Если присмотреться, слово «аманат» не переводится на другие языки. Оно не переводится, потому что это понятие, присущее только казахам. Женщина – аманатом для мужчины, земля – для народа, прошлое и будущее – для настоящего, народ – для лидера. Кешешние грозные Абылаи несли на себе многовековой аманатом казахов на пути к сплочению и единству. Гремевшие Кенесары были верны аманату Абылая. Скорбные Халелы несли аманатом Кенесары, Бекмахановы, Досмухамедовы. И все это – один аманатом. Все это – борьба за свободу алаш, за нацию, дух которой свободен, голова поднята высоко, грудь расправлена, никто не покорен, никто не в подчинении, за нацию, стремящуюся стать богатой и благополучной. Будь то волчьи времена, растворившиеся в мираже, или лисьи уловки советского периода, или нынешняя туманная эпоха, эта борьба не прекращалась. И не прекратится. А мы – я, вы – верны ли этому аманату? Фильм Сатыбалды Нарымбетова «Аманат» оказался плодотворным произведением, которое сильно потрясает зрителей, вливая по капле свет духа и чести в щели бессознательного.
С первых же кадров чувствуется, что кинопроизведение снято с большой подготовкой, любовью, вниманием к теме и героям. Вы видите Ермухана Бекмаханова (Б. Айтжанов), ищущего в библиотеке. Когда он, читая что-то, засыпает, вы погружаетесь в эпоху гнева и сбора войск Кенесары (С. Мадиев). В следующем эпизоде молодой журналист (А. Нуртаев) пишет очерк об Ермухане Бекмаханове. А в другом эпизоде вы переноситесь в 40-е годы по воспоминаниям Халимы Бекмахановой (К. Мухамеджанова). Таким образом, основные линии – это движение Кенесары в 19 веке, борьба Бекмаханова, изучающего Кенесары, в 50-е годы, и жизнь молодого журналиста, изучающего Бекмаханова, в 60-е годы. Картина охватывает несколько периодов, и они тесно связаны, как подкладка у одежды, «легки для глаз», «приятны сердцу». Надо признать, что в хваленых фильмах последних лет мы часто замечали разрозненность или несоответствие содержания и формы. Мы предполагаем, что гладкость этой картины обусловлена тщательным продумыванием режиссером каждого эпизода, каждой детали, а также влиянием монтажа и музыки. Талантливый композитор Акбота Раимкулова с первого кадра, словно на крыльях своей проникновенной музыки, переносит вас в другой мир. Французский монтажер Эрве Шнайд искусно сплетает связи между периодами. С драматургической точки зрения, Кенесары, Наурызбай, Бопай, Ермухан, Бучин, Халима, Хадиша, Жаппар, Сатпаев, Досмухамедов, Рамазан, коллеги Ермухана… ни один из стольких персонажей не потерялся, развился должным образом, нашел свою систему, благодаря чему фильм получился насыщенным событиями и очень динамичным.
Особую радость доставляет понимание художественных находок и решений картины. Например, еще до начала фильма вы видите маленьких детей, несущих друг друга на спинах. Эти двое – наш народ, у которого не уходят тучи с головы и печаль из сердца, который не мог спастись от преследований, куда бы ни шел, но, извиваясь, тащил друг друга и дошел из эпохи в эпоху. Когда Ермухан теряет сознание и видит Кенесары, он оказывается среди множества всадников. Точно так же двое сирот оказываются в окружении скачущих всадников. Мы поняли этот эпизод как опасности нынешней эпохи, которые окружили наш народ, еще не изменившийся, все тот же, юный. Неслучайно Сатыбалды Нарымбетов сравнивает казахов с сиротами. Народ, лишенный своей истории, оторванный от корней – кем еще он будет, если не сиротой? Или возьмите пару орлов, показываемых время от времени. Это – свобода, не находящая гнезда, справедливость-истина, не находящая своего места. Когда впервые показывают русских солдат, вы видите змею, ползущую в гнездо. Когда Кенесары отправляется в свой последний поход, змеи уже явно обжили гнездо… Хан Кене знал об этом, знал. Но сказал: «Ради этой великой степи, ради священного места, защищенного кровью и честью предков, ради аманату моего деда Абылая я буду сражаться, пока останется хоть капля моей крови. В этом вся моя правда и цель. Жизнь – жертва на этом пути». В фильме Балабанова «Брат», который в 90-е годы поднял русский дух, Данила Багров спрашивал: «Брат, где же правда?». Для нас, для каждого казаха, правда – это служение национальным идеалам. Эта мысль, лежащая в основе фильма, ценнее всего. Ведь история знает, у нас было много богатых манапов, поэтов и писателей, ученых и певцов. Однако все те, кто не смог сделать национальные интересы своим путеводным ориентиром, оказались заблудшими. Их жизнь и смерть прошли напрасно. Следовательно, для гражданина конечная цель – «найти свое место и приложиться» к нуждам своего народа.
Тот, кто пришел на «Аманат» в надежде увидеть последний бой хана Кенесары, как он попал в плен и был обезглавлен, ошибается. Мы видим величественный момент взятия ханом Кенесары Созака. Но последнего боя мы не видим. Воины растворяются в тумане. История так и превратилась в мираж. И вот однажды из этого тумана вырывается жеребенок и скачет. Его колокольчик звенит. Это – голос нашей истории, едва донесшийся из глубин веков. «Истина и историческая правда стучатся в наши ворота», – говорит Бекмаханов. Звучит голос жеребенка с колокольчиком. А Хан Кене остается перед нашими глазами в величественном образе «Абылая» на вершине скалы. То, что золотая голова Кенесары была унижена – значит, честь алаш была растоптана, знамя было опущено, дух был сломлен. Режиссер, похоже, не хотел в очередной раз унизить наш дух. За это мы и благодарим.
Кенесары Санжара Мадиева – образ, выросший из Голливуда. Сам актер в одном из интервью сказал: «Мы выросли, глядя на наших братьев Асанали и Тунгышбая». Но его манера игры нова, видно, что он вырос, смотря советское и голливудское кино, впитав обе актерские школы. Это первый Кенесары на экране. Не «гламурный», как ожидали. Благородный, возвышенный, духом сильный, величественный. Прогрессивный, образованный. Посмотрите на его слова при взятии Созака: «Если Бог даст, настанет день, когда мы построим города и будем выращивать сады. А пока приходится отбивать клыки у этих волчьих времен»… Сколько мысли и правды скрывается в одном этом предложении? Это ответ тем однобоким, кто говорит: «Если бы не русские, мы бы до сих пор были кочевниками» и не хочет расставаться с путами старшей нации. Таков был ход времени, городская культура пришла бы и так, мы бы перешли к оседлости. Все произошло бы своим чередом, своим порядком, не с такими потерями, как после революции. Нам внушили мысль: «Русские привели диких казахов к культуре, цивилизации», и, что самое печальное, эти слова до сих пор звучат с высоких трибун… Казахи-ханы не были глупцами, казахи-ханы не тащили народ в средневековье. Еще раз благодарим режиссера и сценариста за то, что они смогли донести эту мысль.
В фильме нет бессмысленных, пустых сцен. Возьмите хотя бы одну картину. Девочка-малышка, держащая куклу над головой, закрывает глаза и говорит: «Стреляй! Давай!». Она стреляет и сбивает куклу с луком. Из этого эпизода становится ясно, откуда выросли «тысяча джигитов», народ-воин, потрясший мир. Когда появляется ханша Бопай (К. Анарбекова), вырывая стрелу из юрты, кажется, что сама изящность ожила. Как она садится на