ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Еділ қағанның руы — үйсін.

Еділ қағанның руы — үйсін.

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
23 октября, 2016
in В мире
0

«Знание родословной – жизненная необходимость для казахов, кочевавших по просторам степей. Единая структура казахского народа, основанная на родах, племенах и жузах, веками развивалась и процветала на основе принципа «весь казах – потомок одного предка, ветвь одного корня»» (Президент Республики Казахстан Назарбаев Нурсултан Абишевич).

«Хоть и далек предок,

Все казахи – братья» (Базар жырау. (1842-1911)).

Нынешние «знатоки», воспитанные в школе советского большевизма и с промытыми мозгами, как только откроют рот, начинают очернять род. Они считают упоминание рода разделением по родам и подозревают тех, кто знает казахскую родословную, в разжигании вражды между людьми. Людей, исследующих историю казахской родовой родословной и пишущих на эту тему, открыто очерняют и называют «врагами народа». Например, некий Бекжан, комментируя мою статью «История Персии берет начало от Мангышлака» на сайте «Абай КЗ», написал: «Руководители сайта Абай.кз, поддерживающие «родовитого» Кожырбайулы, тоже ВРАГИ КАЗАХСКОГО НАРОДА» (#98 Бекжан дн, 11/01/2016 — 13:35).

Теперь к их числу присоединился и «Национальный портал «Қазақ үні»», назвав меня «трайбалистом-историком», разжигающим вражду и сеющим рознь между людьми, и присвоил мне новый, невиданный ранее иностранный «титул». Смотрите: «Трайбалист-историк утверждает, что казахи и казахское искусство происходят от адайцев» (http://www.qazaquni.kz/2016/07/06/54694.html#comment-83482).

Эту статью я направляю вам, то есть тем, кто считает слово «род» врагом. Моя цель – не искать врагов среди своих кровных братьев, а наоборот, объединить всех кровных родственников. Наши великие предки поступали так же. Казахский народ дожил до наших дней только потому, что сохранял эту родовую систему на протяжении тысячелетий. Иначе, как говорится в казахских летописях, за 70 000 лет существования человечества сколько стран, сколько народов возникло и сколько стран и народов исчезло. Как сказали выше Елбасы и Базар жырау, род не разделяет народ. Наоборот, объединяет. Потому что сам казахский народ состоит из родов (предков), выросших один из другого. В соответствии с этим, по древнему казахскому обычаю, незнакомые казахи после приветствия начинали разговор с «расспроса о роде». Казахи, расспросив друг друга о роде, обязательно оказывались кровными братьями, родственниками по материнской линии, сватами, кузенами, родственниками. Этот принцип действует и по сей день. По этому принципу между близкими родственниками не заключаются браки, сохраняется чистота крови.

Тем СМИ и гражданам, которые обращаются к народу с публицистикой и используют термины «трайбалист», «враг народа» по отношению к своим кровным соотечественникам (казахам), хочу сказать: нам следует знать, что эти слова несут в себе дух политики советского (еврейского) большевистского «тройки», которая в 1937 году обвиняла всех представителей казахской интеллигенции в «национал-фашизме».

А если кратко объяснить слово «род», то Род – это Отец. Род и Отец – синонимы. Когда казах спрашивает «Твой род кто?», он спрашивает «Как зовут твоего величайшего предка, который служил примером для потомков и которого знает весь народ?». В казахской среде носить имя рода – высшая степень почета. Короче говоря, очернять казахский род (предка), выставлять родовую родословную врагом для нынешнего поколения – это, мягко говоря, не дело друга.

Доказательство? Послушайте, насколько жизнеспособно слово «Род» (Отец).

ЕДИЛЬ ХАГАН. Солнечный каган Едиль (410-454) правил Азией и Европой. Это выдающаяся историческая личность, способствовавшая освобождению Европы от римского ига. «В современной науке существует несколько гипотез об этимологии имени Аттила. Европейские историки называют Едиля также «Атира», «Аттила», «Атыл», «Аттылы», «Этцель», «Этли». Имя Аттила (Этцель) сохранилось в немецкой топонимике со средних веков, несмотря на лингвистические изменения, произошедшие со временем. Например, название «Hetzelistal» («Hetzelinstall») в буквальном переводе означает «долина Этцеля», это в земле Оффенбург, а также «Hetzelhof» («двор Этцеля»), «Atzelhof» («двор Этцеля») в Гейдельберге, Atzelbach («источник Этцеля») в Оттенхофене, «Attlisberg» («гора Аттли»).

Как и многие другие гуннские имена, существует гипотеза, что имя Аттила происходит из тюркских языков (atta/ata – отец, el/il – страна, край).

По другой гипотезе, имя Аттила происходит от названия реки Итиль на хазарском языке (Attil/Atil/Atel/Atal).

«Имя «Аттила» широко распространено среди тюркских народов (по-казахски – «Еділ»)» (данные из Википедии – свободной энциклопедии).

