Зимой прошлого года в Астане разгорелся скандал вокруг «теплых остановок». Местные власти потратили миллионы на одну автобусную остановку. Эта расточительность вызвала возмущение общественности. Тем не менее, закрытые павильоны были установлены по всему городу. Всего их 27. Однако власти предпочли не распространяться о том, сколько средств было выделено на эти цели и о стоимости последующих остановок. Проектно-сметная документация также не была предоставлена. Тем не менее, после неоднократных запросов в акимат Астаны и при участии городского общественного совета, нам все же удалось узнать, сколько денег было потрачено.
Первый закрытый павильон был установлен в Астане в октябре прошлого года. Жители столицы, страдающие от морозов и ветра, были рады этой инициативе местных властей. Внутри закрытой остановки тепло, кроме того, она оснащена системами видеонаблюдения и Wi-Fi. Также имеется система информирования, отображающая маршруты автобусов.
Так хорошо все начиналось, но закончилось скандалом. Ведь на одну остановку было потрачено 10 млн тенге. Общественность сочла это слишком дорогой ценой. Даже россияне были удивлены такой ценой. Например, в Красноярске такая же остановка обошлась значительно дешевле. Однако специалисты ТОО «Астана LRT», установившие автобусные павильоны, уверяли, что сравнивать их по качеству невозможно. В это время нашлись и компании, готовые установить теплые остановки за 5 млн тенге.
В итоге, большинство сошлось во мнении о необходимости пересчета стоимости остановок. Похоже, так и было сделано. Согласно данным, полученным от городского акимата, на строительство теплых остановок было выделено 199,8 млн тенге. Всего прошлой зимой по городу было установлено 27 автобусных павильонов. Стоимость первого составила 10 млн тенге. Если посчитать самим, то на каждую из последующих остановок было потрачено около 7 миллионов 300 тысяч тенге.
«Стоимость теплых остановок определялась в соответствии с проектно-сметной документацией. Следует отметить, что в декабре 2015 года прокуратура города Астаны проверила фактическое соответствие объемов выполненных работ. Стоимость полученных товаров и оплата оказанных услуг были полностью возмещены, никаких нарушений законодательства не выявлено», — говорится в ответе Управления пассажирского транспорта города Астаны.
Всего в Астане планируется установить 82 таких остановки. Значит, еще нужно 55 павильонов. Это немалые средства. Поэтому для облегчения бюджетной нагрузки планируется привлечь инвесторов к проектам транспортной инфраструктуры. В настоящее время ведутся переговоры с компаниями, готовятся проектно-сметные документы. В результате будет определена стоимость строительства.
Аймгуль АБИЛЕВА
Baq.kz