Прошлый век испытал казахский народ как будто на себе. Сначала, разделившись на белых и красных, богатых и бедных, брат на брата, отец на сына поднимали оружие друг на друга. Затем, не сумев уместиться на бескрайних просторах, немногие казахи разбрелись по четырем сторонам света, спасая свои жизни. Тех, кто остался в стране, продавали, расстреливали, преследовали. У них отбирали скот, оставляя в маленьких аулах голодных и нагих, обрекая на гибель. И вот, когда казалось, что жизнь налаживается, началась война. И снова казахи, продираясь сквозь кровь по колено, отдавали свои жизни за земли русских и украинцев. А после… Не все, кто вернулся домой с медалями, были, безусловно, героями. Беспричинные преследования продолжались и после войны. Ведь в стране Советов быть образованным, быть знатного рода было опасно.
«Дорога к матери» рассказывает народу историю, которая была вчера, но сегодня начинает забываться. В начальных классах было задание «сочинение». Этот фильм похож на такое сочинение по истории XX века. Его даже не помешало бы добавить в школьную программу в качестве дополнительного материала по истории. Мы не хотим этим умалить достоинства фильма. Просто хотим сказать, в каком ракурсе ценно это произведение. Радует, что Акан Сатаев смог так целостно взглянуть на историю.
Фильм мы впервые увидели до официальной премьеры, первого марта, на закрытом показе в День Благодарности. Поистине, после фильма хочется встать на колени и поблагодарить наших бабушек и дедушек, которые пережили все бедствия, запечатленные Сатаевым, и безропотно вынесли все невзгоды, посланные им судьбой. Сегодня модно жаловаться на жизнь, ругать свою страну, но после «Дороги к матери» вы бы осознали, насколько счастливы мы, рожденные не век назад, а именно в это время.
Поэтому вполне закономерно, что это произведение будет признано одной из самых заметных премьер года, возможно, даже одним из важнейших фильмов, снятых в годы Независимости. До этого были фильмы о подобных исторических периодах, такие как «Аманай мен Заманай», «Жерұйық», «Жат», «Аманат», «Жолбасшы жолы», но «Дорога» стала одним из отечественных произведений, сумевших наиболее полно вместить в себя тяготы века. Это произведение, охватывающее все события века с неожиданной для нас целостностью, широкое и объемное.
Акан Сатаев часто обращается к успешным образцам жанрового кино. Он снимал бандитские боевики, психологические триллеры, драмы «меч и щит». Он никогда не отходил от общих клише жанра. Но именно в этом, пока последнем своем фильме, мы были готовы принять все эти клише с распростертыми объятиями. Что мы подразумеваем под «клише»? Образ Ильяса, которого ведут между двух охранников в тюремных коридорах. Девушка, бегущая среди белых простыней. Несколько человек, едущих на арбе по голой степи. Выстрелы в небо. На первый взгляд, сцены, которые должны быть наиболее художественно выигрышными, оказываются слишком привычными, шаблонными. Но этот фильм вы будете смотреть не ради художественных новшеств, а ради самого события. Посмотрите на современный экран! Никогда прежде не снималось столько фильмов об истории Казахстана. Но именно сейчас на экране ощущается дефицит человека и его судьбы. Персонажи стали мелкими, и проблемы, которые становятся основой для кино, тоже мелкие. А в «Дороге к матери» есть судьба. Поэтому она заслуживает внимания. Сюжетно – сильный, идейно – ценный. Насколько сильный, чем ценный?
Прежде всего, главные герои – Мать и Дитя. Следовательно, Мать – это Родина, Отчизна, родная земля. Дитя – это сын, народ, казах. Через Ильяса, спешащего к матери, фильм рассказывает о казахе, привязанном к родной земле. Их полные испытаний судьбы переплетаются, изображаются параллельно. Через это создается портрет целой эпохи. Фильм разделен на несколько исторических периодов.
Первый. Двадцатые годы. В семье Мукана и Марии (Е. Дайыров, А. Ногербекова) рождается сын. «Ребенок, родившийся в такой буранный день, будет своенравным». Когда Илияс подрос, к ним в гости приезжает брат Мукана, Лукпан (Б. Айтжанов). Из разговора отца и дяди становится известно о положении в стране. Хамит (А. Сатыбалды) избран сельсоветом, народ коллективизируют, бай Ерсайын (Б. Абдильманов) собирается перейти границу. «Кто такой Хамит, кто такой Ерсайын? Разве не Ерсайын спас народ от голода во время джута?» – говорит дядя. «Куда мы пойдем, отделившись от народа?» – отвечает брат. В следующих сценах Ерсайын приходит за отобранным для колхоза скотом. Брат и брат выступают друг против друга. Звучат выстрелы, брат погибает. Оба были мужчинами. Оба не виноваты. Виновато лишь время.
Второй период. Голод в стране. Миграция за границу. Ерсайыны не ушли, спасая жизни, они знали, какое будущее ждет народ, который останется, будучи более кротким, чем овцы. «Мария знала, какой ценой пришла индустриализация», – говорит авторский голос. Ерсайын тоже знал. Он предвидел, куда приведет красный террор. Когда они уезжали за границу, их никто не встречал с хлебом-солью. Они тяжело трудились за кусок хлеба. А в ауле царил голод. Учителя Жансейита (А. Сейтметов), как и любого грамотного человека того времени, расстреливают безвинно. Жена Жансейита умирает. Оставшись одна, Мария берет на попечение их дочь Умит. Поистине, у народа, потерявшего все, не осталось ничего, кроме надежды.
