оу, где же твоя святость? Ты сам какой-то злодей.

Что ты сделал с ребенком, которого кто-то лелеял? Это ужасно! – закричал он.

– Я же сказал тебе, – сказал Хызыр-аулие, – ты не сможешь следовать за мной!

Пророк Муса, раздраженный своей забывчивостью и вспомнив, что он является проповедником дел, любимых его Господом на земле, покачал головой из-за противоречий между святым и собой, снова попросил прощения у Хызыра и продолжил следовать за ним.

Бескрайняя, желтая степь, ее огромные миражи уносили их, тащили за собой. Бесконечный, не имеющий конца мир. По краям широкой равнины песок поглощал землю, у подножия песка холмы, покрытые серой травой, обступали холмы, а за ними возвышались горы, образуя некий таинственный край, окруженный сорока слоями. Путники изнемогли, потеряли силы, сильно устали. Когда они уже отчаялись, они упали на окраине темнеющего поселения. Жители этого поселения были злыми. Они не дали путникам даже воды. Не подпустили их к себе. Но когда они вышли из поселения, они встретили покосившуюся, готовая упасть хижину. Увидев эту хижину, святой поставил опору и оказал помощь.

– Что вы сделали? – спросил Муса, не имея возможности не удивляться.

Он, кажется, совсем забыл, что ошибся дважды, и свое первоначальное обещание.

– Я знал, что ты нарушишь свое обещание и будешь просить.

Видимо, твое пророческое достоинство тоже заключается в стремлении знать и понимать… Теперь я объясню, – сказал Хызыр-аулие.

– В глубине далекой земли злой царь призвал войско, собрал большую армию и захватывает корабли, плывущие по воде. Чтобы не страдали благочестивые люди, которые зарабатывают себе на жизнь честным трудом, я оставил корабль на мели. Иначе злой царь забрал бы его. Как вы думаете, что лучше: корабль, плывущий по морю и попавший в руки злого царя, или оставшийся на мели, чтобы люди жили благополучно и честно?

– А родители того ребенка были верующими, поклоняющимися только своему Творцу. Поэтому они особенно любили ребенка. Ребенок, насытившись этой любовью, вел себя самонадеянно, его игры приводили к разрушению, он был будущим злодеем. Этот негодяй, когда вырастет, возможно, причинит много бед обществу. Я обманул его, усыпил и убил – вот почему. Поскольку его родители были людьми, которые молились Всемилостивому Творцу и не отступали от добра, я попросил у моего Творца двух сыновей, более красивых, более привлекательных, более милосердных, более умных и благородных, чем тот ребенок. Мой Творец принял мою просьбу.

– В покосившейся хижине сидят два сироты. Их родственники не заботятся о них. Два сироты вырастут. Тогда они найдут золотой клад под хижиной. Но после этого они приведут в порядок и исправят жителей этого негодного поселения.

– Вот, – сказал Хызыр-аулие, прощаясь с пророком Мусой, – я достиг всего этого благодаря мудрости. Мудрость даровал нам всем наш Господь. Только в совершении дел, доводя их до конца с мудростью, мы проявляем недостаток.

Наш разговор с Абирем-аксакалом завершился историей Хызыр-аулие и Мусы, и перешел в другую тональность. Старик показал мне камни в своей «килет үй» и рассказал о временах глубокой древности. К этому времени я уже заканчивал учебу в школе и спешил в Алматы.

Наступало утро. Все вокруг было наполнено особой радостью и вдохновением. Мир казался созданным для пения птиц. Звуки журчащих ручьев и рев бурной Аксу, переплетаясь, словно стали музыкой этого светлого мира. Как красивы мои черноглазые подруги. Если бы они появились в нужный момент, я бы обнял их. Поцеловал бы их. О, мое сердце, летящее на крыльях белых ласточек, куда ты меня несешь?

Полдень. Учеба окончена. Завтра последний звонок. День после последнего звонка – Алматы. Не помещаясь дома, я зашел к своему старому другу. Старик перебирал камни в своей «килет үй». Дав понять, что у меня нет желания болтать, я сообщил о своем предстоящем путешествии.

