ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » Герой в жизни и в стихах

Герой в жизни и в стихах

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
18 октября, 2016
in Культура
0

Когда Коммунистическая партия отступила, Советская власть пала, и мы обрели независимость, к поэту, народному писателю Хамиту Ергалиеву подошел один языковед и задал несколько коварный вопрос:

– Вы воспевали: «Мы тоже сегодня на вахте в тройном размере, Лампы поэтов не гаснут ночью, Мое стихотворение – член партии, Партийная поэзия говорит». Каково теперь ваше мнение о вашей партийности?

– Я был принят в компартию под шквальным огнем, в бою, когда она стремилась спасти мир от фашизма. Но вы не найдете меня в гниющем трупе рыбы, испорченной с головы. Я сам больше никому не верю! – ответил он без утайки.

Далее он продолжил: «Если наш народ, который принял страдания и горе как счастье, тьму как свет, преступление как бдительность, забвение родного языка как грамотность, все наоборот, и совершенно ошеломлен, хотя бы немного придет в себя, этого будет достаточно для нашего поколения. Мы все еще забыли, как действовать как нация», – открыто выразил он свою точку зрения.

Наш дорогой Хамаң, всегда острый, как меч истинного батыра, и здесь был беспощаден! Прошло двадцать пять лет с тех пор, как был дан этот ответ, а мы все еще забываем родной язык как грамотность!

Говорить и писать о неповторимом поэте, классике казахской поэзии Хамите Ергалиеве, которого в литературном мире с уважением называют «Хамаң», непросто. Здесь, особенно для того, чтобы коснуться его эпических, широкомасштабных, глубокомыслящих произведений, отражающих его полную перипетий судьбу, безусловно, необходимо сначала заглянуть в его жизненный путь.

В 1987 году в Атырауской области Фариза апай, указывая на видневшиеся вдалеке старые поселения, сказала: «Там лежит «Ергали кутирi» – место рождения аула Хамаң. Его отец был известным байом». Слово «кутир», вероятно, произошло от слова «хутор».

Хамит, родившийся от первой жены и получивший благословение с младенчества, полное имя, данное ему при рождении, – Габдолхамит. Поэтический дар передался ему от предков, и в шесть лет ребенок начал подбирать рифмы, говоря: «копыто кулана, бодыга верблюжонка». В 10 лет отец был лишен своего скота, который был разделен между бедными. Сам Ергали с наложницей и детьми был сослан, арестован по пути и умер в тюрьме Теке. А его первая жена Багдагул, получив «разводное письмо», осталась в ауле со своим младшим сыном. Однако на будущего поэта сразу же навесили презренные, отталкивающие прозвища того времени: «потомок бай-кулака», «сын врага народа». Таким образом, стремление Хамита, который сначала получил образование по джадидизму, а затем освоил латиницу, к учебе разбивалось о скалы. Не выдержав косых взглядов, как иглы, и холодных слов, как терка, он был вынужден бросить учебу, не окончив 5-й класс школы-интерната. По его собственным словам:

«Под собой мчусь на синем тайе, плача,
Молюсь твоим духам, дед Койыс»,
с этой горькой, как яд, строкой он «завершил свой младенческий возраст в одиннадцать лет» и рано начал взрослеть. Через пару лет, уговорив мать, он переехал из Камыс­калы в Уйшик и поступил в ФЗУ. Из ФЗУ он вышел со специальностью «плотник-столяр». В 16 лет, окончив учебу, Хамаң, до того как его приняли на работу по специальности, вместе со всем курсом около года работал грузчиком в порту на берегу моря. Эта тяжелая работа грузчика, которая ломала спины даже взрослым мужчинам, была трудна для юного, еще не окрепшего парня. Затем Хамаң отправился на пароходе в Теке и поступил на рабфак при Уральском пединституте. «Мне было 17 лет, когда я отправился в эту поездку», – говорит Хамаң.

Это был 1933 год. В стране еще голод. Бозбала Хамаң, питаясь черным хлебом или отрубями по карточкам, ослабел и заболел малярией. Так, страдая от малярии, он время от времени выпускал стенгазету рабфака «Жас калам» (Молодое перо), где публиковал и свои стихи, подписываясь «Редактор Х.Ергалиев». Однажды преподаватель пединститута Кажим Жумалиев, прочитав в стенгазете стихотворение молодого Хамита, посвященное гибели Кирова:

Кирова, вождя,
Убил враг.
Скорбя от горя,
Плакал птенец,

был поражен. Затем Хамаң был вызван в кабинет директора, познакомился с ним, и тот, похлопав его по спине, сказал: «Ты поэт!» и привлек его в литературный кружок института. Воодушевленный этим, наш старший брат пишет: «Наше вхождение в мир художественного слова началось с этого».

