Мы, люди, погрязшие в потоке информации, слишком спешим, не чувствуя историю, не пропуская через сердце каждый ее момент, начинаем кричать лозунги, поддаемся пафосным речам активистов, увлекаясь какой-то кампанейщиной. И часто повторяем подобные действия… Мы думаем, что история такая, какой мы ее себе представляем, что она подстраивается под наши нынешние действия и лозунги. Но это никогда не так! Сегодняшний день – это пройденный путь, труд вчерашней истории. Мы – плоды вчерашней истории. Как бы там ни было… Истории нельзя приказывать, нельзя выносить приговор, нельзя влиять! История не подчиняется власти. Однако, вполне возможно пересмотреть некоторые свои мысли и взгляды на сегодняшний день, прочувствовав каждой клеточкой души каждый период прошлого… Для этого достаточно обратиться к жизненному пути живого свидетеля старой истории, и вы получите много информации.
В селе Актас Карагандинской области живет восьмидесятипятилетний старик по имени Ахико Тецуро. Национальность – японец. У дедушки Ахико, у которого 11 внуков и 5 правнуков, не все знают, какая судьба ему выпала.
В 15 лет Ахико Тецуро по воле судьбы попадает в Карлаг – крупнейший лагерь ГУЛАГа в Казахстане. Пятнадцатилетний мальчик, не выдержав пыток следователей, в конце концов признается в ложном обвинении «японский шпион», предъявленном ему. Так он попадает в Карлаг – адскую пропасть, окутанную черным мраком. Известно из кровавых страниц сталинского периода истории, что в Карлаге в то время сидели интеллигенты, ученые, мыслители, что они подвергались невыносимым пыткам и насилию. Ахико, проведя молодость в Карлаге, через десять лет, в 25 лет, выходит на свободу. Хотя и называется «вышел на свободу», он выходит изможденным, с одним лишь дыханием в груди, волоча свои кости. Вес 25-летнего парня, вышедшего из Карлага, составлял 24 кг. Уже из этого можно понять, в каком состоянии был Ахико. В чужой земле, никому не нужный, на пороге смерти, Ахико, вырвавшись из тьмы к свету, был найден казахской женщиной, которая, капая ему воду в рот, как своему ребенку, приняла его, заменив своих сыновей, поглощенных проклятой войной, и вернула к жизни.
Позже, когда времена изменились, Ахико вернулся на родину – в Японию, встретился с отцом, братьями, родственниками. Япония встретила Ахико как героя и создала все необходимые условия для его жизни. Однако Ахико не смог остаться в Японии и вернулся в Актас. Какая сила вернула его обратно, известно одному Ахико! Известно ему – это казахская мать, которая родила его второй раз, казахская среда, которая вернула его к жизни, казахская земля…
Сколько бы мы ни шумели и ни кричали лозунги, до сих пор не было поставлено ни одного драматического произведения, которое бы показало страдания, неисцелимые душевные раны, глубокие следы в сознании, принесенные Карлагом представителям казахского и других народов, пережившим его. Вот теперь этот пробел будет восполнен: накануне 25-летия Независимости театр им. М. Ауэзова 22 октября представит спектакль, основанный на жизненном пути Ахико Тецуро. Главным идейным стержнем документальной драмы «Ахико в Актасе», написанной драматургом Мадиной Омаровой и поставленной режиссером Асхатом Маемировым, является жизнеутверждающий, сильный человеческий дух. То есть, через образ Ахико будет показан образ национальных деятелей, чьи драгоценные головы были подвергнуты мучениям в кровавые годы сталинизма, а также образ тысяч невинных людей, их несокрушимый, как сталь, дух, их стремление к жизни, несмотря на все пытки и насилие, их способность сохранить человеческий облик, не убивая надежды на светлое будущее.
На пресс-конференции, посвященной первому премьерному показу 91-го сезона театра им. М. Ауэзова – спектаклю «Ахико в Актасе» – директор театра, актер Ерлан Билял рассказал, что во время одной из поездок в Караганду он встретился с депутатом Мажилиса Парламента Нурланом Дулатбековым и в ходе разговора услышал новые сведения о Карлаге: «Я специально посетил музей, увидел все своими глазами. Увидеть и почувствовать своими глазами произвело особое впечатление. Я несколько дней ходил в очень тяжелом состоянии. В итоге, совместно с господином Нурланом Дулатбековым, мы запланировали написать произведение, достойное сцены, основанное на судьбе Ахико. Затем наш драматург Мадина Омарова специально поехала к Ахико Тецуро, записала его жизненную историю из первых уст и приступила к работе над произведением. Затем мы пригласили режиссера Асхата Маемирова, известного своим неповторимым почерком, и предложили ему поставить спектакль. Вот, с Божьей помощью, 22-23 октября мы проведем премьеру».
Таким образом, одна из мрачных страниц нашей истории предстанет перед зрителем в постановке «Ахико в Актасе» через образы, полные художественной высоты и глубокого психологического напряжения.
Сила, выведшая из Карлага таких людей, как Ахико, которые похоронили свою молодость в неволе, вытащив их изможденные тела на свободу – это жажда жизни! Эта жажда подобна лучу, вышедшему из тьмы…
До встречи в театре!
Пресс-служба театра им. М. Ауэзова
Национальный портал