Сегодня в Атырауском городском суде №2 продолжилось главное судебное заседание по делу Макса Бокаева и Талгата Аянова. На сегодняшнем заседании были допрошены свидетели, имеющие отношение к делу – Р.Кибраев и М.Есильбаев, их допрос проводился онлайн из Алматинского городского суда. Судебный процесс проходил без участия подсудимых.
На сегодняшнем заседании на вопросы суда ответил близкий знакомый подсудимых Ринат Кибраев. По словам свидетеля, М.Бокаев и Т.Аянов организовали митинг 24 апреля и планировали провести незаконное шествие 21 мая, то есть оба были прямыми организаторами этих двух митингов. Также они намеревались организовать волнения на всей территории Казахстана. Т.Аянов также участвовал в митинге, прошедшем 7 мая в Алматы.
«М.Бокаев и Т.Аянов распространяли в социальных сетях ложную информацию о том, что казахстанские земли продаются Китаю. Таким образом, они призывали народ к волнениям, выражению протеста против продажи земли и выходу на митинг. Несмотря на то, что Президент РК объявил мораторий по земельному вопросу, они продолжали призывать к волнениям и намеревались их не останавливать», — поделился свидетель планами подсудимых.
Также Кибраев в своем выступлении сообщил, что 3 мая он встречался в Алматы с Аяновым и другим общественным активистом Марланом Есильбаевым, и они употребляли спиртные напитки. В ходе разговора Т.Аянов сообщил ему, что имеются значительные средства для проведения митингов, и что их дали граждане южноказахстанских областей. Также Аянов сообщил, что передал часть средств М.Есильбаеву, так как опасался, что его могут задержать правоохранительные органы.
А М.Есильбаев в своем сегодняшнем показании в суде подтвердил эту информацию. Он сообщил, что знаком с Р.Кибраевым, а с Аяновым познакомился в мае 2016 года.
«Я находился в мае 2016 года в городе Алматы и проживал в гостинице «Казжол». 2 и 3 мая я встречался с Кибраевым и Аяновым в гостинице в вечернее время. 3 мая они пришли ко мне в номер, мы выпили спиртные напитки, затем пошли в сауну. Перед походом в сауну Аянов передал мне черный полимерный пакет, внутри которого лежало несколько «пачек» долларов. Сумму он не уточнил. Аянов сказал мне, что после митинга за ним будут следить правоохранительные органы, поэтому он боится хранить деньги у себя. По этой причине он попросил меня временно сохранить эти средства. Эти деньги я завернул в забытую Аяновым «футболку» и положил в сумку для ноутбука», — сказал свидетель.
По словам М.Есильбаева, сотрудники Службы национальной безопасности при обыске обнаружили у него эти деньги и «футболку». Свидетель сообщил, что во время обыска, испугавшись, он не сказал, что эти деньги дал Аянов, а сказал, что забыл их в номере.
«Аянов сказал, что эти средства необходимы для покупки еды и «палаток» для участников во время планируемых длительных массовых волнений. Также он сообщил, что средства были предоставлены гражданами южноказахстанских областей», — сказал М.Есильбаев.
Напомним, М.Бокаеву и Т.Аянову предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса РК. А именно: статья 174, пункт 2, то есть умышленные действия, направленные на возбуждение социальной и национальной розни, оскорбление национального достоинства и чести граждан; статья 274, пункт 4, то есть заведомое распространение ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка; статья 400, то есть организация, проведение и участие в незаконных шествиях.