В 1936 году в областной газете «Екпинди курылыс» (Ударное строительство) Уральской области было опубликовано его стихотворение «Тунғыш» (Первый), посвященное Октябрьской революции, и он был вне себя от радости. Это был первый шаг Хамаң в мир поэзии в 20 лет. Он написал большую поэму «Ұлы кек» (Великая месть) об уничтожении кулаков как класса и отправил ее в журнал «Әдебиет майданы» (Фронт литературы) (ныне «Жұлдыз»), которым руководил Сакен Сейфуллин. Она не была опубликована. «Но сама мысль о том, что Сакен прочитал мой труд, была для меня большой радостью», – говорит Хамаң.

Вскоре наступил и печально известный 1937 год. Молодой поэт Хамит Ергалиев только начал знакомиться и общаться с Касымом Аманжоловым и Жардемом Тлековым в Уральске. Однажды, будучи членом бюро комсомола, учившимся на 3-м курсе, он, сидя в президиуме на отчетно-выборном собрании, попросил слова и в конце заявил, что он «сын крупного феодала». Те, кто только что бурно аплодировал каждому его слову, затихли, как будто облитые холодной водой, а затем на него обрушились обвинения: «волчий детеныш», «враг, который специально активно учился, чтобы вступить в комсомол». В тот же день его немедленно исключили из комсомола, а на следующий день городской комитет забрал его комсомольский билет. Его исключили и из профсоюза. К тому же, на него поступила срочная жалоба. «Отец – бай, его кумир – враг народа Сакен, значит, у него была тесная связь с врагом, к тому же он обидел 7 девушек», и так далее. Конечно, все это была клевета, и молодого дарования исключили из учебного заведения, не выяснив правду и ложь… Вот что значит «конь споткнулся на ровной дороге, где не спотыкается ишак».

Хамаң вернулся на родину, был принят на третий курс четырехгодичного Нефтяного рабфака в Уйшике, а через два года поступил в КазПИ.

В то время его призвали в Красную Армию и зачислили в кавалерийский полк, но слух «неблагонадежный сын бая» дошел и туда, и, несмотря на его многочисленные просьбы в первые годы войны, его не отправили на фронт.

В начале войны Хамаң, командовавший эскадроном в городе Мары Туркменистана, вместо отправки на фронт был направлен в запасной полк в Алматы заместителем командира эскадрона. Наш Хамаң, желая сразу же привлечь внимание девушки Гулянуар, которую он выбрал и полюбил из многих девушек, и чтобы продемонстрировать свою грамотность по-русски, написал ей письмо: «Будь здорова, дочь Востока». Вскоре он получил ответ от той девушки: «Прошу, пиши дальше по-казахски». Между ними вспыхнула любовь, и они решили пожениться. Как вы можете не назвать героизмом решение нашей матери выходить замуж за парня, который вот-вот должен был отправиться на войну! Там, где есть любовь, всегда есть место героизму!

Но откуда взять деньги на свадьбу? В то время офицерам кавалерии на Новый год вместо зарплаты выдавали свиней. Поэт-старший брат продал шестимесячного поросенка, доставшегося ему, матери его подруги, певицы Рахии Койшыбаевой, на базаре. На эти деньги они устроили скромную свадебную церемонию. Отдельная история – как эта неуправляемая свинья сбежала на базаре, и все вместе, шумно преследуя, с трудом ее поймали! Поэт осуждает это событие в своем стихотворении как болезнь общества, которое он пережил:

Никто, возможно, не возьмет с меня пример,
Никто не женится, зарезав поросенка, как я,
Если не унесут из постели, сказав «хорошо»,
Никто не войдет в дом с таким страхом, как я.

«Никто не войдет в дом с таким страхом»… В этой строфе отражена горькая правда того времени, полного несправедливых наказаний.

Герой Касым Кайсенов писал: «Хамит был героем в жизни, героем в поэзии, героем и на войне». Вот как герой узнает и ценит героя! Хамит Ергалиев – такой же правдивый человек, который говорит прямо, не увиливая, как в жизни, так и в стихах, где он умел говорить правду, как острый меч.

Непоколебимый Хамаң в январе 1945 года был тяжело ранен в Венгрии, потерял несколько ребер, с половиной легкого, с осколком металла в груди, с контузией прошел через 13 госпиталей, был признан инвалидом II группы и вернулся на родину.

