Если говорить о столице империи Чингисхана, которая веками занимала умы историков всего мира, то наш предок, между 1202 и 1219 годами, переселился из нынешней Монголии на древнюю родину, казахскую степь, и, подобно древним предкам Мунгал-хану, Карахану, Огуз-хану, пасся в Улытау и Кишитау, а зимой зимовал в Каракумах и на берегу Сырдарьи. Кочевая столица мирового правителя перемещалась вместе с ним по всем этим названным местам.
Династия Караханидов была прямыми предками Чингис-хана, истинного потомка казахского народа. Следовательно, царство династии Караханидов также было казахским каганатом. Об этом наш предок Абылгази пишет: «После предка Кара-хана (Мунгал-хана) он стал царем всей страны. Нынешние Улытау и Кишитау тогда назывались Ертагы и Кертагы. Он пасся в этих горах, а зимой зимовал в Каракумах и на берегу Сырдарьи». Наш предок достиг своего, все казахи Центральной Азии освободились от вассальной зависимости персидского Хорезмского царства и воссоединились со своими братьями. Все казахи Алтая, их прежняя родовая земля, переселились на нынешнюю казахскую землю, обосновались в районе Чингистау – Улытау, и наш предок Чингис правил кочевым казахским каганатом из этого региона. Здесь же он получил титул «Чингис-хан».
Летняя столица впервые была размещена в 1202 году в Улытауском регионе на севере, на горе Найман-куре. Соответственно, название этой горы было изменено на Чингис-тау. На самой высокой вершине этой горы было присвоено имя Мунгал, в честь предка Чингисхана. Она и по сей день называется вершиной Мунгал. На другой вершине этой горы были названы «Хан биігі» (Высота хана), а река в этом регионе – «Хан өзені» (Река хана). В том же регионе, напротив Чингис-тау, был расположен город Ордабазар. Мавзолей Жошы-хана находится в районе Ордабазара. В 25 километрах от этого мавзолея находится мавзолей Алаша-хана. А последний великий правитель Золотой Орды Тохтамыш похоронен на высокой вершине Улытау.
А постоянную (зимнюю) столицу следует искать в Каракумах и вдоль Сырдарьи, что, я думаю, понятно без лишних слов.
Исторические записи свидетельствуют о том, что у Чингисхана была столица под названием Каракурым (Каракур, Каракорым, Каракоран), что название местности, где располагался город, было дано из-за черного, похожего на золу цвета почвы, что в той местности есть гора Каракорым и река Каракорым, и что город расположен в долине между двумя горами, поэтому оттуда иногда дуют сильные ветры. В современном научном обороте указывается, что эта столица получила свое название от реки Хара-Хорин в районе реки Орхон в Монголии, и по-тюркски называется Каракорым.
По моему мнению, оба утверждения верны. Потому что наши предки, переселяясь с места на место, как летом на джайляу, так и зимой на кыстау, давали одинаковые, повторяющиеся названия всем схожим по гармонии объектам – земле, воде, горам, населенным пунктам. Таким образом, то, что столица царства Мунгалов называлась Каракорым как в Монголии, так и в Каракумах вдоль Сырдарьи, является весьма закономерным явлением. Здесь нет никакой ошибки. Недопонимание возникло из-за незнания казахских обычаев и традиций, а также из-за непризнания того, что народ, проживающий на Алтае и в Туркестане, является единым народом, единым государством. Поэтому, как я указал выше, постоянную столицу нашего предка после переселения на казахскую землю следует искать в Каракумах и вдоль Сырдарьи. Такое место есть вдоль Сырдарьи. Это место разрушенного старого города Каракорым в Кара-Тау. В этом регионе также есть река Каракорым и гора Каракорым. Местоположение этого старого города также находится в долине между двумя горами, откуда и по сей день иногда дуют сильные ветры. В том регионе также есть место, где был установлен ханский шатер, называемое Хантагы, гора Алимтау, названная в честь Алим (шести родов Алим), которых весь Младший жуз почитает как своих старших братьев, и на той горе Алим есть природные каменные загоны, где хранился скот, выдаваемый в качестве пенсии сиротам и вдовам за счет казны, то есть «раздавали бесплатную милостыню», которые и по сей день называются «Бас кора», «Тос кора», «Тас кора». Со времен Чингисхана, и даже раньше, здесь есть и Култобе, где «каждый день на вершине Култобе проходило собрание». Если мы назовем этот город вдоль Сырдарьи Каракорым, то станет понятной причина того, почему адайцы Мангышлака с XVIII века не перестают говорить: «Мы вернулись в Устюрт, обогнув Сауран». А ответ на вопрос «Откуда мы пришли в Сауран?» дает потомок Адай-Тобыш-Ораз-Альманбет-Зорбай, Байымбет Телеулы (1876-1931) в своем эпосе «Историческое сказание-шежире»:
«Если послушаете, джигиты,
Расскажу вам правду –
Из Алатау праведника
Привел меня Аллах…».
А Жаксылык жырау Елеусинулы (1940 г.)
«Поскольку наш предок Адай,
Мы были народом, видевшим Кыдыра,
Для сирот и бедных,
Были лекарством для больных.
Келинберди, Кудайке –
Два брата-батыра.
За святым Ата
Из Алатау праведника
Мой народ из 60 домов отделился,
Подняв знамя, собрались.
Сделав знамя Адая своим кличем,
Мы жили в этом краю…» – пел он.
Есть еще и такое, что наши старые мудрые аксакалы говорят: «Мы обогнули Сауран не один, а три раза». Старый город Сауран также расположен в этом регионе. Сейчас эти земли в большом количестве населены адайцами, потомками Чингисхана, и их родственниками – коныратами. Места проживания этих двух родов неразрывно связаны как в Мангышлаке, так и на Алтае (Монголия).
Причина названия столицы каганата Чингисхана Каракурым (Каракорым) заключается в том, что это название осталось от нашего предка Чингисхана, Курыма. В шежире он прослеживается как Адай – Келинберди – Мунгал – Жаулы – Жары – Мурат (Кеще) – Курым. Могила нашего предка Курыма, как говорят, находится недалеко от Есекжал в устье реки Жем.
«В первой половине XIX века казахи Мангышлака, разделившись на три части – южную, центральную и северную, кочевали с скотом на обширной территории, граничащей на востоке с Карабугазом, на западе – с песками Каракум и Сам, на юге – с заливом Тупкараган и полуостровом Бозашы, на севере – с песками Тайсойган, реками Орь, Жем, Сагыз, Ойыл» (Востров В.В., Муканов М., Указ. соч., с. 248-254).
«После предка Кара-хана он стал царем всей страны. Нынешние Улытау и Кишитау тогда назывались Ертагы и Кертагы. Он пасся в этих горах, а зимой зимовал в Каракумах и на берегу Сырдарьи» (Абылгази «Тюркская летопись», с. 15).
Следовательно, Каракум – это общее название региона Арала и Казби (сюда входят Мангышлак и степь (Устюрт, Верхняя земля)), а Сырский регион – это долина реки Сырдарьи. Гора Казыгурт (Казык жюрт), где остановился ковчег пророка Ноя, и столица Чингисхана Каракорым находятся в этом регионе.
Все эти указанные земли издревле являются казахскими землями. И сейчас они