Третий период. Илияс, Украина. Мария, город. Четвертый период. Война. Пятый период. Послевоенные годы. Финал.
Во всем этом главный герой Илияс высоко держит свое гражданское достоинство. Вы не увидите, чтобы он дрогнул. В детстве он защищает честь девушки. Во время перекочевки предупреждает о приближении солдат. Помогает невестке в Турции. Защищает Мишу в Украине. Проявляет героизм на войне. По дороге домой защищает своего бывшего учителя, Давида Шломовича. В ссылке защищает слабого сокамерника. Всегда, защищая других, сам попадает в беду. Но он продолжает бороться за жизнь, за добро. У него есть только один недостаток. Это отсутствие недостатков. Он как будто сошел со страниц учебников советского времени. Но, так или иначе, вместе с Адилем Ахметовым на наш экран вернулась человечность, говорящая «душа моя – жертва моей чести». В то время, когда экран заполонили гламурные парни, радует, что Адиль Ахметов пришел в наше кино как символ казахского духа и гражданственности.
Увидев Алтынай Ногербекову, мы сказали: «Амина Умурзакова не умерла». Хотя Умурзакова не вернулась к жизни, мы увидели отблеск образов сильных матерей, созданных великой актрисой. Особенно запомнился крик Марии (А. Ногербекова) «Верните моего ребенка!», когда Ильяса увозили. Или вспомните ее момент, когда она молится Аллаху, совершая намаз.
Алтынай Ногербекова, от первого кадра, где она рожает Ильяса, до последнего кадра, где она сидит, обняв ребенка, согревала фильм своими умными глазами и милосердием, исходящим из ее лица. Ее лицо, знакомое нам с детства, ее глаза цвета овечьей шерсти, излучающие внутренний свет, идеально подходят для этой роли, и, кроме того, поражает ее способность чувствовать роль как профессионал. Ее переживания и горе, надежда и радость, кротость и стойкость в роли Марии напоминают нам идеал казахской женщины, который мы знаем. Хотя ее «старение» не совсем убедительно, учитывая, что мы «старим» молодую актрису, подставляя ей голос взрослой актрисы из-за отсутствия гримера, это получилось лучше, чем в предыдущих фильмах. В Аружан Жазылбековой мы увидели нежность и чистоту, присущие казахской девушке. Она не очень эмоциональна, но в самые решающие моменты может прикрыть лицо. Платок, белая ткань «работают» на нее. Берик Айтжанов, Болат Абдильманов сыграли роли свободолюбивых, отважных казахов. Интересны и тихие конфликты между братом и братом, Лукпаном (Б. Айтжанов) и Ильясом. И во многом благодаря Берику Айтжанову, чьи глаза красноречивы. Когда он берет Ильяса за шиворот и сажает перед лошадью, вы видите не жестокость, отнявшую ребенка у матери, а родственную ответственность: «это моя кровь». Когда он сажает Ильяса на пароход и стоит, махая рукой в рваных штанах, вы видите тоску и утраченное гражданское достоинство. Театральный драматизм в голосе Болата Абдильманова гармоничен в этом фильме. Эпизодические (Е. Дайыров, А. Сатыбалды, Н. Садыбеков и др.) и массовка персонажей также максимально реалистичны, не выпадают из атмосферы фильма.
Хотя в «Жаужүрек мың бала», написанном Тимуром Жаксылыковым, было много шероховатостей, в «Дороге к матери» сценарист свободно и красиво пишет по-казахски. Естественно и реалистично. С режиссерской точки зрения, важнее не «как», а «что» говорит фильм. «Дорога к матери» способна убедительно рассказать о событиях сложного периода без ухабов и ухабов, и за это спасибо. Особенно эпизод с максимальным использованием пиротехники в битве («Спасти рядового Райана») был интересен зрителю. В других периодах также уделялось большое внимание деталям. Особенно часто крупным планом показываются бумага, справки, подписи… Это символ советской эпохи, времени заявлений и постановлений. В фильме преимущественно используются холодные цвета, что мы восприняли как отсылку к характеру того времени. Казахская земля показана не цветущей зеленью, а неплодородной, несчастной степью, пережившей голод и преследования. Цветок, пробившийся сквозь камень – один из главных образов в фильме. Это не только характеристика Ильяса или его матери. Это характеристика всего казахского народа. Характеристика народа, который, каким бы жестоким и суровым ни был мир, любит жизнь, не утратил своей чистоты и простодушия. Технически здесь все просчитано. Как сказано выше, в казахском кино редко встречается такое явление – работа гримеров. Специальные эффекты, визуальные эффекты, монтаж, работа композитора, оператора – все на удовлетворительном уровне.
В общем, Сатаев, похоже, показал, что после нескольких легковесных проектов он может снять произведение, которое порадует народ, если возьмется за дело всерьез. Это фильм о неиссякаемой, бесконечной тоске между матерью и ребенком, не подчиняющейся ничему, надеющейся на добро. Это кино, сумевшее показать зрителям священную связь, соединяющую казахского ребенка с родной землей. Это дань уважения нашего поколения старшему поколению через образ Ильяса, который, несмотря на все трудности, не отошел от человечности, не запятнал своего гражданского достоинства. Поэтому «Дорогу к матери» следует понимать как большой успех, значительный вклад в пробуждение национального самосознания и исторического сознания. Его можно принять как гуманистический манифест Акана Сатаева, его гражданский призыв.
P.S. К концу фильма в зрительном зале не останется ни одного человека, кто бы не вытирал слезы, не всхлипывал. Ведь это наша национальная трагедия, кипящая внутри нас, давно просящаяся на экран!
Асия Багдаулеткызы,
atr.kz