Мы провели небольшой диалог с членом совета улемов Духовного управления мусульман Казахстана, доцентом, ученым-религиоведом Абдуллой кажы Жолдасулы о религиозных взглядах в стране. Представляем вашему вниманию.
– На Западе часто говорят, что ислам – это религия войны, тоталитарная религия. Что вы можете сказать об этом утверждении?
– Бисмиллях-ир-рохманир-рохим. Альхамду лиллах, вассаляту вассалям аля Расулиллах. Религия Аллаха Всевышнего – это всегда религия мира. Человечество прошло через множество переходных периодов в своей истории. Его религиозное мировоззрение также менялось и трансформировалось в связи с этими периодами. В одном из хадисов нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что было 124 тысячи пророков. Ни один из посланников, избранных Всевышним из стольких тысяч, не изобрел военного, склонного к убийству инструмента или оружия. Пророк Нух (мир ему) построил ковчег, чтобы спасти человечество от великого потопа, пророк Идрис (мир ему) был известен просвещением, а пророк Иса (мир ему) – чудом исцеления. Каждый пророк имел свои чудеса и ремесло, соответствующие его среде. Однако ни один из них не создал оружия или инструмента, применяющего силу против человека, убивающего людей. Это яркое доказательство того, что ислам – религия мира.
– Во время террористических актов гибнет множество невинных людей. Что говорят аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) об этом жестоком, злодейском убийстве людей?
– Например, в 93-м аяте суры «Ниса» Аллах (Всевышний) повелевает мусульманам: «А если кто убьет верующего преднамеренно, то воздаяние ему – ад, в котором он пребудет вечно. Аллах разгневался на него, проклял его и уготовил ему великое наказание». Наказание за убийство очень сурово, потому что смерть и гибель любого человека находятся только в воле Творца, а убийство человека – это посягательство на власть Аллаха. Наш Посланник в другом хадисе сказал: «В Судный день первым делом будет разбирательство по поводу пролитой крови».
– Каково должно быть отношение мусульман к представителям других религий?
– Ислам не обделил своим покровительством представителей других религий, проживающих в мусульманских странах. Прежде всего, наш Господь в 99-м аяте суры «Юнус» говорит: «Разве ты станешь принуждать людей стать верующими?» А в 256-м аяте суры «Бакара» говорится: «Нет принуждения в религии». Ислам не позволяет спорить или оказывать давление на людей Писания, которые признают мусульманскую власть в мусульманской стране и платят налоги, и защищает их права. Есть вещи, которые дозволены для людей Писания, и их нельзя запрещать, говоря, что ислам их сделал харамом. Для иудеев запрещено работать в субботу. Их нельзя заставлять работать в субботу, христиане должны посещать церковь в воскресенье, и им нельзя препятствовать в этом. В мусульманских странах, учитывая это, они совершают свои обряды без каких-либо препятствий. Исламские историки сообщают, что группа наджранских христиан из числа людей Писания получила разрешение совершить богослужение в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине и совершила там свои молитвы. Они пишут, что никому из их сподвижников не было разрешено возражать или препятствовать им. Вот истинный исламский пример отношений с представителями других религий!
– Сейчас некоторые наши соотечественники легкомысленно выносят страшный приговор «неверный». Расскажите об этом.
– Наша страна – светское, демократическое государство. Мы совершаем намаз без каких-либо препятствий, открываются новые мечети. Тем не менее, внутренних проблем у нас достаточно. Сейчас молодежь составляет основную часть прихожан в мечетях, но некоторые люди злонамеренно используют тот факт, что они недавно обратились к религии. Они начали говорить: «Кто не совершает намаз – неверный, кто не делает того – неверный, кто не делает этого – неверный». А сейчас некоторые легкомысленные люди, говоря «лишь бы не совершал намаз», не стесняются покушаться на жизнь и имущество таких людей, не так ли? Это, конечно, великое зло, совершенное этими «обвинителями в неверии» против своих братьев по крови и вере. Самое главное – эти обвинения не основаны на религии, на ее источниках. В настоящее время, когда попытки вывести мусульманина из ислама достигли своего апогея, имеется множество достоверных преданий, к которым можно обратиться, чтобы не заблудиться. И за это хвала.
– Сегодня даже молодые люди обсуждают вопрос ношения длинной бороды как спорную тему. Поделитесь своим мнением по этому поводу.