Кстати, после возвращения с фронта Хамаң, устроившись в газету «Социалистик Қазақстан» (ныне «Егемен Қазақстан»), позвонил в военкомат и сказал: «Я не чернорабочий грузчик, руки и ноги целы, голова на месте, мне 29 лет, я больше не буду инвалидом! Спасибо!» – и снял себя с учета инвалидов II группы.

Его годы работы в качестве очеркиста в главной газете были очень плодотворными. Он сформировался как поэт и был признан всеми, старшими и младшими. В этот период он написал и издал отдельными книгами сборники поэм: «Әке сыры» (Тайна отца) (1947), «Үлкен жолдың үстінде» (На большой дороге) (1949), «Біздің ауылдың қызы» (Девушка из нашего аула) (1950). В 1953 году вышла его поэма «Сенің өзенің» (Твоя река). Все эти 4 поэмы были оценены как высокохудожественные произведения, написанные с эпическим размахом и занявшие прочное место в казахской поэзии. Великий поэт Касым Аманжолов в своей благожелательной статье о поэме «Девушка из нашего аула» в 1952 году назвал автора «поэтом с огненными крыльями мысли» и завершил ее строфой:

В юности ты украсил челку цветами,
В молодости ты скакал, опережая стадо.
Стань пятилетним и возьми главный приз,
Пусть враги сгорят от зависти, а друзья восхвалят тебя!
Это свидетельство того, что для поэта, которому было чуть за тридцать, это была высокая оценка.

До этого, в 1950 году, Сабит Муканов пригласил Хамаң, принял его в Союз писателей и перевел на работу в Союз. В следующем году он принял участие во II Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве и нашел близких друзей-писателей, таких как Фадеев, Железнов, из 15 союзных республик и Москвы. Благодаря их переводам и поддержке, в 1953 году поэма Хамита-аға «Девушка из нашего аула» была выдвинута на Сталинскую премию (позже переименованную в Государственную премию СССР).

В это время корреспонденты газет «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», «Литературная газета» наперебой приходили в полуторакомнатную квартиру Хамаң, где проживала его большая семья из 8 человек, брали интервью, надевали новый костюм, фотографировали, создавая суету. Все, пожимая руки, говорили: «Что-то хорошее грядет, ждите». Но за день до подписания подготовленного указа умер сам Сталин, и эта премия не досталась Хамаң.

В 1958 году поэт Хамит перешел из Союза писателей в издательство Художественной литературы на должность заведующего редакцией. Сразу же, поставив на ноги около сорока подчиненных, Хамаң ввел новый порядок работы с военной строгостью, внес много изменений и начал борьбу с халтурой.

Гафу Каирбеков в шутку сказал:

Нас вчера возглавлял поэт Жапар,
Пришел Хамит и разнес аппарат вдребезги.
Как это могло понравиться тем, кто спал на ходу, кто следовал за толпой, кто жил только по указаниям, кто не выходил за рамки «младенцев в пеленках»? Снова рассмотрев его партийность, снова заговорив о том, что он «сын крупного феодала», Хамаң в 1959 году окончательно ушел с должности и полностью посвятил себя творчеству.

Несомненно, вершиной поэзии этого поэта, написавшего около двадцати крупных поэм, остается поэма «Курмангазы» (1962). Мы видим, что Хамит Ергалиев воспел все тайные секреты кюев Курмангазы, даже пошел на смелый эксперимент в некоторых местах, превратив кюй «Айжан кыз» в стихотворение: Я родился в день так, В птенца ворона, Я стал собой. Айдын… Я плеснул в озеро. Я полетел, улетел, над небом, Исследовал под собой, Я запел.

Из этого фрагмента я вижу исток драгоценного «Книги кюев» загадочного поэта Жумекена Нажимеденова. Также стоит отметить, что стихотворение Абдильды Тажибаева к кюю «Көбік шашқан» (Взбивая пену), исполняемому хором-капеллой, было написано после «Айжан кыз» Хамаң.

В поэме «Курмангазы» есть такая строфа:

Если присмотреться, я как пчела, собирающая мед,
Я брожу по казахской земле без сожаления.
Возможно, я, промчавшись через аул,
В каком-то месте раню свое сердце.

Видите ли, даже в те времена поэт открыто говорил о ранении своего сердца. Это было бедствие или катастрофа, происходившая в каких-то частях казахской земли, возможно, Семипалатинский полигон, возможно, Арал, возможно, наш язык и культура, становящиеся жертвой колониализма, в общем, это намек на великое горе и страдание, постигшее народ! Дальновидность? Дальновидность! Героизм? Героизм! Героизм поэта… Героизм деятеля, героизм стойкого гражданина… Вы еще раз убеждаетесь, что Хамаң не зря получил почетное звание «Народный писатель».