– Ты уезжаешь в Алматы. Когда я доберусь до Иерусалима? – сказал старик.

Я удивился. Куда Абрам собирается уезжать из «Ащыбулака»? «Оу, неужели у этого бедняги была такая мечта?»

Он, видимо, прочитал мои мысли, «жойит»:

– Да, – сказал он, – моя пожизненная мечта – положить голову на землю сынов Израиля. Даже темная ночь «Карлага» никогда не отвращала меня от этой мечты. То время было адом. Сейчас свобода. Жаль, если бы кто-нибудь узнал, что я жив, еврейский ребенок, знающий древние летописи, унес бы меня туда.

У меня внутри все сжалось. «Бедный старик, это, наверное, твои последние слова, твое последнее желание, полное вздохов?..»

– Мои заветные желания таковы, – сказал старик, – я не могу унести все это в Иерусалим.

Алматы и мой дядя Абиль встретили меня с распростертыми объятиями. Под руководством дяди я сразу же поступил на учебу, как и планировал. Начались студенческие годы. Я, который слушал лекции Абрама, не мог не привлечь внимания, сразу же попал на глаза и стал предметом обсуждений. Я был лучшим лектором. Мой дядя – сотрудник научно-исследовательского института. Он жил замкнуто. Худой. Карман – пустой. Он расстраивался, что не мог дать мне ни копейки из своего кошелька. «Ты что, задираешься? Учись, учись, не уставая, не падая духом», – говорил он тогда, скрывая свою скромную, скудную жизнь своим достоинством.

Весной он пришел ко мне в общежитие. Его лицо сияло. «Моя книга вышла», – сказал он. На обложке была изображена толстая черная книга, похожая на кожу, с изображением воющего на луну волка. Мы отметили это. Я ел шашлык и пил сладкий напиток. Он пил пиво. Мы болтали. Издалека. Абрам хотел рассказать о древних временах. Я напомнил ему о моем старом друге-старике.

– Он жив?

– Был жив в прошлом году.

– Он сказал, что он еврей, наконец?

– Сообщил.

– Так и должно быть. Они сильны в генеалогии.

– Говоря о генеалогии, тот старик сказал: «Если бы еврейский ребенок, знающий древние летописи, узнал, что я жив, он бы унес меня в Иерусалим».

– Да ладно! Он собирается переехать в Иерусалим?

– Он сам так говорил.

– А, его рана легко заживет. Я сообщу своим друзьям-«жойит». Пусть унесут его.

– Тот старик всегда собирает камни с наших гор. «Дитя мое, эти камни – глаза твоих предков, населявших эту землю. Одни – имущество, другие – оружие, третьи – язык. И имущество, и оружие, и язык готовы говорить. Но вы этого не замечаете!» – сказал он.

– Он сказал именно так?

– Сказал именно так.

Мой дядя замер, сидя.

– Пусть будет так, – сказал он, подводя итог нашей встрече, – я всерьез займусь выполнением желания Абрама Ноймана, а ты передай мою книгу в руки аксакала.

– Договорились.

***

Лето. Я в деревне. Утолив тоску, я спросил у родных о соседях. Старик, слава Богу, пас свой скот, ухаживал за садом, жил набожной жизнью. Его жена умерла в бокырау.

– Сейчас Абирем совсем один. Только с Есимбек-молдой иногда спорит, а так, у него нормальные отношения с сельскими стариками. Он трудолюбив – бедняга. Он все еще носит мешок и собирает кизяк.

Как только я услышал это от бабушки, я направился к дому Абирема.

Сразу же бросилась в глаза худоба старика. Прежняя собранность и терпение, казалось, ослабли. На дымоходе тусклой печи копоть покрыла носик и дно чайника. Веник, который обычно стоял у порога, прислоненный к стене, лежал у очага. Низкие комнаты, казалось, были поглощены старостью: холод, страдание.

Старик узнал меня без труда. Я рассказывал о своей учебе, о том, как я преуспеваю. Он слушал молча, понурившись. Казалось, у него не было желания говорить. Я положил книгу дяди Абиля у его кровати и выскользнул.

На следующее утро мы с Абиремом встретились на его пастбище. Старик был в хорошем настроении, не то что вчера. Веселый. Словно освободившись от судьбы, измучившей его игрой в шахматы, он был бодр.