Все вышеуказанные имена царя Едиля верны. Это все синонимы. Например, от «Атыра» – современный Атырау, то есть Каспийско-Аральская область, бывшая основная резиденция царя Едиля; от имен «Аттила», «Атыл», «Аттылы» мы видим, что он потомок древних «Адаров» и народ, который первым приручил диких лошадей, то есть народ, ездивший верхом. Наши предки сформулировали это так: «Место Ада займет Дай, место Коня – жеребенок». А «Этцель (город Едиля)» и «Этли (страна Едиля)» говорят о том, что имя нашего предка Едиля – чисто казахское. То, что город, где жил Едиль каган, в далекой Германии называется «город Едиля», ясно показывает, насколько они уважают казахов и их славного сына Едиля кагана.

«Во Франции установлен памятник царю Едилю. Памятник был воздвигнут 7 ноября 2011 года в селе Шампань, относящемся к населенному пункту Каталаун во Франции. По моему наблюдению во время поездки по Европе, несмотря на то, что он жил 1550 лет назад, народ там проявлял большой интерес к Аттиле. Французские историки обнаружили сведения о том, что гуннский царь, седьмой предок Аттилы, построил город Тараз. Были установлены исторические данные о том, что Аттила пришел с Алтайских гор, из степей Сарыарки.

В Европе 3 июня отмечается как «День Аттилы». Потому что он является исторической личностью, даровавшей независимость 9 государствам Европы. Они ценят этот труд нашего предка. Также в Европе сохранилось около сорока городов, населенных пунктов, гор и рек, названных в честь Аттилы.

Во французских записях посол Фрески писал об Аттиле следующее: «Аттила принял нас, наших послов, в своем летнем шатре, согласно кочевой традиции, степному закону. Я заметил, что он, начиная с одежды и заканчивая всем своим существом, был простым человеком. Его дочери были в остроконечных головных уборах, длинных сапогах, с серьгами-подвесками на ушах. Все его военачальники пили кумыс из золотых и серебряных чаш, а сам Аттила – из деревянной чаши. Я увидел его простоту в этом. Аттила научил европейцев, считавших кочевников диким народом, военному делу и культуре. Я не видел такого культурного, талантливого, умного полководца. Его военный талант был на голову выше нашего, ведь в то время Римская армия была известна всему миру. Он ввел в нашу военную систему названия сотня, тысяча, десять тысяч, сто тысяч», – писал он (это отрывок из воспоминаний Габидена Жекеева, организатора общественного движения «Ұлы Дала», который входил в состав делегации, специально прибывшей из нашей страны на открытие этого памятника. «Д» №27(155) 27.06.2012).

В наших литературных эпосах он иногда предстает как богатырь, иногда как щедрый, иногда как мудрец, вождь, суровый полководец, потомок знатного рода, который повел за собой целый народ, и очень справедливый. Легенды об Аттиле – общее историческое, литературное наследие всех тюркских народов. Образ Аттилы, воспеваемый в древних казахских легендах, занимает особое место в казахской родословной-истории, литературе, культуре.

Наш предок Шакарим Кудайбердиулы так описывал выдающиеся деяния Аттилы как государственного деятеля и полководца: «Расскажу о деяниях Ателлы, / Народ, что считал магией, удивлялся его силе. / Правив всей Азией и Европой, / Многие пали перед Ателлой из страха. / Ателла был сыном Мунжык хана, / Голова большая, грудь широкая, был невысокого роста. / Прошло около полутора тысяч лет с его смерти, / И его деяния были удивительны. / Что мне говорить о завоеванных землях, / Вспомни своего предка, такого героя!.. / Хоть и сидишь сегодня в унижении, / Пусть зашевелится в душе скорбь, вспомнив прошлое!..» – так он воспел Аттилу, ясно показывая, что он прямой предок казахов и его собственный предок.

Точно такие же сведения, то есть о том, что Едиль каган был казахом по происхождению, и что «его род был сотворен из света», пел в своем эпосе «Замананың құлқына» Бәйімбет Телеуұлы, потомок Зорбая из Адай-Тобыша:

«Из древних героев, что жили,

Едиге из Ногайлы,

Время Чингисхана

Истинное происхождение – из света,

Не отступали от пути их стопы»

Историк-ученый Г. Мендыбаев о Аттиле: «Аттила (царь Едиль) – историческая личность. Военный полководец, общественный деятель, правитель, осуществлявший духовную, культурную, торговую дипломатию между кочевым и оседлым государством. В его действиях мы видим образ правителя, строго придерживавшегося обычаев, а также высоко ценившего традиции и культуру своего народа, язык и т.д.», – дает высокую оценку его деятельности, организаторскому мастерству и способностям.