Великий Мухтар Ауэзов незадолго до своей смерти, прочитав продолжение поэмы «Курмангазы», сказал: «Мое прежнее мнение не ослабло, а усилилось. Впереди у меня поездки за границу. По возвращении я собираюсь обстоятельно написать об этом твоем дастане. Проживи жизнь, достойную твоего дастана!» – и обнял его.

Словно конь, несущийся галопом,
Как огонь, бьющий о черный камень, подобно пене,
Разлетаются во все стороны. Под луной
Земные существа падают в восторге.
Заросли берега густым камышом,
Верблюжонок аруаны жалобно ревет в степи,
Женщины и дети кричат, собаки лают,
Овцы блеют среди белых волн!
О, ужас, храбрый человек содрогается…
Еще не распустив волосы,
Темнея в белой пене,
Умершая красавица роняет свои косы.
Какая ужасная картина! Неужели он не оживил кюй Курмангазы «Көбік шашқан» и не представил его нашим глазам? Разве это не произведение, достойное восхищения великого Ауэзова?

Сам поэт говорит: «…есть одна правда, которую нужно сказать. Сначала я собирался писать о Махамбете, а не о Курмангазы. Кажим Жумалиев сказал: «Я пишу роман о нем, и поэму тоже напишу сам», поэтому я не смог опередить его». Строки из этой поэмы:

Давая яд свинца больному,
Лечат врачи, как от пули! –
Я бы назвал плодом настоящей шекспировской школы.

Во времена спекулянтов,
Когда чужие слова стали словом мудрецов,
Когда у чужих просили, чтобы оживить язык народа…

Это отрывок из сборника «Сонеты» Хамита Ергалиева. Какие актуальные мысли!

«Я бы поставил свою книгу «Сонеты» на первое место в своем 60-летнем творческом пути», – сказал Хамаң. – Я потратил 6 лет на то, чтобы издать книгу сонетов Шекспира на казахском языке. Затем 14 лет я размышлял. Я перевел трагедии «Ричард III», «Гамлет», комедию «Двенадцатая ночь»». Хочу отметить, что Гулянуар, жена Хамаң, шутила ему: «Пока ты не закончишь своего Шекспира, ты мне надоешь». Но, кажется, эта работа принесла свои плоды, не надоев никому. В это время Шекспир снова и снова снился поэту.

Мы не можем сказать, сколько Хамаң спал и сколько снов видел в своей насыщенной жизни, но в его произведениях я заметил только два из этих снов. В своей жизни ему явились два человека: один – его боевой товарищ Петр Мардак, спасший его от смерти на войне, второй – его соратник Уильям Шекспир, который привел его к бессмертной жизни!

Хамаң, с характером батыра, был и ребенком в душе. Однажды его сын Мурат привел своего пяти-шестилетнего сына в зоопарк. Ребенок долго смотрел на льва в клетке, увидев его впервые. На слова отца: «Пойдем, чего ты удивляешься?», сын ответил: «Папа, папа, этот лев похож на дедушку». Вместо того чтобы обидеться на это сравнение внука, Хамаң хлопнул себя по колену и обрадовался. Ребенок правильно заметил, ведь Хамаң был львом – как человек, так и поэт.

Он способствовал обнаружению могилы Курмангазы и строительству мавзолея, выделил средства на строительство каменного мавзолея на месте сгоревшего деревянного мавзолея Акана сері, во время отдыха в Кисловодске вместе с Сырбаем аға обратился к главе правительства Ж. Ташенову и добился строительства санатория «Ессентуки-Казахстан»… и так далее. Если перечислять, добрых дел Хамаң для нации достаточно. Прежде всего, я бы сказал, что величайшее благодеяние Хамаң – это то, что он оставил нам в наследство свои бессмертные стихи и поэмы.

У каждого полноводного ручья есть два берега. У полноводного, известного, почитаемого поэта Хамита Ергалиева тоже есть два берега: один берег – в городе Атырау, другой – в Алматы. А бурные волны поэзии Хамаң наполняют сердца всего казахского народа в великой степи, текут по венам, бурля, как и прежде!

Улукбек ЕСДАУЛЕТ,
поэт, лауреат Государственной премии
Газета «Егмен Қазақстан»

Previous Post

Сагинтаев: Необходимо оказать поддержку сельскому населению, живущему за счет скотоводства

Next Post

Елбасы принял министра оборонной и аэрокосмической промышленности

Next Post

Елбасы принял министра оборонной и аэрокосмической промышленности

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.