– Некоторые люди, такие как Дилмурат, Абдыхалык, в свое время не признавали традиционный ислам, считая, что они ведут людей правильным путем, и стали инициаторами разрушительных дел в стране. Сегодня эти активисты скрываются в арабских странах. Из-за непризнания традиционного ислама даже ношение бороды стало одним из спорных вопросов. Во время пятничной молитвы (в разговоре в мечети «Такуа» в Атырау) я спросил парней с бородами:
Является ли ношение бороды фарзом, сунной или ваджибом?
Ваджиб, сбривать ее – харам, – ответили они.
Хорошо, я не буду спорить с этим, каково положение обеспечения семьи?
Фарз.
Следовательно, кто виноват в том, что вы, ради этого сунната или чуть более высокого деяния (им очень трудно найти работу, никто не хочет давать работу из-за их бороды), не можете найти работу, и ваши семьи бродят без дела? Это хорошо?
Конечно, они не смогли ответить на мой вопрос. Они спросили меня о четких, конкретных преданиях по каждому шариатскому деянию. Приводить предания, останавливающие их по каждому деянию, – нелегкое дело. Трудно даже остановить их от того, чтобы они не называли своих собственных родителей неверными. Такая наука не падает им с неба, она приходит из арабских стран. После этого пришлось пересмотреть предания о бороде. Учитывая, что это очень спорный вопрос дня, приведу некоторые из этих преданий.
Мухаммад ибн Хасан в книге «Аль-Асар» приводит сведения от имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах, от Хайсама, да помилует его Аллах, от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что «он держал свою бороду в горсть и обрезал то, что ниже». (стр. 900). Имам Мухаммад, да помилует его Аллах, говорит: «Мы придерживаемся этого, это мнение Абу Ханифы».
Имам Тирмизи, да помилует его Аллах, передает от Амира ибн Шуайба, от его отца, а тот от своего деда: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обрезал свою бороду как снизу, так и по бокам». Хасан Басри, да помилует его Аллах, один из известных деятелей ислама, сказал: «Борода обрезается как по длине, так и по ширине. Чтобы не переходить крайности». Однако, повлияют ли наши слова на тех легкомысленных людей, которые опираются на слова некоторых шейхов и считают правильным действовать только по ним, или нет, покажет время. Их нынешние наставники, их «шейхи», по сравнению с учеными, о которых мы говорим, не стоят и упоминания.
– Тенденция к расколу становится регрессивной реальностью сегодняшнего дня. Что говорят исламские принципы об этой реальности?
– Следовательно, самый прямой и надежный путь, чтобы не впасть в такое заблуждение, – это избегать следования за различными подозрительными группами или общинами, придерживаться самого прямого и надежного пути – «Сауады агзам». «Сауады агзам» – «самая большая группа». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, моя умма не будет единодушна в заблуждении (в ошибках, промахах, отклонениях от пути). Если вы столкнетесь с разногласиями (появятся различные группы), то вам следует придерживаться пути, которого придерживается община «Сауады агзам»». Следовательно, нет никаких оправданий для отделения от общины, для отдаления, и те, кто все же настаивает на своем, пусть подумают о своем тяжелом положении в загробной жизни. Отказ от большинства не ведет к добру, наоборот, гораздо лучше быть вместе с другими братьями, отложив свои требования ради единства.
– Существуют различные мнения о миссии нашего предка Ходжи Ахмеда Ясави…
– Многие не знают, что наш предок Ходжа Ахмед Ясави, которого мы не можем должным образом оценить, и его книга «Диуани хикмет» служили духовной опорой в истории казахского народа и источником, понятным для них, которым они руководствовались в своих религиозных убеждениях. Потому что в 1510 году Исмаил-шах, подчинив Дешт-и-Кипчак себе, пытался обратить его в алиевскую веру. В то время образованные казахи подняли эту книгу «Хикмет» как знамя. Духовно возвышенная казахская степь не склонилась перед Исмаил-шахом.
Мы видим из приведенных выше аятов и хадисов, что Всевышний милостив к нам, но часто мы лишены этой широкой милости. Если мы будем спорить и препираться из-за незначительных преданий, у нас не будет примера, который мы могли бы показать другим. Я хочу сказать, что нам лучше следовать религии, ниспосланной Всевышним, которая является смыслом и украшением нашей жизни.
Спасибо за интервью!
Сейит Иматов
Название в оригинале: ФАРЗ ВЫШЕ СУННЫ. МОЛОДЫЕ ЛЮДИ С БОРОДАМИ ЭТОГО НЕ ПОНИМАЮТ
oinet.kz