В книге «Государства Великой степи» Аттила описан как щедрый, высокогуманный человек. Его любили не только гунны, но и все народы, находившиеся под его властью. Все это подтверждает ложность мнения тех, кто считал Аттилу «кровожадным, диким кочевником, разрушителем, захватчиком». Из следующих слов Аттилы можно понять основное значение его походов: «Гунны! Смерть достойного человека – это исполнение своего долга. Если ты не прольешь свою красную кровь на праведном пути, какой смысл в твоем мужском имени, если тебя угнетают и держат в рабстве? Человек, который подставляет свою гордую грудь под ноги и сам выпускает свою птицу, не является человеком. Какому примеру или уроку послужит твоя жизнь, прожитая в страхе и укрытии?»

Известный ученый Ж. Дадебаев, написавший обширное исследование о жизни и деятельности царя Едиля: «В «Песни о Нибелунгах» широко отражены честность и гражданственность Аттилы, его ум и храбрость…», – приводит отрывок из стихотворных строк, отражающих сущность Едиля, ставших основой упомянутой песни:

Этцель прославил себя,

К нему стекались герои всего мира.

Всем, несмотря на их бога и веру,

Он был щедр, открыт, вежлив…

Аттила, возглавив гуннов, достиг Римской империи и подчинил себе несколько городов. Придя к городу Рим и мирно развевая знамя победы, Аттила внезапно скончался в Риме. Хотя Аттила умер, его последователи продолжили его полководческую, организаторскую, стратегическую политику. В результате этого в Европе произошел поворотный момент в истории человечества.

Особого упоминания заслуживает дипломатическое мастерство знаменитого правителя гуннской империи Аттилы. Он был крупным политиком, выдающимся дипломатом, переговорщиком. Аттила решал многие вопросы путем переговоров. Его место в истории и талант переговорщика можно высоко оценить». (Еркин Галымов (http://turkystan.kz/)).

Урок истории: На всей земле никогда не было более справедливых правителей, чем казахские каганы.

Опираясь на древние родословные эпосы, другие исторические исследования, «Родословную Адай» известного бия Каз Адая Алшына Мендалыулы, воспоминания моего деда и бабушки, казахскую родовую родословную и эпос Ибрагима Кулыбайулы «Род Караш», мы видим, что Едиль каган был чистым казахом по происхождению.

Предки Едиль кагана – казах – Бекарыс (Малый жуз) – Двенадцать родов Байулы – Адай – Келимберди – Тобыш (по родовой родословной Каз Адай).

«Селение, где вырос Тобыш, от Тобыша – Ораз, Бегей. От Ораза – Жайык, Алып. От Жайыка – Альменбет. От Альменбета – Табынай, Зорбай, Шонай, Баубек, Теке. Среди народа они известны как Пять Альменбетов.

…От Табыная – Арыстанбай, Дауылбай, Табылды.

…От Зорбая – Токабай, Жанаи, Толеке, Утегул, Кулбаласы. Среди народа они известны как Пять Зорбаев.

…Селение, где вырос Жанаи. От него – Али, Тасым, Рысбай, Тоян, Кожаназар, Котен.

…Селение, где вырос Кожаназар, сам был одним из уважаемых, умных людей среди народа. От Кожаназара – Саркен, Шомак, Таган, Тункатар, Шонты, Кошан, Есберди.

…От Толеке – Камысбай, Каржау, Дорал, Кумысбай.

…От Шоная – Богембай, Токсанбай, Бокай.

…Баубек – Борибай, Малтабар, Кулшыгай, Тайсары, Жарас, Кудас.

…Кожа. Имя Кожи – Назар, от него произошли Шалмалы и Коныр уйли. От Коныр уйли Кожи – Килен, Мурын. От Килена – Андыкожа, Айткожа. От Андыкожи – Конырбай, Малгара, Матай. От Матая – Дербисали, Утемис, от него – Байболды. От Конырбая – Упик, Жайык, Кырдасын, Абек. От Малгары – Избасар, Жабагы, Айтуар, Кунтуар, Елеу.

…Шегем. От Алыпа происходит Шегем. От Шегема – Бабык, Сырлыбай, Жаубасар, Ожау, Караш.

…Караш. Селение, где вырос Караш. От Караша – Елтозер, Утеп, Жадик (известен как Балуан Караш) (Мангышлакская энциклопедия. Алматы, 1997, стр. 203-204).

«У Тобыша от двух жен было трое сыновей: Ораз, Бегей, Копес. От Ораза – Шегем и Жайык, от Бегея – Кадыркул, от Копеса – Едиль. Копес умер в 32 года. Едиль остался сиротой в 11 лет и воспитывался под опекой Бегея. В 19 лет Шегем, посватавшись к Айбарше, дочери Тама Нурмагамбета, и уплатив калым, женился. Айбарша стала невесткой и попала в дом Шегема. В тот же год, когда он женился, Едиль вместе со своим старшим братом Бегеем отправился на окраину страны против врага калмаков. Через некоторое время батыр Бегей, победив врага, вернулся в аул, потеряв своего младшего брата Едиля.

