Россия и НАТО вступают в военный конфликт?
Президент России Владимир Путин во время визита в Турцию договорился с турецким президентом Реджепом Эрдоганом о продаже газа по сниженным ценам. Также было разрешено ввозить в Россию турецкие абрикосы и изюм.
«Сегодня правительство РФ приняло решение о допуске на российский рынок группы турецких товаров – сельскохозяйственной продукции: косточковых и цитрусовых фруктов», – заявил В. Путин.
К косточковым фруктам относятся вишня, слива, абрикос, чернослив и персик, а к цитрусовым – апельсин, грейпфрут, лимон и мандарин.
Таким образом, турецкие фрукты и овощи, которые всего год назад были раздавлены бульдозерами в России под предлогом несоответствия санитарным нормам, по словам В. Путина, превратились в необходимый и доступный для простых россиян продукт, который отечественное сельское хозяйство не производит. Несомненно, российские пенсионеры и бюджетники, вынужденные покупать фрукты, ввезенные контрабандой, по завышенным ценам, выражают безграничную благодарность хозяину Кремля.
В свою очередь, Эрдоган, считающий В. Путина своим врагом, согласился на строительство газопровода, предложенного Москвой под названием «Турецкий поток».
Известно, что экономическая война между двумя странами, начавшаяся после того, как турки сбили российский военный самолет в районе, граничащем с Сирией, завершилась извинениями Реджепа Эрдогана. Внезапное примирение президентов с похожим агрессивным поведением было вынужденным из-за экономического положения и геополитической ситуации двух стран, находящихся в раздоре с Западом. Эрдоган, вступивший в конфликт с Европейским Союзом, похоже, вспомнил принцип «враг моего врага – мой друг».
В свою очередь, Москва начала терять доверие к Ирану, считавшемуся ее главным союзником на Ближнем Востоке. Тегеран, чьи отношения с Западом улучшились после снятия экономических санкций, теперь покупает не самолеты «Ан» или «Ту», а «Боинги», подписывает многомиллиардные контракты с европейскими технологическими компаниями, приглашает западные компании для разведки новых нефтегазовых месторождений вместо россиян. И самое главное, Иран значительно сократил поддержку сирийского президента Башара Асада, начав нести большие убытки. Для Кремля в этой ситуации выгодно временно подружиться с Анкарой, чтобы избежать позора от войны в регионе. Таким образом, война в Сирии и возникшее в результате противостояние между Западом и Россией открыли турецким фермерам путь к продаже своих фруктов в Россию. А новый газопровод фактически больше похож на очередной проект, реализуемый в интересах политики, нежели экономики.
«СИРИЙСКАЯ ЛОВУШКА»
В последние недели весь мир наблюдает за резким обострением противостояния между Россией и НАТО, Кремлем и Вашингтоном. Россия обвиняет НАТО и США в проведении экспансионистской политики в Прибалтике и Восточной Европе. В свою очередь, Европа, помимо войны в Сирии, обвиняет Кремль, разместивший «Искандеры» в Калининграде, в поднесении ядерного оружия к горлу Европы. Официальный Берлин даже заявил, что угроза со стороны России выше, чем во времена «холодной войны».
Пока заявления Кремля о создании новых военных баз в Сирии, Египте и на Кубе, а также слова руководства Пентагона о высокой вероятности войны с Россией напоминают боксеров-тяжеловесов, пытающихся продемонстрировать мускулы и запугать друг друга перед поединком. Мы думаем, что обе стороны, противостоящие друг другу, хорошо понимают, каковы будут последствия начала глобальной войны до того, как очаги войны в регионах потухнут.
В связи с этим некоторые западные эксперты рассматривают недавние демарши России как подготовку В. Путина к переговорам с новым избранным американским президентом и его администрацией. Ведь восстановление военных баз бывшего Советского Союза в условиях тяжелого экономического положения России невыполнимо. Учитывая, что Россия планирует сократить военные расходы на 6% в год в 2017-2019 годах, это заявление действительно похоже на шантаж.
Суть проблемы в том, что сегодняшняя Россия под руководством В. Путина хочет видеть себя равным США мировым игроком. А Вашингтон воспринимает Россию в лучшем случае как державу регионального уровня. Возможно, В. Путин хочет доказать россиянам, как Запад уважает их, обостряя противостояние. А после этого, как и в случае с турками, он может стремиться к улучшению отношений с Западом «в экономических интересах». Однако западные страны и Вашингтон, похоже, больше не хотят идти на компромисс с российскими властями. С момента распада Советского Союза отношения между США и Россией несколько раз обострялись и, казалось бы, разрешались, но державы, не признающие друг друга, похоже, достигли «красной черты», о которой часто говорят политики.
Обе стороны знают, что Россия не может воевать с такой гигантской державой, как США. Поэтому именно российские власти первыми выступили с инициативой о ядерном оружии. Американцы воспринимают это как пустой шантаж, идущий с советских времен.
Усиление противостояния России с НАТО, активное участие в войне в Сирии, отвлечение внимания страны от внутренних проблем, разжигание ложного чувства гордости у простых россиян – все это больше похоже на попытку отвлечь внимание.
С другой стороны, эта ситуация показывает, что военные в соседней стране начинают выходить из-под контроля гражданской политики. Мы помним, как год назад Совет Федерации предоставил президенту неограниченные права на применение вооруженных сил за рубежом. Экономика России сейчас находится в тяжелом положении, и нет гарантии, что она быстро восстановится в ближайшее время. Власти должны искать пути самоутверждения. Власть, которая раньше обманывала простой народ доходами от нефти, теперь, похоже, переходит к образу военного лидера. Однако такая игра требует огромных средств и полной поддержки народа. Кремль рассчитывал, что военная операция в Сирии продлится всего несколько месяцев. На прошлогодней пресс-конференции В. Путин заявил об отсутствии необходимости содержать постоянную и дорогостоящую базу в Сирии, отметив, что «при необходимости они могут нанести удар, находясь на своей земле». Однако сейчас известно, что без российских ВВС и ракетных комплексов режим Башара Асада обречен. А война в Сирии уже поглощает до 1 миллиарда долларов в год из бюджета. Одобрят ли россияне, говорящие «Крым наш», такие большие траты на далекую Сирию в нынешней ситуации? Поэтому создание новых военных баз в Сирии больше похоже на «сирийскую ловушку», в которую Россия попала по неосторожности, чем на геополитическую победу. В такой тупиковой ситуации, когда победу ищут только в войне, возрастает риск развязывания новой войны.
Если Кремль и Вашингтон смогут определить, в каких сферах они могут сотрудничать, а в каких не будут вмешиваться в дела друг друга, то можно будет разрешить достигшее предела противостояние. Однако пока кажется, что прямая связь между Россией и США оборвана. И позиция соседней страны такова, что если вы не будете считаться с нами, то мы никому не дадим покоя. А это политика, которая никому не принесет пользы.
Адил УЗАКБАЙ.
Газета «Жас Алаш»