– Я прочитал ее всю ночь напролет. Кто был этот ребенок, дядя, который приезжал издалека в ваш дом? Он был настоящим ребенком. Отправился в поход. Кажется, он не боится, не колеблется. Его логика, его выводы крепки, как камень. Он невольно убеждает. Неужели это сам благородный сын, познавший Тенгри? – сказал он.

Сказав это, старик разговорился: «Помнишь ли ты, как Рабб открыл дорогу в море, когда армия фараона преследовала пророка Мусу, и спас сынов Израиля?»

– Да, помню.

– Тогда слушай.

Старик склонился над страницами книги.

«…Теперь давайте немного остановимся на том, почему первоначальное имя еврейского Бога было «Ау». Для этого нужно углубиться в события, которые произошли на земле во время бегства еврейского народа из египетского рабства под предводительством Мусы (мир ему). Это были времена стихийных бедствий, которые повторялись одно за другим на лице Земли-Матери. Действительно, звук, возникший благодаря некой силе, отбросил назад небо, которое, казалось, нависло над землей. Солнце, которое не показывалось несколько суток, снова засияло. Такое явление в природе можно объяснить современным научным языком следующим образом: возможно, из-за приближения кометы, или из-за борьбы за гравитационное поле с соседними планетами, или, возможно, после падения одного из блуждающих в космосе железных камней, Земля, едва не сойдя с орбиты, благополучно вернулась на свое нынешнее место в Солнечной системе. Последствия катастрофы длились несколько недель или месяцев. За эти несколько десятков суток страх, поселившийся в сознании людей, был достаточен, чтобы принять этот звук, который звучал как спасение, за голос самого Творца. Этот звук, который будоражил воображение людей на двух полушариях и породил легенды о богах и героях-спасителях, был «Ау-у-у», известным нам из мифа о волке, или, короче говоря, «Ау».

Владелец звука или слова тоже известен. Это была Земля-Мать, которая, колебавшись в пространстве, вернулась на свою нынешнюю орбиту. Старые книги описывают то время так: «Реки вышли из берегов, а моря, поднявшись вертикально, чуть не смыли сушу».

Земля-Мать вышла невредимой и победительницей из очередной катастрофы, которая могла произойти в Солнечной системе. В память об этом остались легенды и истории, рассказанные на каждом континенте, каждым народом со своими особенностями. Древние эллины заставили своего сына-великана Геракла держать небо, китайцы дали своему правителю того времени имя Яо или Яу. Предки индийских буддистов оставили своим потомкам в наследство священную мантру, произносимую как «АУМ». Еврейский народ же считал, что в этот раз Творец ниспослал Мусе (мир ему) десять основных заповедей. Древние тюрки почитали Землю-Мать и Волка-Мать, объединяя их. Тюркский народ не создавал Бога из рук, не возлагал на себя непосильные дела и не беспокоил людей.

Да, так и есть, миф и тотем волка имеют историю более трех тысяч лет, он повествует о том, что у человечества есть только одна Великая Мать, и имя ее – Земля-Мать».*

– Вот узел, который объединяет детей земли. Вот широта, вот щедрость казахской мысли! Какая широта, какая щедрость!

Старик долго говорил, охваченный восторгом.

***

Мой дядя был сильным. Он сдержал свое слово. Еврейские юноши, знающие древние летописи наизусть, унесли Абрама Ноймана в Иерусалим. Жители деревни «Ащыбулак» были поражены тем, насколько уважаемым оказался этот старик.

Кстати, Абирем-аксакал сказал: «Отдайте эти камни, сложенные в «килет үй», вашим детям, которые учатся», и ушел, сжимая в руке книгу с автографом Абиля-дяди.

***

Судьба… В тот день, когда Абрам Нойман улетел в Иерусалим, мой дядя Абиль скончался.

Даурен Куат

Previous Post

Казахстан – первое государство, проводящее Парадельфийские игры

Next Post

Ответ на статью К. Жукешева «Создана ли культура на казахском языке»

Next Post

Ответ на статью К. Жукешева «Создана ли культура на казахском языке»

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.