Большинство исследователей Ясауи считают, что тарикат Ясауи прекратил свое существование в XVII веке. Действительно ли после этого цепочка тариката полностью прервалась?
С развитием суфийской школы Гиждуани, разработанной Мухаммедом Бахауддином Накшбанди (1318-1389) в Центральной Азии, тарикат Ясауи постепенно ослабевал с XV века. Ходжа Ахрар Убайдулла (1404-1490), возглавивший тарикат Накшбанди, придерживался принципа «Для выполнения своего всемирного духовного долга необходимо использовать политическую власть». После этого тарикат Накшбанди оказал сильное влияние на религиозно-политическую жизнь Центральной Азии. Казахский правитель Касым хан (1513-1523) присягнул на верность накшбандийскому шейху Абу Бакру Саду, после чего Гиждуани суфийская школа начала тесно проникать в духовную жизнь казахского народа. А с ними мог соперничать только филиал Ясауи тариката – Азизан. В XVII веке казахские ханы стремились сохранить духовное единство народа, предоставляя представителям тариката Ясауи равный статус с правящими султанами. В тот период, наряду с накшбанди, большое влияние в духовной жизни казахов имели и ходжой Азизан. Например, чтобы прекратить спор между двумя течениями, хан Тауке на собрании в Култобе выступил с инициативой избрать пира трех жузов, и нуратинский ходжа Азизан Мусирали был избран пиром трех жузов. То есть, хотя в XVII веке цепочка тариката Ясауи прервалась, духовные ценности, пропагандируемые тарикатом, через ходжей были усвоены в обычаях и мировоззрении народа.
По данным исследования востоковеда А. Бениксина, тарикат Ясавия в XIX веке существовал на юге Кыргызстана и на Ферганской долине под названием «лачи». Община лачи была основана в 1870 году шейхом тариката Ясауи по имени Санивар, который был убит ханом Коканда по обвинению в отступничестве от религии. Лачи, находясь под контролем кокандских правителей, находили сторонников среди кыргызов. Члены тариката подвергались преследованиям за исполнение хикметов под аккомпанемент музыки на тайных собраниях. Лачи тепло приняли Октябрьскую революцию 1917 года, но позже не смогли найти общий язык с новой системой. В 1920 году из числа групп лачи шейх тариката Ясавия Абу Мутталип Сатыбалдиев создал тарикат под названием «Шашты ишаны». Советское правительство обвинило «Шашты ишанов» в организации различных военных восстаний и движений против террористических методов и политической системы. После этого их шейхи часто арестовывались и наказывались. В целом, наказание «Шашты ишанов» осуществлялось до 1950-х годов. «Лачи» и «Шашты ишаны» до сих пор существуют в этом регионе.
В двухтысячных годах при изучении религиозных данных в архивах мавзолея «Ходжа Ахмет Ясауи» в городе Туркестан мы убедились в существовании в городе в XIX веке суфийской общины Каландар. Одна из 69 улиц города называлась Каландар. Также под этим названием действовала махаллинская мечеть. Позже, изучив мавзолей Шах-Каландар в городе Сайрам, мы узнали, что и здесь в XIX веке существовал суфийский орден Каландар. С установлением власти Советского правительства в указанных городах в 1920-х годах, движение Каландар было запрещено. Если обратиться к истории, то основоположником тариката Каландар был представитель школы Маламати Джамаладдин Мухаммеди Джунис ас-Саваджи (ум. 1232 г.). Он бежал в Дамаск во время вторжения войск Джебе и Субэдэя в Иран и основал здесь тарикат Каландар. В целом, исламские ученые оценивают тарикат Каландар как суфийскую общину шиитского направления. Однако, изучив внутреннюю структуру и религиозные ритуалы каландаров в Туркестане и Сайраме, мы убедились, что они выполняли нормы шариата (намаз, ораза) в соответствии с местными условиями (мазхаб Ханафи). Представители общины выступали перед народом, устраивая театрализованные представления (хождение по виселице, поднятие камней, хождение по раскаленным углям, дутье на огонь ртом) и исполняя религиозные дастаны, входя в образ. Они жили на пожертвования народа. Каландарцы чаще всего выполняли второстепенные обряды, такие как призыв к молитве, наречение имени, омовение покойника, копание могилы, выписывание амулетов и чтение заклинаний. Софы на мавзолее К.А. Ясауи 1870 года, включенные в альбом Я. Куна, являются этими каландарами. Они исполняли «джахри зикр» в качестве отличительного знака, присущего тарикату Ясауи. Мы полагаем, что каландарцы в Туркестане и Сайраме, взяв название тариката, основанного Джамаладдином Мухаммеди Джунисом ас-Саваджи, на практике адаптировали свой образ жизни к тарикату Ясауи. Поэтому я считаю, что «движение Каландар», запрещенное Советским правительством в 1923 году, также можно отнести к поздним ответвлениям тариката Ясауи.
Мухан Исахан – юрист, специалист по шариату.
e-islam.kz