Литература — это самая сложная тема сегодняшнего дня. Говорить о ней можно сравнить с действиями поэта, который мучает себя, чтобы вызвать вдохновение. Однако, что мы можем найти, так крепко ухватившись за «край» этого искусства, не отпуская до самой смерти, стараясь изо всех сил?!
Являясь одним из видов истинного искусства, миссия литературы — жить вечно, и у каждого века, у каждого периода есть свои несчастные души, готовые посвятить свою жизнь, чтобы «поднять ее на щит». Их называют дарованиями, среди них встречаются и уникальные гении. Когда дар, данный Богом, как талант, сочетается с поисками, накоплением знаний, трудолюбием, тогда можно увидеть и результаты. Напротив, есть и те, кто не может справиться со своими особенными качествами и «сгорает» за короткий промежуток времени. Есть ли лекарство от человеческой слабости?!
Миры тайн
Умение по-новому чувствовать таинственные миры, видеть радость красоты в каждой вещи — это свойство художника. С каждым новым днем расширяется как горизонт художественного познания, так и круг явлений. Новизна приходит и в нашу национальную литературу через параллельный мир — русскую литературу Казахстана. Мы знаем, что после распада Советского Союза русская литература перешла на постмодернистское направление и некоторое время была полем для экспериментов. Что касается нашей родной литературы, то она не сильно столкнулась с постмодернизмом. Сейчас она развивается медленно, но верно, по прямому пути классицизма. Размышляя о русской литературе, которая заблудилась и окончательно попала в поток неореализма, в том числе и о русской литературе Казахстана…
Прежде всего, внимание привлекает формат русской поэзии. Это минимальная композиция, вмещающая в себя множество смыслов. Возьмем, к примеру, «Треугольник Моше Шанина»:
Сначала запретили букву ы.
Потом запретили букву а.
Потом зпретили букву б.
Потом зпретили укву в.
Потом зпретили уку г.
Потом зпретили уку е.
Потом зпртли уку з.
Потом пртли уку и.
Потом пртл уку к.
Потом пртл уу л.
Потом пртл уу м.
Пото прт уу о.
пт прт уу п.
т рт уу р.
т т уу т.
уу у.
—
Когда удаляются все «запрещенные» буквы, в конце концов, не остается места для слова и смысла. Мы не можем сомневаться в том, что автор хотел раскрыть философию молчания. Самое страшное — это молчание, безразличие, неизвестность…
Стихотворение молодого поэта Ивана Полторацкого «Трамвай» также вызвало резонанс в литературной среде.
Трамвай ехал по степи. Ехал по степи.
Ехал по степи. Ехал по степи.
Ехал по степи. Ехал по степи.
Ехал по степи. Ехал по степи.
Ехал по степи…
Так продолжается бесконечно. Это метафора некоторых неприятных моментов жизни, утомительной, бессмысленной, бесконечной бесконечности.
Известный казахстанский русскоязычный поэт Паша Банников в своем стихотворении «Радио «Дю