«Из восьми родов Адай / Один Тобыш известен, / По части роскоши и великолепия / Не имел никаких недостатков. / …С какой стороны ни возьми, / Удача не покидала его. / …Трое сыновей Тобыша, / Ораз, Бегей, Копес, / Все трое своей храбростью / Были защитой народа. / Ораз – превосходный мудрец, / Бегей, несомненно, был батыром, / Копес был отважным, / В их время / Было много войн. / Батыр Бегей, возглавив, / Защищал народ от врагов, / От Ораза – Жайык, Шегем, / От Бегея родился Кадыркул, / Сын Копеса, герой Едиль, / В их время / Было исполнено сказанное. / Поэтому их / Народ называет «Три Тобыша», / …Младший из трех Тобышей, / Копес, герой, его чистота / Расскажу о Караше / Когда Едилю исполнилось одиннадцать лет / …Наш предок по имени Копес / Ушел из жизни. / С тех пор герой Бегей / Сына Копеса, Едиля, / С юных лет воспитывая, / Обучая различным ремеслам, / Развивал ловкость, / Вводил в строй с юных лет. / Так рос юный витязь – / Семигранный, односекретный…» (Эпос-река. «Караш теги» стр. 394). Таким образом, имя нашего предка Бегея прославилось не только как имя героя (батыра), но и как имя великого наставника царя Едиля. Далее в эпосе рассказывается о потомках царя Едиля, карашах.

Автор эпоса – Ибрагим ахун Кулыбайулы из Мангышлака (1886-1982). Великий ученый, родословный знаток ислама, придерживавшийся пути тарихата (суфийского учения). Его предки: Адай – Келимберди – Тобыш – Копес – Едиль – Караш. Это прямой потомок знаменитого царя Едиля (Аттилы), о котором идет речь в нашем разговоре. Из этого рода (тобышей) вышли, помимо царя Едиля, Алып Ер Тобыш (прозвище Афрасиаб, построивший город Баласагун около 2700 лет назад, современная европейская гора Альпы названа в честь наших предков), знаменитый Огыз (Огиз) каган, знаменитый Орак батыр, Ер Мамай (курган Мамая на территории современной России назван в честь нашего предка), два богатыря Карасай и Кази (все они – главные герои казахских «Эпосов о богатырях»), царица Тумар (Томирис), которая разгромила армию завоевателя персидского царя Кира и повесила голову царя на воротах в сосуде, наполненном кровью, со словами «пей, сколько хочешь, если жаждешь крови», великий казахский религиозный ученый Кожа Ахмет Яссауи, покровитель овец и пастухов Шопан Ата и другие.

«От знатного рода рождается знатный», – не зря говорил наш предок казах. Знаменитый бий Адай Алшын Мендалыулы и выдающийся писатель и общественный деятель нашего времени Абиш Кекильбаев также являются потомками предка Тобыша.

«…Этот Едиль был одним из полководцев, потрясших мир. За короткое время он выделил центральную часть Европы и создал крупное государство. По описаниям современников, его внешний вид, вероятно, казался европейцам странным: невысокий рост, тело из железа, смуглый, с узкими глазами, приплюснутым носом, косоглазый, с холодным, грозным выражением лица. …высокомерный, надменный, внушительный, очень хитрый, он был справедливым правителем не только для своих соплеменников, но и для врагов, поэтому и чужие народы подчинялись ему добровольно».

Это мнение европейцев, я привожу из «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, пишет Б.К. Албани в своей книге «Казахия». Алматы 1998. (стр. 23).

Из потомков этих тобышей, то есть от предков Едиль кагана, одним из знаменитых в древней истории является Алып Ер Тобыш.

Махмуд Кашкари в своем известном труде «Словарь тюркских наречий», состоящем из нескольких исторических новелл, дает следующие сведения об Алып Ер Тобыше (в персидских письменных источниках Афрасиаб, в «авестийском» имени «Франграсиан», в некоторых источниках Алып ер Тоба, Алып ер Тона, Алып ер Тонга, Алып ер Тунга), потомке Ораза, сына Тобыша: «В окрестностях Казойна есть крепость Кум, где охотилась дочь Афрасиаба, Каз Фаранкыз. Афрасиаб построил город Мары. У подножия нынешнего города Жарыкент сохранились остатки крепости Дизраин или Медная. По словам М. Кашкари, Сиявуш, муж Каз Фаранкыз, был убит здесь». (История Казахстана, том 1, стр. 65).

Исторические исследования о скифах и саках, сознательно скрываемые учеными европоцентричного мировоззрения, также являются противоречивыми. Мурат Аджи убедительно и аргументированно критиковал некомпетентное состояние российских историков, пытающихся скрыть исторические истины о скифах и саках. Учитывая эти явления, мы хотим рассказать о великом каганате, созданном в великой Туранской стране, объединив тюркские племена в VII веке до нашей эры. Об этом говорится в исторических письменных источниках, в священной книге зороастризма «Авеста». Великий каган Турана Алып Ер Тонга представлен в «Авесте» под именем Афрасиаб. («Авеста». Тегеран, 1991, тома 1-2).

