Преодолеть деструктивные течения, распространяющие свои деструктивные взгляды, и обуздать их натиск, поставить на путь истинный — задача не из легких. Возможно, поэтому в последнее время государством предпринимаются смелые, по-новому осмысленные меры по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Это ясно свидетельствует о том, что они успели глубоко проникнуть в наше общество и превратиться в значительную силу. В связи с этим мнения и проповеди наших соотечественников, тесно взаимодействующих с народом и назначенных имамами мечетей Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК), имеют большое значение для нашего общества.
В связи с этим мы побеседовали с наиб-имамом центральной мечети города Алматы, религиоведом Ерсином АМИРЕ.
– Недавно депутаты Мажилиса всесторонне обсудили и приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму». Хотелось бы узнать ваше мнение по этому законопроекту.
– В новом законопроекте недостаточно внимания уделено идеологической работе, реальной борьбе с причинами возникновения религиозного экстремизма и терроризма. Конкретно, приоритет отдан мерам по борьбе с последствиями проблемы. Необходимо уделять больше внимания вопросам: «Каковы истоки религиозного экстремизма и терроризма?», «Как наша молодежь попадает на этот путь?». В основном, следовало бы уделять больше внимания профилактической работе…
– На ваш взгляд, каков наиболее эффективный путь борьбы с течением салафизма?
– В целом, не запретив салафизм в стране кардинально, мы не сможем добиться хороших результатов в борьбе с ним. Есть страны, которые борются с ними. Однако эти страны нельзя сравнивать с Казахстаном. Потому что религиозная грамотность их населения намного выше нашей. Например, Турция — наследница халифата, управлявшего исламским миром. Они хорошо знают свои позиции. К сожалению, наш народ не находится на таком уровне. Поэтому в нашей стране вместо идеологической борьбы с салафизмом следует полностью его запретить. Можно поднять вопрос о признании радикальными взглядами чуждых нашим традиционным религиозным установкам, противоречащих им мнений и позиций, и о преследовании по закону распространителей такой пропаганды.
В мире давно существует практика пресечения опасных идеологий. Например, борьба с фашизмом, антисемитизмом относится к этому. В первую очередь нам необходимо прекратить деятельность крупных шейхов, активно проповедующих среди салафитов. Когда я работал в Атырау, я заметил, что после отъезда Халила, считавшегося шейхом течения такфир, его ученики разбрелись в разные стороны. Точно так же, если прекратить проповеди салафитских шейхов, находящихся в Медине и Казахстане, то их ученики тоже распадутся, и в результате салафиты перестанут быть значительной силой. Если хотя бы 50 процентов тех, кто находится под влиянием салафитского течения в нашей стране, откажутся от салафитской проповеди, то вернуть их к нашим религиозным установкам будет легко. А с оставшейся частью разъяснительная работа не вызовет таких больших трудностей.
В целом, возможно, и нужно вести идеологическую борьбу с салафитами. Однако запретить его гораздо эффективнее. Эти вопросы должны быть всесторонне охвачены законодательством.
Хочу отметить, что во время умры и Рамадана многие салафиты из нашей страны выезжают за рубеж и посещают 37-дневные, 20-дневные лекции, где слушают проповеди таких салафитских, в том числе мадхалитского направления, проповедников, как Дилмурат, Назраттулла. Необходимо и это предотвращать, пресекать. Также следует запретить проповеди салафитских учителей, их лекции в интернете. Особенно нужно препятствовать использованию ими времени умры и Рамадана в своих интересах.
– Удовлетворены ли вы результатами работы по возвращению наших соотечественников, попавших под влияние чуждых течений?
– Повторюсь, мы боремся с «плодами» салафитских проповедей. А с «садовниками», сеющими «семена» чуждых течений, мы не имеем дела. Это, в свою очередь, будет затруднять нашу работу по возвращению многих соотечественников с салафитского пути. Много времени уходит впустую. Их учителя свободно прилетают и улетают в нашу страну самолетами. Никто не препятствует. Именно они делают наших граждан салафитами. Таким образом, мы позволяем проповедникам с чуждыми намерениями бесчинствовать, а затем занимаемся теми, кто слушал их проповеди. Это абсурд.
Тем не