Мухтар Ауэзов: Баксы – отголосок старой религии
Баксы – отголосок старой религии. В прежние времена баксы, судя по его туманным предсказаниям, был подобен пророку или святому своей религии. В то время считалось, что если предсказание было хорошим, оно передается через «скрытых посланников, подобных небу»; что они слушаются. И в более позднее время люди не могли отрицать всех этих посланников. Но если в прежних верованиях этот посланник обладал почитаемым, священным статусом, то в более позднее время, после победы ислама, они стали отвратительными существами, символизирующими тьму и зло, и стали называться джиннами. Казалось, что все это противоречит пути баксы и исходит из природы, враждебной человечности. Поэтому считалось, что все баксы имеют своим первоисточником шайтанов, пери и тому подобное, и все верования, оставшиеся от старой религии, были приписаны носителям зла в более позднее время ислама.
***
В более позднее время многие баксы разделяли их на «чистых джиннов, мусульманских джиннов, неверных джиннов», призывали всех пророков, святых, духов и пели песни, поклоняясь мусульманским джиннам. Когда этот баксыизм начал ослабевать и приходить в упадок, он подчинился течению нового времени, приспособился к исламу и попытался заключить мир. Это следует считать периодом разложения баксыизма перед его исчезновением.
Из статьи М. Ауэзова «Стихи, связанные с религией».
Сборник сочинений, том 16, Алматы, 1985 г., стр. 43-46.
PS: Приписывание «джиннами» священных духов, духов предков началось не сегодня. Баксы были посредниками между мертвыми и живыми. Если наши предки действительно были «джиннами», не окажемся ли мы сами «потомками джиннов»?
Из записи Армана Аубакира в Facebook.