«Весь мир признает, что Алып Ер Тонга или Афрасиаб является великой исторической личностью, вышедшей из земли Туран.

Афрасиаб в «Авесте» признается как историческая личность и мифологический персонаж. Но мы долгое время не могли различить, что Алып Ер Тонга – это исторический каган Афрасиаб, а Афрасиаб – это Алып Ер Тонга. Только когда мы прочитали «Кутадгу билиг» Жусупа Баласагуни, мы поняли, что это Алып Ер Тонга. Только после этого мы начали обращать внимание на Алып Ер Тонга, главного героя эпических поэтических отрывков в «Словаре тюркских языков» великого филолога М. Кашкари.

Мы стремились узнать Алып Ер Тонга, великого кагана Турана, как историческую личность, которая жила и существовала, и как главного героя эпических исторических поэм, написанных о нем.

Мы знаем, что настоящее имя Алып Ер Тонга, данное ему при рождении, было Мадай (Ман Адай. То есть Мангышлакские Адаи М.К.). А Алып Ер Тонга – это его похвальное имя, данное народом. Слово «Алып» означает очень сильного богатыря, храброго полководца, понятное всем тюркским народам. Слово «Ер» дается тем храбрым воинам, чья слава распространилась благодаря их храбрости, и которых почитает весь народ, как львиносердых, тигросердых. Например, это видно в названиях Ерсайын, Ертаргын, Еркокше в казахских эпосах.

После Афрасиаба остались его сыновья Бармак, Барсаган и дочь по имени Каз. Его дочь построила города Казвин, Кум и занималась градостроительством вдоль реки Шу.

Поскольку Алып Ер Тонга является исторической личностью, историк М.Х. Дулати обратил внимание на его родословную. Ведь сам М.Х. Дулати, с детства впитывая истории и легенды земли Туран, которой правил Алып Ер Тонга, не мог не задуматься о прошлом иранских и туранских народов. …Согласно заявлению М.Х. Дулати, прародителем великого кагана Великого Турана является Афридун. От него родился Тур, его сын Дад Нишин, от него происходит Пишен, от которого рождается Алып Ер Тонга. Бичурин также отмечает, что Алып Ер Тонга происходит из одного из выдающихся тюркских племен.

В языке эпического исторического эпоса об Алып Ер Тонга не встречаются арабские и персидские слова. Он написан на чистом, прозрачном тюркском языке того времени» (М. Мырзахметулы «Между Туркестаном и Таразом…» Астана-2002, стр. 159-162).

Кстати, о Туране, разве топонимические названия в Мангышлаке Тур, Туран, Кара Туран, Бел Туран (настоящий Туран) не свидетельствуют ясно о том, что туранцы – казахи по происхождению? Теперь, если к этому добавить понятия «корень слова», «свой предок», «свой отец» из словарного запаса нашего предка казаха – Ур, Ура, Уран, Ур, Тур, Тюрк (род Тур), и названия народов, то вы не ошибетесь.

«Великого хана тюрок Афрасиаба называли Тонга Алып Ер. Это означает «сильный богатырь, подобный тигру»» (Махмуд Кашкари. Девону лугот ит-турк. Т.111, Ташкент, стр. 379).

«В «Шахнаме» говорится: «Афрасиаб – сын Пашанга, а Пашанг – сын Задшама, Задшам – сын Тура, Тур – сын Фаридуна».

В труде «Бундахишн» написано: «Афрасиаб – сын Панаг, Пашанг – сын Заешма (Задшама), он сын Тургула, Тург – сын Сендена Исэпа, а тот – сын Ферейдуна (Фаридуна)».

В «Шахнаме» описываются многочисленные подвиги Нузара. В ожесточенной битве между Ираном и Тураном Нузар погибает от руки Афрасиаба. Таким образом, Афрасиаб мстит за своего деда Тура, который когда-то погиб от руки Манучехра. После этого Иранское государство переживает большой кризис, и Афрасиаб занимает иранский престол двенадцать лет. (С. Абушарип. «Великий каган Турана – Алып ер Тонга». Журнал «Алаш». №5 (26), 2009).

«Одним из выдающихся и могущественных вождей скифов, которых иранцы называли Афрасиаб, был Алып ер Тонга. Будущий вождь гуннов Модэ – десятое поколение Афрасиаба. Афрасиаб жил в VII веке до н.э.» – пишет Илмаз Озтуна в своем труде «История Османского государства». (Стамбул. 1986. стр. 22).

«Тюрколог Н. Келимбетов о самом Мырзе Хайдаре Дулати и его труде: «По словам первого казахского историка Хайдара Дулати, отец богатыря Алып ер Тонга, то есть Пишен (Бешен), сын Пишендада – Нишина, Дад Пишин – сын Тура, а Тур – сын Афридуна, эти данные приведены по книге «Тарих-и-Гузиде». А это, в свою очередь, было взято из труда Ходжи Рашид-ед-дина» (24,17), используя труд Мырзы Хайдара как исторический источник (Ислам Жеменей. Мухаммед Хайдар Дулат (Монография) Алматы-2007. стр. 51).

