Известный адвокат по экономическим вопросам Жангельды Сулейманов предлагает утвердить 4,5-дневную рабочую неделю.
«Я предлагаю найти общий компромисс и сократить рабочий день для всех работников с 8 часов до 7 часов. Сейчас мы работаем 5 дней в неделю, это 40 часов. А я предлагаю, оставляя 5 рабочих дней, перейти на 7-часовой график. Второе мое предложение – необходимо ввести 4,5-дневную рабочую неделю для всех казахстанцев, независимо от пола. При этом сократить рабочий день в пятницу, работать только до обеденного перерыва», — сказал Жангельды Сулейманов в беседе с корреспондентом КазИнформа.
Известный адвокат сделал такое предложение, комментируя идеи «народных коммунистов» о сокращении рабочего дня для женщин в два раза. По его словам, предложение коммунистов хорошее с точки зрения морали, но невыполнимо с правовой точки зрения.
«Во-первых, уже сейчас в Трудовом кодексе предусмотрено понятие «неполное рабочее время». Сегодня работодатели по заявлению могут предоставить неполное рабочее время беременным женщинам или женщине, воспитывающей ребенка в возрасте до 3 лет. Но при этом и заработная плата устанавливается пропорционально отработанному времени. То есть, если зарплата составляет 100 тысяч тенге, а человек хочет работать только до обеда, то, конечно, он получит 50 тысяч тенге. Если же мы говорим о беременных женщинах и женщинах, воспитывающих ребенка до 3 лет, то работодатель обязан предоставить им неполное рабочее время. Но как быть с женщинами, воспитывающими детей старшего возраста? Если работодатель поймет ситуацию работника и пойдет на компромисс, то этот пункт можно внести в трудовой договор. Однако в этом случае теряется часть заработной платы. Во-вторых, насколько я понимаю, коммунисты предлагают сократить половину рабочего времени, а зарплату оставить прежней. Здесь, конечно, происходит дискриминация по половому признаку. Если мужчина, отработав 8 часов, выполнит определенную работу и получит 100 тысяч тенге, то женщины, выполнив ту же работу в два раза меньше, получат зарплату 100 тысяч тенге. А то, что работодатель никогда не пойдет на такой шаг, понятно», — сказал Сулейманов.
По его мнению, даже если разница во времени для женщин будет оплачена из бюджета, реализация этого предложения будет нецелесообразной.
«Нашего бюджета не хватит на это. Например, у нас 5-6 миллионов работников. Примерно 3 миллиона из них – женщины. Если каждой из них заплатить по 3 тысячи тенге, то эта сумма составит 9 млрд, а если по 10 тысяч тенге – 30 млрд тенге. Ни один бюджет не выдержит этого», — сказал он.
Напомним, о сокращении рабочего времени женщин в два раза предложил первый секретарь городского комитета Народной коммунистической партии Казахстана Марат Аубакиров. По его словам, большинство женщин работают в сферах медицины и образования. Однако зарплата в этой системе очень низкая.
«Поэтому женщины вынуждены много работать, чтобы зарабатывать деньги. У них не остается времени на воспитание подрастающего поколения, детей. Некоторые инициаторы говорят, что женщинам нужно предложить рабочее время до обеда. А после обеда они должны заниматься только воспитанием детей. Возможно, это и правильно. Но, женщины, вы слишком мало поднимаете эту тему, она не доходит до Президента, Правительства. Кто знает, может, мы действительно станем первым государством в мире, которое так сформирует рабочее время. Возможно, и нет необходимости устанавливать конкретный рабочий день с 9 до 18 часов», — сказал он.
Стоит отметить, что коммунист высказал это мнение на мероприятии, посвященном презентации итогов гендерных исследований, проведенных общественным фондом «Институт равных прав и равных возможностей в Казахстане».
В тот же день Министерство здравоохранения и социального развития страны прокомментировало предложение Марата Аубакирова, заявив, что Трудовой кодекс Казахстана в этом отношении не дискриминирует ни женщин, ни мужчин.
«Конечно, в нашем законодательстве такого предложения нет, и пока изменения не предусмотрены. Потому что наш Трудовой кодекс не содержит никакой дискриминации ни в отношении женщин, ни в отношении мужчин. Все находятся в равных условиях. Конечно, мы всегда готовы рассмотреть это предложение. Но обещать внести изменения не можем. Если это предложение будет в рамках закона, мы все проанализируем», — сказала заместитель директора Департамента труда и социальной партнерства указанного министерства Мадина Наурызбек.
Кроме того, она отметила, что существует приказ министра о перечне профессий, для которых предлагается сокращение количества рабочего времени, но там не предусмотрено разделение по половому признаку.
«Предусмотрено сокращение рабочего времени до определенного уровня, предоставление большего трудового отпуска и какие-либо надбавки при работе во вредных, опасных условиях труда. Но это проводится по результатам аттестации», — сказала она.