Как вы видите, происхождение Алып ер Тобыша в разных источниках написано по-разному. Единственное имя, которое сохранилось без искажений, – это имя нашего предка Тура. Потому что, если бы имя нашего предка Тура было искажено, никто бы этому не поверил. Все страны, называемые Тюркскими и Туранскими, берут свое начало от имени этого нашего предка.

Из всего этого, наиболее близким к истине является данные, приведенные Мухаммедом Хайдаром Дулати. Здесь, если мы поймем Алып ер Тонга как Алып ер Тобыш, Пишен как Бисен, Пишендад как Бисен Ад (ай), то это будет истиной. Основанием для такого вывода служит то, что после прочтения «Кутадгу билиг» Жусупа Баласагуни и «Тюркского словаря» М. Кашкари, мы узнали, что настоящее имя Алып Ер Тонга – Мадай. Потому что Мадай в некоторых источниках приводится как Маадай, Ман Адай. Мировая история называет их царством МАД. Например, иранский (персидский) народ выводит свое происхождение из этого царства. Нынешний священный Мангышлак с 360 святыми – это очаг этого царства. Наш Ман – Мангышлак (стойбище манов), наш Адай – Адай, наш Би – Би (Каспий) стоит на месте.

Согласно родословной Каз Адай, происхождение нашего предка Алып Ер Тобыша и всех его всемирно известных потомков следующее: от Адая – Келинберди – Тобыш – Ораз – Алып – Шегем – Бабык – Жумагул – Улгай – Бодат – Жадыран – Мамай.

Происхождение легендарного Ногая: Адай – Келинберди – Тобыш – Ораз – Жайык – Альманбет — Зорбай – Жанаи – Кожаназар – Таган – Ногай.

Происхождение Орака: от Тобыша – Ораз, от него Жайык, от него Альменбет, от него Зорбай, от него Толеке, от него Камысбай, от него Орак.

Причина того, что Джамуха был избран ханом 13 племен в монгольских степях современного Алтая во время борьбы за трон с Чингисханом, заключается в том, что происхождение Джамухи – от Тобыша – Жадырана, то есть от потомков Алыпа, царя Едиля. Происхождение Чингисхана – от двоюродного брата Тобыша, Мунгала.

Топонимические свидетельства приведенных выше данных – это реки Тобыл (Тобыш), Едиль, Жайык, текущие в Каспийско-Аральском, трех Киянском регионе, город Едиль (Итиль) – столица государства Казар (казахов) на берегу реки Едиль, европейская гора Альпы, берущая начало от этой горы реки Адда, Аджидже, а также многочисленные населенные пункты в окрестностях этой горы, названные такими казахскими именами, как Жеменое, Саназар, Нура, Адда и т.д., населенный пункт Караш в Ярославской области России, область Караш-Северин на территории Румынии, населенные пункты Карашова, Жебел, Бозашы, вершина Адай в великой казахской горе (ныне Кавказ), ущелье Шегем, Домбай, Бесшокы и т.д., а также выражения, которые все казахи до сих пор употребляют: «Он известный Бегей», «От известного героя – Бегей», или «Три гостя Ораза придут вместе».

Корень слова имени нашего предка Тобыша – Об. Следовательно, современная река Об названа в честь этого нашего предка. Это видно и из того, что прежнее название этой реки было Танау. А Тана – название детеныша коровы, и оно является синонимом Теленка. Все названия мест, водоемов, гор, населенных пунктов на карте мира, имеющие корень «Об», названы в честь потомков нашего предка Тобыша. Например, Тобыкты (род, из которого вышли Абай, Шакарим), Тобыл, Кобда, Актобе, Акоба, Копа, Таскопа, Майтобе (названия рек, земель, городов, населенных пунктов в Казахстане и современной Монголии. Добавьте к этому всемирно известную пустыню Гоби на территории современной Монголии. Впадина на полуострове Бозашы (Теленок) в Мангышлаке до сих пор называется впадиной Тобыкты. В этой впадине находится пятая мечеть Бекета ата. Все названия в нашем современном словаре, имеющие корень «об», такие как обал, оба (могила), опа (милость, доверие), доп (шар, сфера), сопы (суфийское учение), опасыз (беспощадный, предатель), тоба (покаяние, примирение), тобык (часть тела человека) и т.д., произошли от имени нашего предка Тобыша.

«Тобыкты – происходит от Аксопы, одного из четырех сыновей Момина, второй жены Аргына Среднего жуза» («Родословная Тобыкты» http://alashainasy.kz/shezhire/shejre—tobyiktyi-ruyi-56949/).

«Согласно древнему казахскому обычаю, после смерти царя Едиля в 453 году, его место занял его старший сын Еллак по его завещанию. Жизнь Еллака была недолгой, он умер через год. Началась борьба за трон. Старый бий Едиге, который когда-то расширил границы солнца с царем Ругилой, воспитал Едиля и получил прозвище «отец народа Едиге», после смерти Еллака созвал великий курултай, объявив о сборе дани для всего орды. Решить судьбу престолонаследника оказалось трудно. Потому что сыновья хана, рожденные от семи жен, враждовали друг с другом. Кроме того, среди них не было полководца, возглавлявшего войско, как Еллак, и уважаемого народом бия, как Едиге. Поэтому на должность главного полководца был предложен Адакер, храбрый сын бия Едиге, который благополучно вывел дни из резни в Каталуне. Услышав это, войско разделилось на две части, и под влиянием бия Едиге солнечное орда разделилось на два каганата. Наследникам достался исконный восточный каганат. Позже он вошел в историю под названием Казар (казахский) ханство. Соответственно, современное Каспийское море было названо Казарским морем. Что касается происхождения Едиля, то отец Едиля – Ругила, отец Ругилы – Каракаган, отец Каракагана – Жулдыз. …Царь Ругила был потомком тенгрикута Модэ» (Т. Журтбаев. «Дулыга-2», стр. 50).

Паннония (Венгрия) и побережье Черного моря перешли под управление Адакера. Таким образом, Адакер впоследствии стал ханом государства, названного в летописях Уархун (Аргын) каганатом. Он стал королем Италии, завоевав Рим. Проведя 17 лет во знаменитом Римском дворце, каждый его день был полон опасностей, предательств, зависти и ревности. Были совершены различные покушения. В 493 году он погиб. Государство Адакера было слабым. Потому что у него не было сплоченного, однородного племени, на которое он мог бы опереться и которое могло бы его поддержать. Казахская пословица «Лучше быть последним в своем отечестве, чем султаном в чужой стране» возникла именно из-за таких ситуаций. Конечно, государство, созданное Адакером, не рухнуло сразу. Оно просуществовало под названием Аргын каганат до IX века. Аргыны впоследствии вновь объединились со своими древними сородичами, разделившимися на побережье Черного моря, и заставили могущественную Византийскую империю платить им дань. Особенно оно процветало во времена хана Баяна. Германские племена, входившие в состав Аргын каганата, пытались тайно перейти под власть франкского короля Карла Великого. Тогда в 791 году франкские и аргынские войска вступили в ожесточенную битву. Солнечный каганат потерпел поражение. Только Венгрия, Турция, болгары, авары, гагаузы сохранили тюркский язык. Часть из них, в составе западнотюркского каганата и во времена Чингисхана, присоединившись к их войску, вернулась на берега Волги. Топонимическим свидетельством вышеупомянутого является село Аргын, расположенное на реке Сунно на Кавказе, куда впадает река Аргын, протекающая по ущелью Аргын. В Бурятии, впадающая в реку Амур река называется Аргын. На Алтае правый приток реки Катын – река Аргурт (народ Аргын). Область, примыкающая к рекам То́рғай и Акмола в нынешней Жезказганской области, называется Аргын ата (ныне искаженно по-русски пишется Арганаты). Когда-то предки этих аргынов, под именем Аргын, заложили основу Среднего жуза казахов. Они и по сей день являются одним из семи влиятельных племен, составляющих Средний жуз. Отсюда следует вывод, что Аргынское государство, правившее почти всей Европой, также называлось казахским. Потому что никто не может сомневаться в том, что наш предок Аргын и народ, последовавший за ним, являются детьми казахов. Во всех родословных источниках говорится и пишется: «Старший жуз – Уйсун», «Средний жуз – Аргын», «Младший жуз – Алшын».

Из вышеприведенной родословной Аргынов мы ясно видим, откуда у Абая и Шакарима проявилось суфийское учение – от имени предка Тобыкты, предка Ак Сопы ата. Следовательно, в этом и заключается секрет того, что наш предок Шакарим воспел Едиль кагана как Предка казахов.

Девять – это числовое название тобышей. То, что первые слоги Девять и Тобыш совпадают, объясняется этим. Конечно, если бы только первые слоги Девяти и Тобыша совпадали среди всех числовых названий, это было бы основанием для сомнений. Но поскольку все числовые названия совпадают с именами потомков предка Адая, это приходится признать «тем, кто имеет здравый смысл».

Когда мы говорим Девять (Т-огыз), буква «Т» перед Огызом означает, что где бы это слово ни использовалось, оно означает «полный», «полнота», «неизменный». Например, Улт, Булт, Урт, Журт, Курт, Ат, Ут, Кут, Жат, Жут, От, Тут, Сут, Тобыш, Тогыз, Токсан, Токсан тогыз и т.д. Согласно родословным данным нашего предка казаха (суфийского учения), буква «Т» является звуковым (символическим) названием тобышей, владеющих числом девять. В древности все считалось по числу девять. Например, у современных казахов тогыз кумалак (игра), тогыз-тогызный калым (имущество, выдаваемое невесте при выдаче замуж, каждое из которых делается по девять штук, даже лошадь, на которой ездят, – девять, верблюд, на котором везут, – девять).

Тогыз айып (в зависимости от тяжести наказания – от одного до девяти, увеличивая его по девять). Один тогыз – девять пятилетних лошадей. А когда этот штраф достигает девяти раз по девять, он называется «токал тогыз». Это девяносто лошадей.

«Девять кобыл, принеся в дар, / Приведем перед ним» («Камбар батыр», стр. 340).

Поговорка «Девять слоев шелка – лучше шкуры токташ» также говорится с давних времен.

В этом также заключается секрет того, что у Великого Творца – Аллаха – девяносто девять имен.

Тогыз – ог (стрела), ток, ыз, гыз (девушка), огыз (стрела, девушка). Корень слова тогыз – Огыз. Вот из этого одного слова, то есть из совпадения первых слогов тогыз и тобыш, и корня слова числа девять, можно предположить, что предком народов, известных всему миру как Огыз (гузы, огызы), является Тобыш (седьмой внук Каз Адая). А казах, как я уже говорил, не обманывает никого и не допускает никаких споров. Если у некоторых читателей не хватает на это сил, то это их собственная неполноценность. «Что можно предъявить не имеющему рода, не знающему своего происхождения, и не знающему своих семи предков» в наше время?

Урок истории: Корень слова (свой корень, свой предок) в системе словообразования нашего предка казаха никогда не ошибался. Ошибаются только люди, их сознание, то есть их ум и уровень образования.

Река Обь, текущая по Западному Сибирью, на территории современной России, протекает по огромной территории. Впадающие в эту реку реки до сих пор называются Том, Тобыл, Таз, Казым, Назым, Кия, Иртыш, Кете, Шилым. На берегу этой реки находится город Шеркала, одноименный горе Шеркала в Мангышлаке. Следовательно, древние казахи, в том числе адаи, то есть их потомки того времени, заселили берега этой реки и увековечили свои имена на этой огромной территории.

Так что, русские, добавляющие к своему происхождению «ов (об)», «ова (оба)», тем самым показывают, что их происхождение берет начало от имени нашего предка Тобыша. Это полностью соответствует историческим данным. Потому что их отделение от казахского народа и создание отдельного очага произошло в период господства тобышей на мировой арене. Русские, добавляющие «овы» к своему происхождению, признают это.

Казахам (нельзя добавлять «ов (об)», «ова (оба)» к своему происхождению. Это все равно, что назвать внука или правнука своим сыном. Это действие «не знающего своего рода, беспринципного».

Точно так же река Кубань на территории современной России также носит имя нашего предка. В древних эпосах она называлась Кобан, а жители этой местности назывались «казахами Кондыкер Кобан».

«Казахи Кондыкер или Кондыкер Кобан» – это казахи, жившие в VII-XI веках в регионе Кобан (Кубань)-Таман (Тмутаракань). Те, кого в русских источниках называют касогами, косогами, а в византийских – касами, – это именно они» (С. Кондыбай «Есен Казак», стр. 245).

Я много раз слышал, как моя мать с гордостью говорила: «Твои дяди по материнской линии были не простыми людьми». Потому что моя мать слышала все это от своего отца, Бабыка Бекжана. По словам моей матери, ее дядя по материнской линии был певцом, домбристом, образованным в религиозном плане, держал мечеть в местности Желту в нынешнем Бейнеуском районе, обучал детей и был известен как Бабык Бекжан супы. Время от времени он также был хранителем Шопан Ата, родового сообщества своих предков тобышей. Говорят, он в основном исполнял на домбре песни своего дяди по материнской линии Абубакира Кердери. Как и следовало ожидать, моя мать, в свою очередь, могла наизусть исполнять песни Абубакира Кердери в течение нескольких часов без запинки.

В конце прошлого века, в 80 км к югу от Астрахани, на месте города Едиль (Итиль) были обнаружены его остатки. Город Едиль был ставкой Едиля батыра, которого Европа называла Аттилой. Столица Золотой Орды, основанная Бату ханом, также была построена рядом со ставкой его предка Едиля, правившего миром за несколько веков до него. Русское государство полностью подчинялось этой столице. Руины Сарай-Бату находятся в 100 км к северу от Астрахани, у самого поселка Селиторное в Карабалинском районе. Всем нам известный султан Бейбарс, потомок знаменитого предка Бериша, также ушел из

Previous Post

Памятник книгам в Уральске

Next Post

Айдос Сарым. Казахское национальное сознание должно измениться и подняться до уровня подлинного государственничества, национализма

Next Post

Айдос Сарым. Казахское национальное сознание должно измениться и подняться до уровня подлинного государственничества, национализма

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.